13 июля Пенсионный фонд сообщил, что "все идет по плану", и замолчал на две недели.
Обтекаемое объяснение в конце концов дала "Укрпочта", которой первой приходится отражать атаки возмущенных стариков. В "Укрпочте" отметили, что задержки выплат происходят из-за временных технических неполадок в ПФ, и пообещали оповестить своих клиентов о возобновлении выплат.
24 июля наконец прервал свое гордое молчание и Пенсионный фонд. "Смещение графика финансирования выплат обусловлено кассовыми разрывами единого социального взноса", - говорится в официальном сообщении фонда.
В переводе с канцелярского языка на человеческий это означает, что сумма средств, которая поступает в ПФ в виде ЕСВ, оказалась меньше запланированной. В результате в фонде образовалась "дыра", которую можно закрыть только за счет денег из госбюджета.
Но насколько неожиданная эта "дыра"? Ведь ни для кого не секрет, что ЕСВ дает лишь около 60% поступлений в ПФ, а порядка 40% - дефицит ПФУ, который покрывается бюджетными дотациями. Так что получается, что объяснение ПФУ исчерпывающим никак не назовешь.
"На самом деле такие кассовые разрывы в ПФУ были всегда, - говорит аналитик Алексей Кущ. - Просто раньше они вовремя замещались кредитами Минфина, а в этот раз, по всей видимости, на казначейском счете недостаточно средств. Это плохой знак".
Но, с другой стороны, деньги ведь можно напечатать, как у нас это делается в подобных случаях. Почему же ситуацию не спасают эмиссией на этот раз?
По словам аналитика, это связано с жесткой позицией, которую сегодня занял НБУ, а она в свою очередь вызвана конфликтом премьера и президента.
По словам аналитика Андрея Блинова, ЕСВ в этом году собирают на четверть больше, чем в прошлом (основная причина - рост официальных зарплат), но действительно меньше запланированного. В частности, согласно смете ПФУ, в этом году для пенсионных нужд должно быть собрано 208,3 млрд грн. ЕСВ, а за полгода собрано 89 млрд, то есть на 15 млрд меньше необходимого.
Правда, задолженность перед пенсионерами гораздо меньше этих 15 млрд – порядка 4,4 млрд грн. И тому есть две причины.
"Во-первых, госбюджет за полгода перечислил 52% годового плана дотации, - поясняет Блинов. – Во-вторых, ПФУ постоянно берет краткосрочные займы у казначейской системы – на данный момент казначейство кредитует ПФУ на 6,5 млрд грн.".
Станут ли, исходя из всего вышесказанного, задержки пенсий постоянным явлением? Эксперты сходятся в том, что ответ на этот вопрос лежит скорее не в экономической, а в политической плоскости.
Немало экономистов сходятся на том, что денег на пенсии в Украине нет и без эмиссии гривны просто не обойтись. А это в свою очередь означает, что нас ждет новый виток курса, считает экономист Андрей Мартынюк.
Впрочем, говорят экономисты, есть и другие предпосылки падения гривны.
"С 1 июля НБУ увеличил лимит длинной валютной позиции с 3 до 5%, то есть теперь банки смогут скупить больше валюты, - поясняет президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. – Но и это не все. На 2 июля 2018 года на коррсчетах банков было 46 млрд. грн., на 20 июля – 50 млрд, а на 23 июля – 59 млрд грн. НБУ погасил свои депозитные сертификаты на большую сумму, чем разместил новые, и объем безналичной гривны в обращении вырос. В результате банкам нужно либо больше кредитовать, либо больше покупать валюты. И поскольку кредитование буксует, выход остается только один. А значит, курс будет расти".
По мнению экономиста, если бы НБУ, вместо того чтобы насыщать банковскую систему гривной, уменьшил ее в обращении, курс доллара в Украине был бы 26 грн. и ниже. Но складывается впечатление, что регулятору такой курс просто не нужен.