Закрытое небо: Какие требования Ryanair испугали  Борисполь  и как дальше дело будет

Закрытое небо: Какие требования Ryanair испугали "Борисполь" и как дальше дело будет

Комментарии: 3
Закрытое небо: Какие требования Ryanair испугали "Борисполь" и как дальше дело будет. Фото: архив КП

Скандал с отказом ирландского лоукост перевозчика приходить в Украину стал безусловно темой недели, как среди экспертов рынка, так и для простых украинцев. Ведь слетать в Европу за 20 евро, как это предлагает Ryanair, можно далеко не каждой авиакомпанией. Поэтому выхода этого лоукостера на украинский рынок ждали многие потенциальные посетители венской оперы и любители выпить чашечку кофе в Братиславе. Тем более, что еще в марте министр инфраструктуры Владимир Омелян анонсировал выход этой авиакомпании на украинский рынок, а Ryanair даже устроил распродажу билетов на осень по 20 евро в одну сторону. Однако, на данный момент из-за разногласий с аэропортом Борисполь ирландский лоукост-перевозчик отказался от прихода в Украину.

Что такого хотел "Ryanair" и что не устроило "Борисполь"

С середины марта, когда министр транспорта и инфраструктуры Владимир Омелян анонсировал приход Ryanair в Украину прошло четыре месяца. За это время ирландский лоукостер успел договориться с аэропортом Львова, но так и не нашел согласия с аэропортом Борисполь. Дошло до того, что директор госпредприятия выступил на пресс-конференции и заявил, что Ryanair требует слишком многого.

По словам гендиректора аэропорта "Борисполь" Павла Рябикина, одним из самых спорных моментов при заключении договора с Ryanair является рейс Киев-Лондон. Ирландский авиаперевозчик требует от аэропорта льготный тариф на уровне 7,5 долларов за каждого пассажира. Такой тариф предусмотрен, если компания открывает новый рейс.

При этом по маршруту Киев-Лондон летают уже две авиакомпании. British Airways платит "Борисполю" 26 долларов с пассажира, а МАУ – 16 долларов. Первая авиакомпания летает в аэропорт Хитроу, МАУ – в Гатвик, а Ryanair планирует совершать полеты в Станстед. Ирландская сторона считает это новым направлением и требует скидку. В свою очередь Павел Рябикин говорит, что новыми считаются направления, если между аэропортами уже существующего маршрута и новым пунктом назначения есть как минимум 100 км. В этом случае можно применять льготный тариф. А здесь расстояние больше.

Поэтому в случае предоставления тарифа в 7,5 долларов с пассажира для Ryanair на маршруте Киев-Лондон, точно такой же тариф могу потребовать МАУ и British Airways.

Более того, по словам Рябикина, та же МАУ сможет поменять аэропорты в ряде городов, где их два и более на новый, но расположенный рядом, и после этого потребовать снижения тарифа с 16-18 долларов до 7,5 долларов с пассажира. В качестве примера он привел рейс Киев-Милан.  Сейчас украинский перевозчик летает в аэропорт Мальпенса, но рядом есть еще аэропорт  Бергамо, куда может начать летать МАУ, затребовав льготный тариф. При этом возможностей сменить аэропорт в этом случае есть довольно много. Все эти риски, якобы, могут привести к падению доходов аэропорта "Борисполь" на 2 млрд грн в год.

Еще одним камнем преткновения между "Борисполем" и Ryanair может стать вопрос юрисдикции рассмотрения споров. Перевозчик настаивает на том, что бы в случае судебных разбирательств, их рассматривал Лондонский арбитраж, с применением норм британского права.

Так же Павел Рябикин заявил, что стоимость обслуживания рейсов того или иного направления в "Борисполе" зависит не только от количества пассажиров. Но еще и от тоннажа авиасудна. Если самолет летит полупустым, то в пересчете на одного пассажира приходится больший сбор, чем, если бы судно было полным.

По словам директора "Борисполя", Ryanair настаивает на том, чтобы сбор с одного пассажира не зависел от наполненности самолета. Опять же другие авиаперевозчики могут оспорить такую дискриминацию в суде или Антимонопольном комитете.

Кроме того, якобы Ryanair потребовал для себя и других привилегий – от бесплатной авианавигации и рекламы до выделения места под собственный отель и службу такси.

После этой пресс-конференции на сайте Ryanair пропала возможность бронировать билеты на рейсы из Украины. А через несколько часов стало известно, что Ryanair пока отказывается от выхода на украинский рынок, обвинив в срыве переговоров аэропорт "Борисполь" и его гендиректора Павла Рябикина, которые встали на защиту интересов МАУ. Вместе с отменой киевских рейсов, компания объявила и об отказе от полетов во Львов.

Торги с продолжением

Эксперты отрасли и экономисты не удивлены позицией RyanAir. Эта компания очень часто оказывает давление на чиновников и руководство аэропортов для того, чтобы получить чуть ли не бесплатное обслуживание. Ведь для того, чтобы продавать билеты по 20 евро и получать от этого прибыль, нужно на чем-то зарабатывать. Поэтому не исключено, что такое громкое заявление со стороны ирландской компании – это способ надавить на руководство Борисполя.

