21 ноября
Загрузить еще

Тактика принуждения: о чем договариваются "Нафтогаз" и "Газпром"

Тактика принуждения: о чем договариваются
Фото: Тактика принуждения: о чем договариваются «Нафтогаз» и «Газпром». Фото: zn.ua

Препятствий все меньше

Несмотря на давление со стороны США, все больше стран ЕС дают разрешение на строительство газопровода "Северный поток-2". Первой стала Германия. По сути, России осталось дождаться разрешения только от Швеции.

На этой неделе сначала региональное административное управление Южной Финляндии выдало разрешение на строительство этого газопровода в своей экономической зоне. А в пятницу стало известно, что и Дания даст свое разрешение на строительство, правда, при условии сохранения транзита газа через Украину

"Украинский вопрос имеет решающее значение", - заявил премьер-министр Дании Ларс Лёкке Расмуссен в Берлине после встречи с канцлером ФРГ Ангелой Меркель.

Казалось бы, после визита Петра Порошенко в Берлин ЕС пообещала сохранить транзит газа через Украину после введения в эксплуатацию "Северного потока-2". Однако, не стоит сильно радоваться, ведь "Газпром" может прокачивать через нас минимальные объемы – от 15 до 30 миллиардов кубометров - и условие сохранения транзита будет выполнено. В то же время сейчас Украина прокачивает куда большие объемы – за прошлый год через нашу трубу прошло более 90 млрд кубометров российского газа в Европу.

Принуждение к транзиту

В такой ситуации "Нафтогаз Украины" активизировал переговоры с российским газовым монополистом "Газпромом" по вопросу транзита российского газа через территорию Украины после завершения срока действия нынешнего контракта - после 2019 года.

"Мы проводим переговоры с "Газпромом"... с марта месяца мы более активно ведем переговоры по новому транзитному контракту", - сказал главный коммерческий директор "Нафтогаза" Юрий Витренко.

 По его словам, позиция "Нафтогаза" заключается в том, чтобы создать такие условия, при которых "Газпрому" будет экономически невыгодно прекращать или снижать объемы транзитного газа с 2020 года.

"Второе направление - это экономическое принуждение к сотрудничеству: мы говорим "Газпрому", что если не будет транзита через Украину после 2019 года, то мы будем требовать увеличения транзитного тарифа в 2018-2019 годах, чтобы экономическое обесценивание украинской ГТС при отсутствии транзита и ускоренная амортизация была возмещены "Нафтогазу" уже сейчас", - объяснил топ-менеджер украинской компании.

По его словам, если "Газпром" не хочет платить больше в 2018-2019 годах, то он должен либо сам забронировать мощности украинской ГТС (с 2020 года), либо позволить европейским газовым трейдерам покупать газ на восточной границе Украины и тогда уже европейские компании будут бронировать мощности ГТС.

Европейские перспективы

Казалось бы в такой ситуации "Газпром" может выкручивать "Нафтогазу" руки, а не вести переговоры. Почему же российский монополист, который отказывается платить по решению Стокгольмского арбитража, все-таки не обрубает с нами все контакты? Дело в том, что на международной арене позиции России и "Газпрома" не самые прочные.

После отравления Скрипаля и его дочери в Солсбери премьер-министр Великобритании Тереза Мэй заявила о необходимости "серьезно обсудить" с ЕС зависимость от российского газа (которая, кстати, все же не так критична для Британии, которая получает большую часть газа из Норвегии). Эксперты Соединенного Королевства уже активно заговорили о необходимости разработки энергетической стратегии, которая позволит британским потребителям, многие из которых наполовину зависят от "Газпрома", отказаться от российского газа в принципе. В этом случае РФ потеряет рынок в 3 млрд. долларов.

За несколько недель до этого в Германии была утверждена программа, которая должна радикально изменить энергетическую политику страны, включая планы по закупке за рубежом ископаемых видов топлива. Правда, тут на первое место выходит экология.

Согласно плану Меркель, в ближайшие 12 лет доля солнца, ветра и биомассы в выработке электроэнергии в ФРГ должна быть увеличена вдвое. Уже сейчас возобновляемые источники обеспечивают 33% энергопотребления, а к 2030-му этот показатель должен вырасти до 66%.

В ближайшие два года мощности ветропарков и солнечных батарей планируется нарастить на 8 гигаватт, что эквивалентно строительству 7-8 атомных станций.

Первыми под удар попадут российские угольщики, для которых Германия - 8-й по размеру экспортный рынок. До конца года правительство ФРГ ставит задачу выработать план полного отказа от угольных электростанций. Наиболее старые и вредные с точки зрения выброса углекислого газа начнут закрываться уже с 2019 года.

Следующей "под нож" пойдет газовая генерация, которая сейчас обеспечивает 12% энергобаланса ФРГ. Вопреки надеждам "Газпрома", который рассчитывает на рост потребностей Европы в электроэнергии, Берлин намерен сократить ее выработку вдвое к 2050 году за счет "энергосбережения и повышения энергоэффективности во всех сферах жизни".

Нужна еще одна труба

У самого "Газпрома" пока в Европе тоже все не так гладко, как хотят показать руководители российского монополиста. Не исключено, что в 2020 году, даже построив "Северный поток-2", продавать газ будет некому.

Как сообщает российская пресса, "Газпром" в 2020 году не сможет обойтись без украинской газотранспортной системы для транзита в Европу, поскольку к тому моменту наземная инфраструктура в ЕС еще не будет готова к приему газа "Северного потока-2".

К концу 2019 года, когда истекает контракт на транзит газа через Украину, "Газпром" сможет прокачать через газопровод не более 34 млрд кубометров из проектных 55 млрд. Газопровод Eugal, который должен стать продолжением "Северного потока-2" по территории Германии, будет полностью построен только к концу 2020 года. Так что на 2020 год заключение нового транзитного контракта с Украиной неизбежно. Но вот с 2021 года Украине может прийтись худо.

ГТС придется развернуть

Еще одной опасностью прекращения российского транзита газа через Украину является технологическая особенность нашей ГТС. Напомним, как она работает.

Это не одна труба, которая идет с востока на запад, а множество газопроводов, которые используются как для транзита российского топлива в ЕС, так и для доставки газа на предприятия и в дома украинцев. При этом трубы прокачивают газ в одном направлении с востока на запад и по пути через территорию Украины потребители разбирают российский газ, а на западной границе поднимают газ из подземных газовых хранилищ и добавляют тот объем, который потребители отобрали по пути газа через Украину. При этом основной отбор происходит на востоке страны, где большая плотность населения и много промышленных предприятий.

- По сути, "Газпром" оплачивает доставку газа в дома украинцев, - поясняет энергетический эксперт Дмитрий Марунич. – Если транзита не будет и Россия откажется продавать нам топливо, придется переделывать газокомпрессорные станции и разворачивать направление ГТС, чтобы доставить газ из Европы до восточных границ Украины.

То есть, в случае прекращения транзита российского топлива через Украину придется потратиться не только на реконструкцию системы, но и самой платить за тот технологический газ, который используется при доставке топлива. Сейчас его частично оплачивает "Газпром".

В общем, пока что Украина делает все, что в ее силах для того, чтобы Россия не прекратила качать газ через нашу ГТС, – через друзей на западе пытается заблокировать строительство "Северного потока-2".  От того, удастся ли это сделать, и зависят позиции Украины и России при заключении нового транзитного контракта с 1 января 2020 года. Если, конечно, будет, что подписывать.