Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Дело Рыбалки: четыре года фальсификаций. Полная хронология

Дело Рыбалки: четыре года фальсификаций. Полная хронология

Сергей Кривенко специально для "КП" в Украине"

Этой осенью исполняется четыре года с момента появления первых обвинений против группы компаний S.Group, а также народного депутата Украины Сергея Рыбалки. Накануне скандальный экс-прокурор Дмитрий Сус дал резонансное интервью американскому журналисту Тодду Вуду, в котором сообщил, что как минимум часть дел – намеренно фальсифицировались.

В этом материале мы собрали все публично описанные уголовные производства, которые когда-либо инициировались относительно Рыбалки и его окружения. И проанализировали, что из этого могло быть также инспирировано на "тайных встречах".

Формальной "завязкой" конфликта тогда еще предпринимателя Сергея Рыбалки с совладельцем сети "АТБ" Геннадием Буткевичем является развод Рыбалки с дочерью Буткевича Анной, а также желание Сергея участвовать в воспитании их совместного ребенка после развода.

Эта история могла бы так и остаться "рядовым" семейным конфликтом, если бы она не переросла в масштабные политические преследования с фабрикованием десятков уголовных производств, обысками, подбрасыванием наркотиков и даже международным скандалом.

После того, как экс-прокурор Дмитрий Сус обнародовал подробности "коммуникации" Геннадия Буткевича с Генеральной прокуратурой через экс-замминистра внутренних дел Владимира Евдокимова, логично предположить, что и остальные дела также были инспирированы по его указке.

 

0. Май 2010. Договор раздора

В мае 2010 года одна из компаний группы S.I.Group семьи Сергея Рыбалки, которая являлась крупнейшим в стране производителем снэков (семечки, орешки, морепродукты) и других продуктов питания, заключила свой очередной договор с торговой сетью "АТБ" на поставку своей продукции на сумму около 135 млн грн. Договор должен был действовать до конца декабря 2013 года. Именно невыполнение его условий со стороны "АТБ" впоследствии станет "экономической" основой противостояния Рыбалки и Буткевича.

Еще в средине 2013 года, до начала революционных событий на Майдане, но уже после решения Сергея и Анны развестись, принятого в марте этого года, фамилия Рыбалки появилась в сводках спецслужб как объекта для разработки. Ему "вменяли" финансирование оппозиции.

Для решения вопроса с давлением на будущего экс-зятя, Геннадий Буткевич обратился к старому знакомому Юрию Самойленко – экс-заместителю главы Службы безопасности, с которым они знакомы со времен работы Буткевича в "ЕЭСУ", а Самойленко – в УСБУ Донецкой области в средине 1990-х. Тот, в свою очередь, организовал "поддержку" вопроса через Александра Януковича и главу СБУ Александра Якименко.

 

Во времена Евромайдана "разрабатывать" Рыбалку стало проще – ему вменяли уже поддержку Революции, обыски в офисах участились.

Ключевой датой стало 21 января 2014 года. В этот день "АТБ" должно было окончательно рассчитаться по долгу за поставленный товар. Сумма долга составляла около 65 млн грн. (порядка $8 млн по старому курсу). Однако платеж так и не поступил. Зато в офисы компаний Рыбалки ворвалась "Альфа" СБУ.

1. Январь 2014. Обвинение в неуплате налогов, незаконной "прослушке"

СБУ нагрянуло с обысками в офисы и на заводы компаний Рыбалки из-за одного из обвинений, которое было сфабриковано тогда против предпринимателя. Ему вменяли создание преступной группы и организацию незаконной прослушки офисов "АТБ" с целью промышленного шпионажа. Сложно представить, как компания масштабов "АТБ" могла дойти до оборота в $2 млрд в год и при этом иметь настолько слабую охрану центрального (!) офиса, что "злоумышленники" якобы без проблем установили там "жучки".

По факту главное, что сделали "гости" из СБУ в ходе обысков по этому делу – изъяли сервера и всю первичную документацию как раз по тому самому договору с "АТБ" - а это тысячи документов. Без такой документации идти в суд и требовать компенсации за поставленный товар, сверять остаток долга и вообще доказывать наличие самой поставки было бессмысленно.

Восстановить документы в компании смогут только к осени 2014 года – когда S.I.Group будет разделена и переименована в S.Group (половину компании заказчикам широкомасштабного давления удалось отколоть).

Кроме того, в это же время против компаний возбудили дела об уклонении от уплаты налогов в 2012-2013 гг. на сумму около 8 млн грн. Это дело после многочисленных проверок и судебных разбирательств в результате было закрыто, но в конце 2015 года – снова "реанимировано": зампрокурора Днепропетровской области Андрей Бачище обвинял компании группы в фиктивном предпринимательстве и уклонении от уплаты налогов.