- То, что назвали ультиматумом от Ryanair, на самом деле, является обычной переговорной позицией одной из сторон, -  пояснил КП в Укриане транспортный эксперт Александр Кава. - В свою очередь, руководство "Борисполя" придает ей эмоциональную окраску и выставляет, как ультиматум. Условия работы той или иной компании в каждом аэропорту мира обычно являются коммерческой тайной и не разглашаются. Если две стороны заинтересованы в сотрудничестве, то они демонстрируют желание договориться. В данной ситуации мы видим, что аэропорт "Борисполь" демонстрирует желание как бы найти аргументы и отказаться от контракта с Ryanair. Директор аэропорта говорил о возможных потерях от заключения договора с ирландским авиаперевозчиком, но почему-то он не сказал о тех недополученных доходах, которые аэропорт теряет из-за сотрудничества с МАУ. Ведь только эта компания получает скидки в "Борисполе", под нее руководство аэропорта высказывает готовность тратить деньги государственного предприятия на расширение терминала и достройку перрона. Руководство государственного аэропорта должно отстаивать национальные интересы, а не коммерческие выгоды одного авиаперевозчика, как это происходит сейчас.

Директора Борисполя Павла Рябикина обвинили в провале переговоров и профильный министр Владимир Омелян. Он пообещал инициировать его увольнение, хотя именно министерство транспорта и назначило его на этот пост 1 марта 2017 года, когда фактически с Ryanair уже обо всем договорились.

Эксперты говорят, что такая ситуация говорит лишь о том, что на приходе Ryanair в Украину чиновники хотели сделать собственный пиар.

- Ryanair - очень опытный игрок на этом рынке, который выжимает из аэропортов всё возможное, давая тем большой пассажиропоток, - поясняет экономист Андрей Блинов. - Дело Ryan - очень публичное, на нем пытались сделать себе имя еврооптимисты, министр Владимир Омелян, гендиректор Борисполя Рябикин, гендиректоры других аэропортов. В итоге на этом ирландцы и попытались сыграть. Тариф может быть гибким, но зависеть от объемов: чем больше экономия на масштабе - тем ниже тариф. Если окажется верной информация о миллиардных убытках, то смысла принимать такое предложение нет. Но и обвинять, как это делает министр, во всех провалах одного лишь Рябикина тоже не стоит. Господинуну Омеляну следует напомнить, кто же назначил Павла Рябикина на эту должность.

Как видите, ситуация с приходом Ryanair в Украину пока что зашла в тупик. Однако, мы не исключаем, что через некоторое время кто-то из политиков триумфально вернет этот лоукост-перевозчик на украинский рынок, заработав себе на этом дополнительные дивиденды.

Есть вопрос

Почему не отдать Ryanair Гостомель?

Руководство Борсиполя, в свою очередь, предложило выделить под Ryanair какой-нибудь небольшой аэродром. Например, Гостомель под Киевом. Но эксперты критикуют такое предложение.

- Тезисы о том, что лоукост-перевозчики летают только в небольшие аэропорты давно уже не является аксиомой, - поясняет Александр Кава. - RyanAir летает в Лондон в аэропорт Гатвик, куда совершают рейсы и другие крупные классические авиакомпании. В Варшаве в центральный аэропорт им. Фредерика Шопена, кроме ирландского лоукоста, летает еще и WizzAir. Такая же ситуация и во многих других европейских городах. Поэтому предложения вывести RyanAir в какой-то отдельный аэропорт не выдерживает критики. У нас не такой большой рынок, чтобы разбрасываться такими авиакомпаниями. От Павла Рябикина звучала идея отдать RyanAir аэродром в Гостомеле. Но это не аэропорт, а испытательный аэродром корпорации "Антонов".

По его словам, там нет пассажирского терминала и всей необходимой инфраструктуры для обслуживания пассажирских рейсов. Для ее создания нужно минимум два года и 15-20 млн долларов инвестиций. Поэтому нет экономического интереса создавать там что-то новое, если тот же "Борисполь" не полностью загружен.

КОМПЕТЕНТНО

Сергей Рыбалка. 

Сергей РЫБАЛКА, глава Комитета ВР по вопросам финансовой политики и банковской деятельности: 

- Тревожно, что "приход" или "неприход" одной конкретной авиакомпании, равно как и конкретного магазина мебели или отдельной иностранной торговой марки недорогой одежды, воспринимается обществом как признак инвестиционной привлекательности страны. Это в корне неправильно. Мы должны создавать условия, при которых инвесторы в Украине будут строить новые заводы, производить готовую продукцию, а не просто импортировать ее из-за границы. Для этого нужно реформировать суды, упрощать землеотвод, создавать стимулы для конечного производства. Очень важно прекратить произвол силовиков, занимающихся поборами с бизнеса.

