Закрытое небо: Какие требования Ryanair испугали  Борисполь  и как дальше дело будет

Закрытое небо: Какие требования Ryanair испугали "Борисполь" и как дальше дело будет

Комментарии: 3
Закрытое небо: Какие требования Ryanair испугали "Борисполь" и как дальше дело будет. Фото: архив КП

Скандал с отказом ирландского лоукост перевозчика приходить в Украину стал безусловно темой недели, как среди экспертов рынка, так и для простых украинцев. Ведь слетать в Европу за 20 евро, как это предлагает Ryanair, можно далеко не каждой авиакомпанией. Поэтому выхода этого лоукостера на украинский рынок ждали многие потенциальные посетители венской оперы и любители выпить чашечку кофе в Братиславе. Тем более, что еще в марте министр инфраструктуры Владимир Омелян анонсировал выход этой авиакомпании на украинский рынок, а Ryanair даже устроил распродажу билетов на осень по 20 евро в одну сторону. Однако, на данный момент из-за разногласий с аэропортом Борисполь ирландский лоукост-перевозчик отказался от прихода в Украину.

Что такого хотел "Ryanair" и что не устроило "Борисполь"

С середины марта, когда министр транспорта и инфраструктуры Владимир Омелян анонсировал приход Ryanair в Украину прошло четыре месяца. За это время ирландский лоукостер успел договориться с аэропортом Львова, но так и не нашел согласия с аэропортом Борисполь. Дошло до того, что директор госпредприятия выступил на пресс-конференции и заявил, что Ryanair требует слишком многого.

По словам гендиректора аэропорта "Борисполь" Павла Рябикина, одним из самых спорных моментов при заключении договора с Ryanair является рейс Киев-Лондон. Ирландский авиаперевозчик требует от аэропорта льготный тариф на уровне 7,5 долларов за каждого пассажира. Такой тариф предусмотрен, если компания открывает новый рейс.

При этом по маршруту Киев-Лондон летают уже две авиакомпании. British Airways платит "Борисполю" 26 долларов с пассажира, а МАУ – 16 долларов. Первая авиакомпания летает в аэропорт Хитроу, МАУ – в Гатвик, а Ryanair планирует совершать полеты в Станстед. Ирландская сторона считает это новым направлением и требует скидку. В свою очередь Павел Рябикин говорит, что новыми считаются направления, если между аэропортами уже существующего маршрута и новым пунктом назначения есть как минимум 100 км. В этом случае можно применять льготный тариф. А здесь расстояние больше.

Поэтому в случае предоставления тарифа в 7,5 долларов с пассажира для Ryanair на маршруте Киев-Лондон, точно такой же тариф могу потребовать МАУ и British Airways.

Более того, по словам Рябикина, та же МАУ сможет поменять аэропорты в ряде городов, где их два и более на новый, но расположенный рядом, и после этого потребовать снижения тарифа с 16-18 долларов до 7,5 долларов с пассажира. В качестве примера он привел рейс Киев-Милан.  Сейчас украинский перевозчик летает в аэропорт Мальпенса, но рядом есть еще аэропорт  Бергамо, куда может начать летать МАУ, затребовав льготный тариф. При этом возможностей сменить аэропорт в этом случае есть довольно много. Все эти риски, якобы, могут привести к падению доходов аэропорта "Борисполь" на 2 млрд грн в год.

Еще одним камнем преткновения между "Борисполем" и Ryanair может стать вопрос юрисдикции рассмотрения споров. Перевозчик настаивает на том, что бы в случае судебных разбирательств, их рассматривал Лондонский арбитраж, с применением норм британского права.

Так же Павел Рябикин заявил, что стоимость обслуживания рейсов того или иного направления в "Борисполе" зависит не только от количества пассажиров. Но еще и от тоннажа авиасудна. Если самолет летит полупустым, то в пересчете на одного пассажира приходится больший сбор, чем, если бы судно было полным.

По словам директора "Борисполя", Ryanair настаивает на том, чтобы сбор с одного пассажира не зависел от наполненности самолета. Опять же другие авиаперевозчики могут оспорить такую дискриминацию в суде или Антимонопольном комитете.

Кроме того, якобы Ryanair потребовал для себя и других привилегий – от бесплатной авианавигации и рекламы до выделения места под собственный отель и службу такси.

После этой пресс-конференции на сайте Ryanair пропала возможность бронировать билеты на рейсы из Украины. А через несколько часов стало известно, что Ryanair пока отказывается от выхода на украинский рынок, обвинив в срыве переговоров аэропорт "Борисполь" и его гендиректора Павла Рябикина, которые встали на защиту интересов МАУ. Вместе с отменой киевских рейсов, компания объявила и об отказе от полетов во Львов.

