В понедельник на сайте парламента появился проект бюджета на 2019 год. Мы проанализировали его и можем сказать, что депутатам он точно не понравится, зато судьи и силовики должны остаться довольны. Поэтому, думаем, что к второму или третьему чтению этот законопроект существенно перепишут.
Разрабатывая проект бюджета на 2019 год в правительстве решили опираться на базовый сценарий развития мировой и украинской экономик. То есть, чиновники предположили, что мирового финансового кризиса в будущем году не будет, но и бурного роста цен украинского экспорта тоже удастся избежать. То есть, исходили из того, что нынешняя конъюнктура на мировых рынках будет сохраняться и в 2019 году.
- Основой для расчета показателей проекта государственного бюджета на 2019 был избран первый сценарий (базовый) макроэкономического прогноза, который предусматривает рост реального ВВП на 3 процента, увеличение номинального ВВП до 3,946 трлн грн, - говорится в пояснительной записке. - Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) на уровне 107,4 процента, индекс цен производителей (декабрь к декабрю предыдущего года) - 110,1 процента. Среднемесячная заработная плата на уровне 10 129 гривен и в реальном выражении - рост на 6,9 процента.
Другими словами, если ваши доходы в следующем году вырастут больше, чем на уровень инфляции, которая составит 7,4%, то в теории вы станете богаче. Если меньше – беднее. Хотя, эксперты предлагают все-таки не исключать, что рост цен может составить до 10%, поэтому рост средней зарплаты на 7,4%+6,9 % = 14,3% - это неплохой показатель, который должен обогнать инфляцию. Но обо всем по порядку.
Начнем с минималки. От нее зависит сразу несколько сопутствующих показателе - размеры субсидий и налога на "лишние" квадратные метры. Если сохранится нынешний механизм начисления субсидий, при котором на новый отопительный сезон при расчете размера субсидии учитываются доходы за I и II квартал текущего года, то из-за роста минималки с 1 апреля 2019 года уменьшатся субсидии на отопительный сезон 2019/2020 – то есть с октября 2019-го. Впрочем, за минувший год механизм расчета субсидий меняли несколько раз, так что нас еще могут ждать сюрпризы.
Правительство решило повысить минимальную зарплату с 1 января 2019 года до 4173 грн или 25,13 грн в час. На сегодня минимальная зарплата в Украине составляет 3723 грн. То есть, ее рост составит 12.08%, что существенно выше планируемого уровня инфляции – 7,4%, но меньше роста уровня средней зарплаты, что не должно сильно влиять на уровень роста цен.
Обидеться на первоначальный проект бюджета могут большинство чиновников. Дело в том. что в следующем году их оклады могут остаться на уровне 2018 года. В бюджете предлагается брать базой для расчетов данные за этот год
- Установить, что в 2019 году при определении должностных окладов и заработной платы, денежного обеспечения работников государственных органов применяется прожиточный минимум, установленный для трудоспособных лиц по состоянию на 1 января 2018 года, - говорится в проекте закона о бюджете на 2019 год.
Правда, ограничивать размеры премий чиновников в бюджете не решились. Таким образом, многие из них смогут компенсировать недополученные доходы при помощи щедрых премиальных.
Напомним, что раньше в качестве расчетной величины для зарплат и окладов использовалась минимальная зарплата, но после ее резкого повышения, стали применять другой коэффициент - размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленный на 1 января календарного года.
А вот повышение пенсий и детских выплат пройдет в два этапа – с 1 июля и 1 декабря. Как говорят эксперты, это делают для сдерживания роста цен, ведь именно эти средства первым делом идут на покупку продуктов питания. Напомним, что минимальные пенсии и детские выплаты привязаны к прожиточному минимуму, который будет меняться следующим образом.
"Установить в 2019 году прожиточный минимум на одно лицо в расчете на месяц в размере с 1 января 2018 года - 1853 гривны, с 1 июля - 1936 гривен, с 1 декабря - 2027 гривен, а для основных социальных и демографических групп населения:
Таким образом, прожиточный минимум за год вырастет на 9,3-9,4%. Это несколько больше уровня инфляции – 7,4%.
А вот размер пособия при рождении ребенка в следующем году менять не собираются. Как и в этом году, согласно проекту бюджета, он будет составлять 41 280 гривен. Выплата указанного пособия осуществляется единовременно в сумме 10 320 гривен, остальная сумма помощи будет выплачиваться в течение следующих 36 месяцев равными частями в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины в сумме 860 гривен.
Роженицам так же обещают предоставлять так называемую одноразовую натуральную помощь "пакет малыша". В 2019 году стоимость одноразовой натуральной помощи "пакет малыша" составит 5 тыс. гривен. Прогнозируется, что количество получателей указанной помощи составит в следующем году 360 тыс. человек.
Минимальный размер пособия по беременности и родам незастрахованным лицам в декабре 2019 году прогнозируется в сумме 2 207,1 грн. против 2 017,1 грн. в декабре 2018 года. Размер пособия на детей, над которыми установлена опека или попечительство, повышается с 3252 грн. до 4054 грн. в зависимости от возраста ребенка году.
Не менее интересно смотреть на расходную часть бюджета в разрезе министерств и ведомств. Удивительно, но в правительстве предложили снизить расходы на парламент, правительство и Госуправление делами, которое обслуживает президента. Подозреваем, что именно эти статьи будут подвергнуты правкам в сторону увеличения по ходу первого, второго, а, может, и третьего чтения.
Больше всего добавят судьям Конституционного суда. Расходы на этот институт врастут более, чем на 57%. Почти 41% обещают добавить медикам, еще 19% - учителям. Существенно вырастут расходы на силовой блок – армии добавят 16,6%, министерству внутренних дел – 20,2%. Единственный, кого оставили без прибавки – это Генпрокуратуру. Расходы на нее почти не меняются.
Несмотря на опасения, что учителям заморозят зарплаты, скорее всего, этого не случится. В бюджете предлагается увеличить расходы на образования на 19%.
Интересно выглядит и дефицит пенсионного фонда. Он продолжит расти и увеличится на 19,5% до 166,5 млрд грн. Вот такие получаются результаты пенсионной реформы.
Однако, еще раз повторим, что это документ представлен только к первому чтению и конечный его вариант к концу года, когда его будут утверждать, может сильно измениться.
Ведомство | расходы в 2019, млрд грн | расходы в 2018 году, млрд грн | прирост |
Верховная Рада | 1,67 | 1,73 | -3,5% |
Госуправление делами | 2,3 | 2,7 | -15% |
Секретариат Кабмина | 1,60 | 1,76 | -8,7% |
Верховный Суд | 2,02 | 1,73 | +16,7% |
Конституционный суд | 0,287 | 0,182 | +57,6% |
Генпрокуратура | 7,17 | 7,17 | 0% |
МВД | 82,3 | 65,7 | +20,2% |
Минобороны | 101 | 86,6 | +16,6% |
Минобразования | 37,83 | 31,79 | +19% |
Министерство охраны здоровья | 37,3 | 26,5 | +40,8% |
Пенсионный фонд | 166,5 | 139,3 | +19,5% |
Минкульт | 6,8 | 6,42 | +5,9% |