Насколько собьет цены в Киеве баржа с арбузами

Насколько собьет цены в Киеве баржа с арбузами

Комментарии: 6
Насколько собьет цены в Киеве баржа с арбузами. Фото: cfts.org.ua

Киев ждет арбузный рай! Эта новость с подачи украинского премьера заполнила информпространство и тут же обросла многочисленными шутками. От "арбузы в Киев придут уже надкусанными", до "арбузы киевлянам продадут по цене Херсон+".

Сам Гройсман назвал эпохальное событие с плывущими арбузами "возрождением речного транспорта" - не больше и не меньше. А "КП" в Украине" вместе с экспертами разбиралась, действительно ли арбузы по реке настолько "дешевы и сердиты".

Новость недели

Итак, новость недели: 30 июля от причала в Голой Пристани отчалило судно, загруженное первой партией арбузов, собранных херсонскими фермерскими хозяйствами. По прибытию на место арбузы выгрузят, а судно загрузят зерном.

Председатель Херсонской ОГА Андрей Гордеев не скрывает восторга: мол, созданная компанией "Нибулон" логистическая инфраструктура и возможность благодаря ей транспортировать херсонские бахчевые, фрукты, овощи не только на север страны, но даже в Беларусь, станет "новым дыханием" для левобережной Украины. Что же такого произошло, что даже премьер почтил своим вниманием это событие?

Запутались в цифрах

О том, что водный транспорт гораздо дешевле железнодорожного и, тем более, автомобильного, знают, наверное, все. А насколько дешевле?

В ответе на самый главный вопрос - насколько же именно дешевле доставка речным транспортом - запутались и в самой компании "Нибулон". На официальном сайте компании на этот счет размещена крайне противоречивая информация. 

В частности, здесь говорится о том, что транспортировка бахчевых культур по воде "на 40% удешевляет доставку".

Но уже в следующем абзаце приводится цитата гендиректора компании Алексея Вадатурского, который предлагает посчитать экономическую выгоду каждому самостоятельно:

"Что касается экономической выгоды, то посчитайте сами: если перевозить арбузы автотранспортом, то стоимость такой перевозки – 1000 грн. за каждую тонну доставки, а мы это делаем в 4-5 раз дешевле".

Мы бы и посчитали выгоду, да только исходные данные неясны. Так все же – на 40% или в 4-5 раз (то есть на 75-80%)? В пресс-службе компании оказались к ответу не готовы, и предложили написать письменный запрос.

На этой баржи плывут арбузики в специальных охлаждающих контейнерах. Фото: citynews.ks.ua

По реке дешевле, но…

- Если говорить исключительно о затратах топлива, то железнодорожный транспорт дешевле автомобильного в 5-6 раз, а речной – в 10-12 раз, - рассказал "КП" в Украине" транспортный эксперт Василий Шевченко. – Подчеркиваю: речь идет только о затратах топлива. Но есть масса нюансов, которые сокращают разницу между стоимостью речных и автомобильных перевозок.

Во-первых, говорит эксперт, это проходы шлюзов. Цена прохода может различаться в разы и зависит от количества судов, которые проходят шлюзование одновременно. Учитывая, что судоходство в Украине слабое и баржа вполне может проходить шлюз в одиночестве, стоимость будет максимальной и может даже аннулировать экономию на топливе.

Во-вторых, затраты на погрузку/разгрузку. В отличие от автомобильного транспорта, где доставка осуществляется "от двери до двери", на жд-транспорте она "от станции до станции", а на водном – "от порта до порта". Понятно, что арбузы в порту не растут – значит, их нужно прогрузить на автомобильный транспорт, довезти до порта, разгрузить, загрузить на баржу. Аналогичная процедура – в порту прибытия. Причем многое зависит от скорости разгрузки, поскольку простой возле причальной стенки – это немалые деньги (стоянка судна минимум в 100 раз дороже автомобильной), которые также войдут в стоимость.

В-третьих, расходы на лоцманские услуги. Хотя, возможно, в данном случае обошлись опытным капитаном, который знает все проходы на реке.

К плюсам речного транспорта, особенно в условиях нынешней жары, относится независимость от температуры, говорит Василий Шевченко. Как известно, некоторые города в жару вводят ограничения на въезд для тяжеловесных транспортных средств.

А почему не до Киева?

Как стало известно "КП" в Украине", разгружать арбузы будут не в Киеве, а в Переяславе-Хмельницком.  Почему? Ведь это тоже скажется на общей стоимости транспортировки!

Эксперты говорят, что это вполне объяснимо, учитывая, что арбузы везут нибулоновские баржи. Дело в том, что, во-первых, они имеют более глубокую осадку, и до Киева не дойдут – для этого нужны работы по углублению речного дна. Во-вторых, в Переяславе-Хмельницком есть терминал "Нибулона".

Кстати, эксперты не исключают, что такой "арбузный шум" и привлечение премьерского внимания неспроста – в компании рассчитывают, что наконец-то привлекут внимание к проблеме и речное дно будет углублено за госсчет. Что, кстати говоря, совсем и неплохо.