При этом органы прокуратуры собирались проверять уже не только период до 2013 года, но и за 2014-15 гг., несмотря на то, что все фискальные проверки до этого не выявили никаких нарушений. По делу об "уклонении от уплаты налогов" компаниям группы до сих пор арестовывают счета по ходатайству следователей прокуратуры.

2. "Торговля наркотиками"(ст. 307 УК)

Нужно особо отметить "роль" темы наркотиков в уголовном преследовании Сергея Рыбалки. Дело в том, что после завершения бракоразводного процесса Сергей отсудил также право принимать участие в воспитании дочери. Однако семье его бывшей супруги это не нравилось. Именно поэтому ее защита избрала в споре тактику, направленную на лишение Сергея родительских прав. Чтобы основания были "железобетонными", решили обвинить его в наркозависимости и наркоторговле.

Нападение рассредоточили по двум флангам. Первый – выдуманная история о якобы использовании экспортных и импортных контейнеров компаний для транспортировки наркотиков из стран Средней Азии. Ради того, чтобы убедиться в правдивости таких "подозрений" прокуратура и СБУ даже требовали от таможенных органов задерживать все грузы бизнеса Рыбалки и оставлять на досмотр на неопределенный срок.

Второе направление – это попытка представить лично Сергея Рыбалку как человека, злоупотребляющего наркотиками. На этом направлении было два знаковых эпизода, которые широко освещались в СМИ.

Первый эпизод – это обыски в офисе Рыбалки, которые проводили следователи СБУ во главе с известным уже сегодня Владиславом Косинским, который сегодня возглавляет Управление СБУ в Сумской области и все так же занимается фабрикованием дел против Рыбалки (о чем ниже).

Важно отметить, кем был Косинский на момент, когда он лично, просидев весь обыск на диване у Рыбалки, попытался "незаметно" оставить в складках дивана пакетик с "белым веществом", но был пойман за руку (на этот эпизод составлен протокол, он есть в материалах дела).

Косинский был правой рукой руководителя департамента "Т" - политической "охранки" СБУ – одиозного Сергея Ганжи. Именно Ганжа, которого сегодня обвиняют в госизмене (а он очевидно прячется где-то в России) был одним из ключевых организаторов и исполнителей расстрелов на Майдане в феврале 2014 года.

 

Уже тогда преследование Рыбалки рассматривалось не только как личный "заказ" от Буткевича, но и как возможность подмочить репутацию человеку, финансировавшему, как считалось, оппозицию к режиму Януковича.

Второй эпизод произошел уже в июле 2014 года, через полгода после Революции Достоинства, формально уже при новом руководстве правоохранительных органов. Это покупка на имя Рыбалки (с регистрацией по месту, откуда Сергей выписался в 2010 году)автомобиля Mercedes Brabus ("кубик"), в котором должны были обнаружить следы наркотиков и на этом основании посадить Рыбалку за их хранение. В результате милиция, которая обнаружила этот "кубик" где-то в степях Николаевской области, признала, что дело липовое, поскольку никаких свидетельств принадлежности машины Сергею так и не было найдено.

В семье Буткевичей особый пиетет к теме наркотиков. Поэтому обвинения Рыбалки в злоупотреблении ими или напоминания о "причастности" к организации масштабного международного наркотрафика будут всплывать в желтых СМИ всякий раз, когда бывшие супруги будут в очередной раз встречаться в суде или на опекунском совете. И при безуспешных попытках Сергея отстоять свое законное право на участие в воспитании дочери.

3. Осень 2014. "Покушение" на Буткевича, выборы

Как уже было сказано, только к осени 2014 года юристы и финансисты группы компаний, которая к тому моменту называлась уже S.Group, смогли едва ли не вручную восстановить первичную документацию по скандальному контракту с "АТБ". На ее основании компании подали в суд на "АТБ". Общая сумма долга с учетом инфляции, пени и прочих издержек составила порядка 110 млн грн. (около $4 млн по "новому" курсу).

Судебные тяжбы разделились на ряд отдельных производств (из-за особенностей контрактов) и суды от первой инстанции до Высшего хозяйственного суда Украины последовательно признавали правоту S.Group и законность требований к "АТБ" вернуть долг.