Торги с продолжением

Эксперты отрасли и экономисты не удивлены позицией RyanAir. Эта компания очень часто оказывает давление на чиновников и руководство аэропортов для того, чтобы получить чуть ли не бесплатное обслуживание. Ведь для того, чтобы продавать билеты по 20 евро и получать от этого прибыль, нужно на чем-то зарабатывать. Поэтому не исключено, что такое громкое заявление со стороны ирландской компании – это способ надавить на руководство Борисполя.

- То, что назвали ультиматумом от Ryanair, на самом деле, является обычной переговорной позицией одной из сторон, -  пояснил КП в Укриане транспортный эксперт Александр Кава. - В свою очередь, руководство "Борисполя" придает ей эмоциональную окраску и выставляет, как ультиматум. Условия работы той или иной компании в каждом аэропорту мира обычно являются коммерческой тайной и не разглашаются. Если две стороны заинтересованы в сотрудничестве, то они демонстрируют желание договориться. В данной ситуации мы видим, что аэропорт "Борисполь" демонстрирует желание как бы найти аргументы и отказаться от контракта с Ryanair. Директор аэропорта говорил о возможных потерях от заключения договора с ирландским авиаперевозчиком, но почему-то он не сказал о тех недополученных доходах, которые аэропорт теряет из-за сотрудничества с МАУ. Ведь только эта компания получает скидки в "Борисполе", под нее руководство аэропорта высказывает готовность тратить деньги государственного предприятия на расширение терминала и достройку перрона. Руководство государственного аэропорта должно отстаивать национальные интересы, а не коммерческие выгоды одного авиаперевозчика, как это происходит сейчас.

Директора Борисполя Павла Рябикина обвинили в провале переговоров и профильный министр Владимир Омелян. Он пообещал инициировать его увольнение, хотя именно министерство транспорта и назначило его на этот пост 1 марта 2017 года, когда фактически с Ryanair уже обо всем договорились.

Эксперты говорят, что такая ситуация говорит лишь о том, что на приходе Ryanair в Украину чиновники хотели сделать собственный пиар.

- Ryanair - очень опытный игрок на этом рынке, который выжимает из аэропортов всё возможное, давая тем большой пассажиропоток, - поясняет экономист Андрей Блинов. - Дело Ryan - очень публичное, на нем пытались сделать себе имя еврооптимисты, министр Владимир Омелян, гендиректор Борисполя Рябикин, гендиректоры других аэропортов. В итоге на этом ирландцы и попытались сыграть. Тариф может быть гибким, но зависеть от объемов: чем больше экономия на масштабе - тем ниже тариф. Если окажется верной информация о миллиардных убытках, то смысла принимать такое предложение нет. Но и обвинять, как это делает министр, во всех провалах одного лишь Рябикина тоже не стоит. Господинуну Омеляну следует напомнить, кто же назначил Павла Рябикина на эту должность.

Как видите, ситуация с приходом Ryanair в Украину пока что зашла в тупик. Однако, мы не исключаем, что через некоторое время кто-то из политиков триумфально вернет этот лоукост-перевозчик на украинский рынок, заработав себе на этом дополнительные дивиденды.

Есть вопрос

Почему не отдать Ryanair Гостомель?

Руководство Борсиполя, в свою очередь, предложило выделить под Ryanair какой-нибудь небольшой аэродром. Например, Гостомель под Киевом. Но эксперты критикуют такое предложение.

- Тезисы о том, что лоукост-перевозчики летают только в небольшие аэропорты давно уже не является аксиомой, - поясняет Александр Кава. - RyanAir летает в Лондон в аэропорт Гатвик, куда совершают рейсы и другие крупные классические авиакомпании. В Варшаве в центральный аэропорт им. Фредерика Шопена, кроме ирландского лоукоста, летает еще и WizzAir. Такая же ситуация и во многих других европейских городах. Поэтому предложения вывести RyanAir в какой-то отдельный аэропорт не выдерживает критики. У нас не такой большой рынок, чтобы разбрасываться такими авиакомпаниями. От Павла Рябикина звучала идея отдать RyanAir аэродром в Гостомеле. Но это не аэропорт, а испытательный аэродром корпорации "Антонов".

По его словам, там нет пассажирского терминала и всей необходимой инфраструктуры для обслуживания пассажирских рейсов. Для ее создания нужно минимум два года и 15-20 млн долларов инвестиций. Поэтому нет экономического интереса создавать там что-то новое, если тот же "Борисполь" не полностью загружен.

КОМПЕТЕНТНО

Сергей Рыбалка. 