Что касается цены на "речные" арбузы, то, говорят экономисты, обвала цен в разы ждать не стоит. В конечном итоге речь будет идти в среднем о 40-50 коп. на килограмме.

Компетентно

"Для возрождения маловато"

Александр Кава Фото: Фейсбук

О том, достаточно ли запланированных полсотни ходок с арбузами для "возрождения речного транспорта", которое объявил Владимир Гройсман, "КП" в Украине" спросила эксперта в сфере транспорта, экс-заместителя министра инфраструктуры Александра Каву.

- Честно говоря, для возрождения все же маловато, - считает эксперт. – Отправление баржи - это обычное рутинное дело, и отмечать это событие с таким размахом, по меньше мере, несерьезно. Так мы дойдем до того, что правительство начнет отмечать подачу горячей воды в каждый дом или вывоз мусора.

- Но ведь говорят, что это случилось впервые за 14 лет…

- Речь идет именно об арбузах – да, их последний раз отправляли баржей 14 лет назад. Но все это время баржи возили другие грузы, и почему-то эти события не отмечали.

- А что нужно для реального возрождения украинского речного судоходства? И как мы узнаем, что оно таки возродилось?

- Нужно вкладывать деньги – в углубление дна, в ремонт шлюзов, в возобновление портовых мощностей. Речь идет минимум о сотнях миллионов гривен на протяжении нескольких лет. Но поскольку денег в стране нет и вкладывать нечего, взамен нам показывают вот такие пиар-акции.

А показателем возрождения станет объем годовых перевозок на уровне 25-30 млн. тонн в год. Для сравнения: в прошлом году речным транспортом было перевезено 3,6 млн. тонн грузов.

Читайте также

7 советов, как выбрать арбуз

Как правильно выбирать ягоду.

 

Политика

В Кремле назвали главное условие помилования Сенцова
В Кремле назвали главное условие помилования Сенцова 2992 2

Заключенный лично должен попросить об этом российского президента.

Дания возведет 68-километровый забор на границе с Германией
Дания возведет 68-километровый забор на границе с Германией 415 1

Забор высотой полтора метра и глубиной в полметра будет проходить вдоль всей датско-немецкой границы от Ваттового моря.

Дмитрий Гордон выступил против передачи Киево-Печерской Лавры во владение Киевского Патриархата
Дмитрий Гордон выступил против передачи Киево-Печерской Лавры во владение Киевского Патриархата 1006 2

Происшествия

На Донбассе подростки надругались над украинским флагом
На Донбассе подростки надругались над украинским флагом 325

Их задержали.

СБУ задержала торговца оружием
СБУ задержала торговца оружием [фото] 128

У задержанного нашли семь гранат РГД-5 и Ф-1, пять гранатометов РПГ-22 и РПГ-26 и почти полторы тысячи зарядов к автомату Калашникова.

Киевлянин отбивался от коллекторов стартовым пистолетом
Киевлянин отбивался от коллекторов стартовым пистолетом 542

Взяв кредит под залог жилья, сегодня каждый рискует остаться без квартиры.

Экономика

Переход на второй уровень пенсионной реформы займет 25-30 лет
Переход на второй уровень пенсионной реформы займет 25-30 лет 634

Украинцам опять рассказали про светлое пенсионное будущее и предсказали размер пенсий.

В Госстате заявили, что экономические настроения украинцев улучшились
В Госстате заявили, что экономические настроения украинцев улучшились 249 2

Зафиксировано улучшение трех из пяти индикаторов деловой уверенности: в розничной торговле, строительстве и сфере услуг.

В Украине может подешеветь одежда из-за отмены ввозных пошлин
В Украине может подешеветь одежда из-за отмены ввозных пошлин 711 2

Цены на брендовую одежду у нас выше на 20-40 процентов по сравнению с Европой.

Общество

В Малайзии суд приговорил двух лесбиянок к ударам палками и штрафу
В Малайзии суд приговорил двух лесбиянок к ударам палками и штрафу 46

Женщин поймали в машине во время попытки заняться сексом.

К 18 августа жара резко спадет
К 18 августа жара резко спадет 124

Выше 30 градусов в этом месяце уже не будет, считает народный синоптик Леонид Горбань.

За неделю в Украине 771 человек заболел корью
За неделю в Украине 771 человек заболел корью 207

Больше всего болеют жители Львовской области.

Спорт

Александр Хацкевич:  Нам нужно больше уверенности в контроле мяча
Александр Хацкевич: "Нам нужно больше уверенности в контроле мяча" 123

Главный тренер киевского "Динамо" прокомментировал выход в плей-офф классификации Лиги чемпионов

Главный тренер  Славии :  Незасчитанный гол? Арбитр принял такое решение
Главный тренер "Славии": "Незасчитанный гол? Арбитр принял такое решение" 323

Йиндржих Трпишовски прокомментировал поражение от "Динамо" в рамках Лиги чемпионов

 Динамо  в шаге от группового этапа Лиги чемпионов
"Динамо" в шаге от группового этапа Лиги чемпионов 353

Киевляне уверенно обыграли "Славию" и прошли в раунд плей-офф престижнейшего клубного турнира Европы