Начало судебного процесса сопровождалось целым рядом скандалов. В августе 2014 года Буткевич попытался инспирировать "покушение" на себя. История происходила в селе Иванков, где живет Буткевич. При выезде из имения на бронированном Chevrolet Suburban с госномером АЕ 0077 АТ, водитель (ехал в машине сам) остановился, чтобы убрать с пути небольшую ветку. Когда он вышел из машины, раздались выстрелы (как потом оказалось – из АКМ). Пули, естественно, отскочили от бронированной машины. Всего было выпущено 42 пули. Водитель не убежал с места, не скрылся, а спокойно сел в машину и поехал в Иванков писать заявление в РОВД. Естественно, дальнейшего движения это покушение не получило, хотя водитель, а затем и сам Буткевич прямо указывали "заказчиком" Рыбалку. Но дело им было нужно, чтобы обосновать установление масштабной слежки за Сергеем.

 


4. Ноябрь 2015. Обвинение в организации преступной группы с целью завладеть средствами "АТБ"

В мае 2015 года судебная экспертиза в главном государственном экспертном центре подтвердила, что документы дают право S.Group требовать у "АТБ" возвращения долга на сумму $4 млн.

Однако в сентябре 2015 в материалах дела с подачи "АТБ" появляется документ, который подтверждает якобы наличие "сверки" и согласование отсутствия долга между сторонами, датированное июлем 2015 года. S.Group заявляет о подделке и стороны снова погружаются в судебные тяжбы.

В ноябре "АТБ" меняет тактику: гендиректор Дмитрий Евтеев подает в прокуратуру заявление о создании Рыбалкой преступной группировки в составе бухгалтеров, финменеджеров и других сотрудников компании с целью незаконно завладеть имуществом "АТБ". То есть иск в суде был расценен как "покушение на захват" имущества. В первый раз прокуратура отказалась открыть дело ввиду отсутствия состава преступления. Но после "настойчивых" обращений – все же открыла производство по статье "мошенничество" (ст. 190 УК).

В рамках этого производства произошел крупный скандал и конфликт правоохранителей с судебной веткой власти. Дело в том, что на декабрь одно из дел по хозяйственному спору было назначено к рассмотрению в Апелляционном суде г. Киева. Однако прокуроры из Днепропетровска решили (и один из Днепропетровских судов им в этом помог), что могут обыскать Апелляционный суд и изъять оригиналы дела. Такие действия вызвали возмущение даже у Совета судей, который посчитал это прямым давлением на суд и потребовал от руководства Генпрокуратуры возбудить дело о вмешательстве в дела судебной ветви власти и превышении прокурорами своих полномочий.

Примерно в это же время реанимируется и дело о неуплате налогов. Интересным образом ранее заявленные цифры в 6-8 млн грн. резко трансформируются в 140-150 млн грн.

5.  Январь, декабрь 2016. Покушение на убийство С. Рыбалки и С. Белого

В дальнейшем ситуация лишь накалялась. В средине января на выезде из спортклуба на автомобиль Рыбалки напал неизвестный, кинув в лобовое стекло металлическую гирю весом в несколько килограмм. Только благодаря счастливой случайности, когда гиря попала в стойку двери, никто не пострадал. С. Рыбалка прямо обвинил в организации покушения Буткевича. Однако полиция квалифицировала дело как хулиганство и положила под сукно, несмотря на то, что налицо – покушение на государственного деятеля.

 

Гораздо серьезнее нападение произошло на топ-менеджера S.Group Сергея Белого в канун нового 2017 года. Неизвестные с ножом напали на него в Днепре, лезвие прошло в миллиметрах от сердца, серьезно повреждено легкое, а также мышцы рук. Белый находился в реанимации несколько недель и фактически был за шаг от того, чтобы остаться инвалидом на всю жизнь. Второй "привет" нападавшие передали Рыбалке буквально через пару недель, когда жестоко избили битами и отрезали ухо сотруднику отдела ИТ-безопасности его семейной компании.

6. Январь 2016. Дело Ирины Савицкой

Примерно в это время начинается уголовная история одного из менеджеров S.Group – бухгалтера Ирины Савицкой. Именно она готовила документы для иска против "АТБ", восстанавливая первичные бумаги после погрома СБУ. В деле о мошенничестве, которое было заведено на менеджмент S.Group по заявлению "АТБ" в 2015 году – Ирина проходит как один из "соучастников".

В январе 2016 года она вылетела в командировку в Грузию, однако как стало понятно позже, просто так вернуться в Украину у нее в ближайшее время не получится. Выяснилось, что практически сразу после того, как Савицкая улетела, против нее было заведено отдельное производство. В нарушение всех норм и правил процессуального законодательства, подозрение в совершении преступления ей "вручали" не лично и даже не через родственников, а через начальника ЖЭКа. Это делалось специально, чтобы она ничего вовремя об этом не узнала.

