Количество автомобилей на литовских, польских и прочих "еврономерах" на украинских дорогах просто зашкаливает. Эксперты говорят о сотне тысяч машин, активисты, требующие легализации нерастаможенных авто, - о миллионе. Истина, как обычно, где-то посередине.
Самая большая проблема кроется в том, что ситуацию просто "спустили на тормозах". Процесс ввоза нерастаможенных авто фактически никем не контролируется, а Указ президента №146/2017, которым Порошенко в июне поручил Кабмину урегулировать ситуацию, сложившуюся "вследствие несоблюдения требований таможенного законодательства при использовании на территории Украины транспортных средств, которые зарегистрированы соответствующими органами иностранных государств", ничего не решает. По словам юриста Андрея Вигиринского, Указ президента не создает новые нормы, не устанавливает порядки, не дает рецептов того, каким образом выходить из ситуации, а потому является сугубо декларативным документом.
Тем временем украинские суды продолжают штрафовать водителей за езду на "транзитных" иномарках – за полгода вынесены решения минимум на 2,5 млн. грн. Понятно, что сами "бляхари" этим крайне недовольны, однако эксперты говорят: штрафуют – и правильно делают!
По мнению генерального директора Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олега Назаренко, суды вполне справедливо признают виновными граждан Украины, которые пользуются на территории страны автомобилями с иностранной регистрацией. В конечном итоге это наносит удар фирмам-обманщикам (которых на самом и деле надо было бы судить вместо граждан!), предлагающим украинцам ввозить такие авто через нерезидентов.
Такие фирмы берут за подобную услугу плюс-минус 1000 евро, убеждая клиентов, что определенный пакет документов, включая доверенность от литовской фирмы, позволяет ездить "абсолютно законно".
Но уже третья инстанция суда - Высший административный суд - установила, что это незаконно. На днях Высший админсуд Киева вынес первое окончательное решение в отношении водителя автомобиля с иностранными номерами: ему назначили штраф в 420 тысяч гривен, машина была конфискована.
- Мне действительно жаль украинцев, которые становятся жертвами недобросовестных "бизнесменов", продающих им авто на литовских номерах и вводят их в заблуждение относительно легальности данной схемы, - говорит Назаренко. – Понимаю, что завышенные пошлина и акциз искушают некоторых возможностью не платить налоги. Но все же надеюсь: после судебных решений у украинцев откроются глаза, практика торговли "авто на бляхах" посредниками будет прекращена, а собственники этих фирм перестанут препятствовать совместным инициативам всех украинских автомобилистов по уменьшению налогов на автоимпорт, и автомобили станут доступнее для всех украинцев, а не только для избранных.
Украинцев, не знакомых с проблемой, волнует цена вопроса. Сколько владелец авто с иностранной регистрацией "экономит" по сравнению с обычным украинским автолюбителем?
По словам Олега Назаренко, речь идет примерно от трети стоимости автомобиля: 20% НДС, 6-10% пошлина, плюс уменьшенный акциз. Но тут возникает резонный вопрос: почему одни должны добросовестно платить все налоги, а другие – нет?
Кроме того, непонятно, зачем владельцам авто на иностранных номерах постоянно дают надежду. Если это и борьба за электорат, то какая-то выборочная – ведь владельцев авто на украинских номерах гораздо больше!
- А это и есть популизм и борьба за "точечный электорат", - говорит Олег Назаренко. – У меня не раз были дискуссии с инициаторами инициативы легализации авто на иностранных номерах, и я спрашивал: зачем стране нужна схема, по которой часть украинцев не будут платить налоги? Мне отвечали: почему же часть? Их смогут не платить все!
Но если какой-то налог могут не платить все, зачем он вообще нужен? В таком случае проще его отменить, и спору конец.
- Многим депутатам отмена налога невыгодна, - поясняет Назаренко. – Вот отменят они налог, избиратели скажут им "спасибо" и тут же об этом забудут. А на теме "литовских номеров" можно постоянно быть на слуху, заниматься популизмом, пиариться. И, конечно, лоббировать интересы тех, кто зарабатывает на этих схемах.
Важно!
Кроме того, что владелец нерастаможенного авто не платит налоги, есть и другие вполне очевидные минусы.
Дело в том, что компании, которые условно продают нерастаможенный автомобиль, на самом деле не регистрируют сделку. То есть человек ездит по доверенности, в то время как его автомобиль принадлежит иностранному владельцу.
То есть, во-первых, в теории этот владелец может забрать свое авто в любой момент. Даже не по своей воле – компания может обанкротиться, а ее долги и имущество – перейти к третьим лицам.
Во-вторых, если человек попадет в ДТП, у него заберут транзитное авто.
И, наконец, штрафы сегодня, как уже говорилось выше, просто астрономические.
Кстати, есть риски и для других автомобилистов, говорят эксперты. Ведь когда машина куплена дешево, отношение к ней соответствующее, что сказывается на поведении ее владельца на дороге.
Несмотря на различные трактовки Соглашения о свободной торговле, нулевые ставки пошлин на автомобили из Канады все же начали действовать с 1 августа 2017 года. Об этом сообщают профильные СМИ со ссылкой на ГФС Украины.
Итак, на подержанные легковые канадские авто будет применяться нулевая ввозная пошлина, а на новые легковые автомобили из Канады предусмотрен переходный период снижения ставок ввозной пошлины сроком на 7 лет. В частности, в 2017-м ставка пошлины на бензиновые и дизельные авто составит 8,7%, на бензиновые авто с двигателем более 3 л - 4,3%. Исключением являются новые бензиновые авто, которые предназначены для временного проживания, новые бензиновые авто с объемом двигателя от 2,2 л до 3 л, дизельные автомобили с двигателем более 2,5 л., на которые нулевая ввозная пошлина введена с 1 августа.
Необходимым условием для применения нулевой пошлины является подтверждение канадского происхождения авто. Таким документом является декларация о происхождении, оформленная канадским экспортером.
Эксперты прогнозируют: отмена и снижение пошлин на канадские авто приведет к тому, что они подешевеют на 10-12%.