Сергей РЫБАЛКА, глава Комитета ВР по вопросам финансовой политики и банковской деятельности: 

- Тревожно, что "приход" или "неприход" одной конкретной авиакомпании, равно как и конкретного магазина мебели или отдельной иностранной торговой марки недорогой одежды, воспринимается обществом как признак инвестиционной привлекательности страны. Это в корне неправильно. Мы должны создавать условия, при которых инвесторы в Украине будут строить новые заводы, производить готовую продукцию, а не просто импортировать ее из-за границы. Для этого нужно реформировать суды, упрощать землеотвод, создавать стимулы для конечного производства. Очень важно прекратить произвол силовиков, занимающихся поборами с бизнеса.

Если же речь идет о каких-то эксклюзивных условиях для кого-либо на основании тайных протоколов – это неприемлемо. С другой стороны – недопустимо, если иностранные компании не идут в Украину из-за коррупции. Конкуренция должна быть справедливой и понятной для всех. Украинское правительство должно в первую очередь отстаивать интересы граждан, и мы все выиграем, если украинские предприятия будут конкурентоспособными на мировом рынке, выдерживая честную конкуренцию внутри Украины.

Политика

Зеленский увеличивает отрыв от Порошенко в президентской гонке – опрос
Зеленский увеличивает отрыв от Порошенко в президентской гонке – опрос 48

Руководитель студии "Квартал 95" Владимир Зеленский остается одним из фаворитов президентской гонки.

В ПАСЕ рассказали, за что может голосовать делегация России
В ПАСЕ рассказали, за что может голосовать делегация России 192 2

В Парламентской ассамблее определили, какие санкции нельзя накладывать на представителей стран.

В парламентской газете опубликован закон о разрыве договора о дружбе с РФ
В парламентской газете опубликован закон о разрыве договора о дружбе с РФ 97

После выхода в "Голосе Украины" он вступит в силу с 12 декабря.

Происшествия

Организатор теракта в Новоалексеевке приговорен к 15 годам
Организатор теракта в Новоалексеевке приговорен к 15 годам 13

В 2016 году в результате взрыв погиб человек, еще шестеро были ранены.

Двое прохожих в Махачкале поймали девочку, выпавшую с пятого этажа
Двое прохожих в Махачкале поймали девочку, выпавшую с пятого этажа [видео] 31

Ребенок остался цел и не получил ни одного перелома.

В Одессе в ДТП попал автозак с подозреваемым в жестоком убийстве сотрудницы СИЗО
В Одессе в ДТП попал автозак с подозреваемым в жестоком убийстве сотрудницы СИЗО 190

В результате заседание суда перенесли на 12 декабря.

Экономика

Экономисты о снятии ограничения на максимальный размер пенсии: это абсурд!
Экономисты о снятии ограничения на максимальный размер пенсии: это абсурд! 16

Андрея Реву зациклило на "социальной справедливости", однако эксперты не устают повторять, что у социального министра странное видение этого вопроса.

Отопление подорожало еще в шести городах
Отопление подорожало еще в шести городах 20

Тепло обойдется на 15 – 30 процентов дороже.

В Киеве отопление подорожало на 22,7 процента
В Киеве отопление подорожало на 22,7 процента 938 5

Тарифы на тепло подняли из-за роста цен на газ для населения.

Общество

Полицейских собак в Южной Дакоте обули в зимние налапники
Полицейских собак в Южной Дакоте обули в зимние налапники [видео] 91

Пока питомцы не очень позитивно воспринимают новый элемент экипировки.

Прокуратура: в тюрьмах под Одессой у 325 заключенных нет паспортов и возможности работать
Прокуратура: в тюрьмах под Одессой у 325 заключенных нет паспортов и возможности работать 38

Без этого документа нельзя заключить трудовой договор.

Ученые заявили, что Тегеран медленно опускается под землю
Ученые заявили, что Тегеран медленно опускается под землю 278

В некоторых частях города земля за год проседает на 24 сантиметра.

Светская хроника и ТВ

Лорак стала звездным послом Европейских игр 2019
Лорак стала звездным послом Европейских игр 2019 128

Народная артистка Украины получила почетное звание.

The New York Times составили рейтинг лучших актеров 2018
The New York Times составили рейтинг лучших актеров 2018 [видео] 155

С каждым из артистов вышел небольшой танцевальный ролик.

Экс-муж Марины Александровой изменял ей во Львове
Экс-муж Марины Александровой изменял ей во Львове 1396 1

Иван Стебунов впервые рассказал о причине развода.

Спорт

Свитолина снова выиграла выставочный турнир во Франции
Свитолина снова выиграла выставочный турнир во Франции 159 1

В финале украинке противостояла спортсменка из Беларуси.

Болельщики  Лиона  в Украине, кроме футбола, ничего не увидят
Болельщики "Лиона" в Украине, кроме футбола, ничего не увидят

В среду, 12 декабря, состоится решающая битва для "Шахтера" в Лиге чемпионов, соперником "горняков" станет французский "Лион".

Экс-игрок харьковского "Металлиста" Майдана принял участие в "матче века" 164

И выиграл главный футбольный трофей Южной Америки.