В течение года адвокаты в Украине противостояли натиску прокуратуры, которая требовала ареста для Ирины. Это открыло бы дорогу к объявлению ее в розыск по линии Интерпола, а значит впоследствии – экстрадиции в Украину. Можно только догадываться, какие показания собирается выбить прокуратура из матери-одиночки, которая самостоятельно воспитывает сына-инвалида. И в каких преступлениях ее могут убедить обвинить Сергея Рыбалку и его окружение.

Весной 2017 года прокуратура "дожала" суды и объявила Савицкую в розыск. Вначале лета ее задержали в Грузии и доставили в колонию в Рустави, где содержат вот уже около пяти месяцев в ожидании экстрадиции. Несмотря на то, что адвокаты настаивали на медицинских показаниях для сына Ирины (он является инвалидом) находиться с матерью, а также на готовность внести любой залог или предоставить любое поручительство, чтобы забрать ее из тюрьмы, суд не стал слушать доводы адвокатов.

Одной из причин адвокаты называют личную заинтересованность генерального прокурора Юрия Луценко в максимально жестком ходе событий и быстрой экстрадиции Ирины в Украину. По данным местных адвокатов бухгалтера S.Group, в Грузию лично приезжал первый замгенпрокурора Евгений Енин, который договаривался от имени начальника с руководством Главой прокуратуры Грузии об ускорении процедуры экстрадиции.

 

Грузинские прокуроры несколько раз пытались даже допрашивать Ирину в СИЗО без присутствия адвокатов, прямо нарушая как национальные, так и международные правовые нормы. Впрочем, несмотря даже на подключение к делу Савицкой офиса грузинского омбудсмена, который фиксирует факты нарушения прав ребенка и ее прав как матери грузинском СИЗО, пока перспективы Ирины остаются весьма плачевными.

Методы эти, впрочем, показывают цинизм и беспринципность команды (во главе с Владимиром Евдокимовым?), которая работает над фабрикованием дел против С. Рыбалки.

7. Октябрь 2017. Обвинение в финансировании терроризма и торговле с сепаратистами

Вплоть до сегодняшнего дня вокруг прокуратура, СБУ и Нацполиция организовывают различные провокации против S.Group, включая факты незаконного внешнего наблюдения за офисом, которое было обнаружено летом 2016 года (наблюдение вели сотрудники Нацполиции), многочисленные обыски, блокировки счетов. Сергея Рыбалку лично обвиняли в неуплате налогов и в Генпрокуратуре брали на проверку "под увеличительным стеклом" его декларацию в поисках незаконного обогащения и поводов для снятия депутатской неприкосновенности. Однако так ничего и не нашли. С обысками по делам S.Group спецслужбы и прокуроры приходили к помощникам Рыбалки как народного депутата (они никогда не имели ничего общего с компаниями, которыми управляет семья нардепа).

Последним на сегодняшний день "достижением" стало дело о расследовании деятельности конвертационного центра в Сумах, в рамках которого УСБУ в Сумской области "случайно" обнаружило "левые" производственные мощности в Днепропетровской области (!). С них компании семьи Рыбалки якобы отгружают продукцию в ОРДЛО и за вырученные деньги финансируют террористов. Одного из менеджеров одной из компаний S.Group Дениса Пробачая прямо с больничной койки среди ночи вывезли из Днепра в Сумы.

Пока обвинения в поддержке сепаратистов и террористов – самое абсурдное, что доселе вменялось S.Group и Сергею Рыбалке. Но их нелепость и полный абсурд не делает решения по ним реальными.

Тем более, после того как Дмитрий Сус живо описал процессы "мозгового штурма" в спецдепартаменте Генеральной прокуратуры, можно легко себе визуализировать, как экс-замминистра внутренних дел Владимир Евдокимов после здания на Симона Петлюры (где находится "департамент спецзаказов" ГПУ) продолжает марафон совещаний уже на Владимирской, 33 в здании СБУ. Именно это, видимо, по мнению руководства правоохранительных органов – фальсификации, давление, обыски, нападение, запугивания, незаконная прослушка, взлом электронной почты, проникновение в квартиру – и есть "новое лицо" и СБУ, и ГПУ, и МВД.

Подробности скандального интервью американскому журналисту бывшего сотрудника Генпрокуратуры Дмитрия Суса можно прочесть и послушать здесь

 

 "КП" в Украине" готова предоставить возможность высказаться другой стороне конфликта.

Новости по теме: Фальсификации