Раз в год в США устраивается черная пятница - грандиозная распродажа, в которой участвует вся страна. Да что там страна - в последние годы к этому всеобщему распродажному "помешательству" присоединился весь мир! И это неудивительно, ведь бытует мнение, что в этот день с огромными скидками можно купить все, что угодно: от бытовой техники до автомобилей и даже недвижимости.
Впрочем, уповая на невиданную выгоду, следует помнить: здесь, как в любой маркетинговой акции, продавцы преследуют главную цель - заработать как можно больше. Распродажи и акции позволяют им быстро избавиться от больших объемов товара, освободив место для новых моделей, да при этом еще и укрепить лояльность к марке. Кроме того, как известно, чем выше обороты, тем дешевле можно продавать, поскольку снижаются издержки на привлечение покупателей, хранение и продажу вещей.
В борьбе за покупателя (то есть в конечном итоге за собственную выгоду) продавцы вынуждены делать все более заманчивые предложения. Но поскольку с каждым годом ожидания от черной пятницы все выше и выше, а продавцы не могут снижать цены бесконечно и работать себе в убыток, магазинам приходится все чаще хитрить, а покупателям - быть начеку!
Тем не менее, несмотря на все помехи, опытные покупатели активно готовятся к черной пятнице, откладывая деньги заранее. Ведь это возможность не только легко и выгодно сделать основные покупки чуть ли не на год, но и запастись подарками близким к Рождеству (тем более что теперь у нас их целых два!) и к Новому году.
"КП" в Украине" собрала несколько правил, выполняя которые вы не попадете впросак даже в самую черную пятницу!
1. Составьте заранее список покупок и расположите товары по их приоритетности. Список не даст вам потерять голову и хвататься за все подряд, а приоритетность поможет определиться с выбором и не выйти за рамки своих финансовых возможностей.
2. Установите для себя рамки бюджета: сколько готовы потратить и на что именно. Удобнее всего в предыдущем списке по приоритетам напротив каждого товара установить лимиты.
3. Мы не раз писали о том, что накануне распродаж многие магазины специально завышают цены, дабы скидка выглядела повнушительнее. Поэтому есть смысл заранее, хотя бы за несколько дней до распродажи, проверить цены, чтобы в день покупки убедиться: скидка действительно реальна! Неплохо было бы также заранее определиться с лимитом на размер скидки (например, не менее 50%) и обращать внимание только на такие предложения. Помните, что вы пришли покупать только то, что выгодно, и выбирайте товары, заметно упавшие в цене.
4. Подпишитесь на страницы важных вам брендов и магазинов в социальных сетях: часто в своих рассылках компании рассказывают о самых интересных предложениях или дают дополнительные промокоды.
5. Если вы решили покупать товары онлайн, заранее добавьте в закладки все нужные вам магазины и отдельные товары, чтобы, когда наступит время Ч, не тратить время на их поиски. Если вам нужен какой-то определенный товар, пользуйтесь сервисами, предупреждающими о новых ценах.
6. Используйте сайты-агрегаторы, которые позволяют искать самые интересные предложения по разным магазинам. Тем, кто предпочитает все вещи покупать на одной площадке, стоит заглянуть в мультибрендовые онлайн-магазины.
7. Пополните счет на проверенных картах, причем лучше запастись несколькими на случай, если магазин какую-то из них не примет. Особенно если речь идет о зарубежных магазинах.
8. Немало американцев берут в этот день выходной, и, возможно, тем, кто настроился на покупки серьезно, есть смысл последовать их примеру. Вам кажется, что, покупая в Сети, вы потратите совсем немного времени и выходной вам не нужен? К сожалению, это не всегда так. Покупки онлайн в течение дня могут изменять свой статус, и к концу дня изумленный покупатель понимает, что несколько часов подряд не мог отойти от компьютера ни на шаг!
9. Используйте корзину на сайте: можно отправить туда все товары, которые вам приглянулись, а в день распродажи оперативно увидеть, как изменились их цены, и, если новая стоимость вас устраивает, максимально быстро купить.
10. Хотите посоревноваться с американцами и поучаствовать в черной пятнице с ними на равных? Благодаря интернету это вполне реально, только нужно учесть несколько факторов.
Во-первых, учесть разницу во времени между США и Украиной. Кстати, здесь нам эта разница в 6-8 часов в зависимости от штата даже на руку. Учитывая, что самые выгодные предложения заканчиваются быстрее всего - буквально за несколько часов, начинать "охоту" за скидками стоит сразу же с наступлением пятницы в США. Но в отличие от американцев вам не придется корпеть перед компьютером всю ночь. Благодаря разнице во времени украинцы могут приступать к "работе" вполне отдохнувшими - в 6-8 утра.
Второй момент касается того, что далеко не все американские магазины доставляют товары в Украину. Поэтому для того, чтобы принять участие в распродаже, придется воспользоваться услугами mail-форвардеров. Это сайты, позволяющие получить вам реальный американский адрес, на который и можно будет заказать все купленные товары. Пришедшие на этот адрес покупки форвардер проверяет, упаковывает и отправляет посылку по вашему украинскому адресу.
Зарубежные исследователи проанализировали, на какие категории товаров в черную пятницу предлагаются самые внушительные скидки, и составили топ-3 вещей, которые победили с огромным отрывом.
В последние годы черная пятница разрослась до целой недели: три дня до нее, сам день распродаж и три дня после, включая праздник онлайн-распродаж - киберпонедельник. А уж с киберпонедельника начинается лихорадка рождественского и новогоднего шопинга.
На этот счет существуют три версии, причем они совершенно не противоречат одна другой.
Итак, версия первая. Черная пятница приходится на следующий день после Дня благодарения, который отмечается в четвертый четверг ноября и знаменуется самыми масштабными распродажами в году во всех американских магазинах. Как правило, после этого дня, который в США является выходным, на трассах образовывались огромные пробки - люди после праздника возвращались домой. Вот за эти пробки пятница и получила звание "черной".
Вторая версия тоже вполне правдоподобная: название произошло от цвета чернил в бухгалтерских книгах. В США во времена бумажных документов было принято убытки записывать красным цветом, а прибыль - черным.
И, наконец, третья версия получила право на жизнь после того, как толчея, доходящая до травм, в том числе и до серьезных, стала во время распродаж не таким уж редким делом. Так что теперь слово "черная" приобрело еще и несколько мрачноватую окраску.