Если же речь идет о каких-то эксклюзивных условиях для кого-либо на основании тайных протоколов – это неприемлемо. С другой стороны – недопустимо, если иностранные компании не идут в Украину из-за коррупции. Конкуренция должна быть справедливой и понятной для всех. Украинское правительство должно в первую очередь отстаивать интересы граждан, и мы все выиграем, если украинские предприятия будут конкурентоспособными на мировом рынке, выдерживая честную конкуренцию внутри Украины.

Политика

Фигурант  дела Бабченко  Герман:  В списке на убийство был сын Авакова
Фигурант "дела Бабченко" Герман: "В списке на убийство был сын Авакова" [видео, фото] 192 4

В Апелляционном суде Киева начали рассматривать апелляцию подозреваемого в организации убийства журналиста. Он по-прежнему уверяет, что работал на украинскую контрразведку.

Депутат Олег Барна предлагает запретить публично показывать сексуальную ориентацию
Депутат Олег Барна предлагает запретить публично показывать сексуальную ориентацию 160

51-летний парламентарий от БПП посетовал на "моральный упадок общества".

Банковский счет президента ФФУ впечатляет: журналистка раскрыла детали 344

Президент Федерации футбола Украины Андрей Павелко имеет на своих банковских счетах баснословную сумму денег.

Происшествия

Продам сына-инвалида. Цена - пятьдесят тысяч гривен
Продам сына-инвалида. Цена - пятьдесят тысяч гривен 794 1

В Запорожье мать пыталась "сплавить" родного ребенка, чтобы сберечь квартиру и наконец-то заняться бизнесом.

В Нидерландах фургон врезался в толпу музыкальных фанатов
В Нидерландах фургон врезался в толпу музыкальных фанатов [фото] 239

Один человек погиб, еще несколько получили ранения. Полиция выясняет, был ли это теракт или несчастный случай.

Из-за землетрясения в Японии закрыли школы, заводы Honda и Mitsubishi
Из-за землетрясения в Японии закрыли школы, заводы Honda и Mitsubishi 330

Погибли три человека, включая ребенка.

Экономика

Биткоин летит вниз: упадет ли его стоимость до нуля?
Биткоин летит вниз: упадет ли его стоимость до нуля? 96

За неделю самая популярная криптовалюта мира потеряла в цене 1200 долларов.

С марта более 250 тыс. человек покинули Украину в поисках работы, - онлайн-счетчик
С марта более 250 тыс. человек покинули Украину в поисках работы, - онлайн-счетчик 121

По данным ресурса, каждые 30 с один гражданин Украины отправляется за рубеж.

В Германии задержали гендиректора компании Audi
В Германии задержали гендиректора компании Audi 323

Его подозревают в мошенничестве по делу о "дизельгейте".

Общество

Ученые рассказали, чем могут быть опасны йога и медитация
Ученые рассказали, чем могут быть опасны йога и медитация 118

Как выяснилось, древние духовные практики делают людей эгоистами.

Николаевский патрульный, спасший малыша из ледяной реки:  Я очень рад, что у меня появился еще один сын
Николаевский патрульный, спасший малыша из ледяной реки: "Я очень рад, что у меня появился еще один сын" 551

Лейтенант Андрей Белоус стал крестным отцом маленького Павлика в его первый день рождения.

Завтра, 19 июня, на юге и востоке до 34 градусов
Завтра, 19 июня, на юге и востоке до 34 градусов 142

В западных и северных областях пройдет кратковременный дождь, гроза.

Светская хроника и ТВ

Отец Жанны Фриске записывает сольный альбом
Отец Жанны Фриске записывает сольный альбом

Владимир Борисович одну из песен посвятил памяти покойной дочери.

Отец Меган Маркл рассказал, почему она не пригласила родственников на свадьбу
Отец Меган Маркл рассказал, почему она не пригласила родственников на свадьбу 999

Но торжестве присутствовала только мама актрисы.

Джоли разрешила Питту встретиться с детьми в День отца
Джоли разрешила Питту встретиться с детьми в День отца 326

Суд считает, что дети должны чаще общаться с отцом, а Анджелина обязана этому посодействовать.

Спорт

Усик встретится с Гасиевым в Москве, названа дата
Усик встретится с Гасиевым в Москве, названа дата 234

Украинский боксер проведет бой за пояс Всемирной боксерской суперсерии (WBSS) 21 июля. Менеджер украинца ранее говорил, что боец не будет выступать в Москве.

Экс-нападающий  Динамо  Мораес перешел в  Шахтер
Экс-нападающий "Динамо" Мораес перешел в "Шахтер" 351

Бразилец, отрицавший переговоры с "горняками", официально присоединился к команде Фонсеки

Бразилия наказана за самоуверенность. Только ничья со швейцарцами
Бразилия наказана за самоуверенность. Только ничья со швейцарцами [Видео] 833

Тягучий и скучный матч завершился вполне закономерным результатом. Где кудесники мяча, где?