Закрытое небо: Какие требования Ryanair испугали  Борисполь  и как дальше дело будет

Закрытое небо: Какие требования Ryanair испугали "Борисполь" и как дальше дело будет

Комментарии: 3
Закрытое небо: Какие требования Ryanair испугали "Борисполь" и как дальше дело будет. Фото: архив КП

Скандал с отказом ирландского лоукост перевозчика приходить в Украину стал безусловно темой недели, как среди экспертов рынка, так и для простых украинцев. Ведь слетать в Европу за 20 евро, как это предлагает Ryanair, можно далеко не каждой авиакомпанией. Поэтому выхода этого лоукостера на украинский рынок ждали многие потенциальные посетители венской оперы и любители выпить чашечку кофе в Братиславе. Тем более, что еще в марте министр инфраструктуры Владимир Омелян анонсировал выход этой авиакомпании на украинский рынок, а Ryanair даже устроил распродажу билетов на осень по 20 евро в одну сторону. Однако, на данный момент из-за разногласий с аэропортом Борисполь ирландский лоукост-перевозчик отказался от прихода в Украину.

Что такого хотел "Ryanair" и что не устроило "Борисполь"

С середины марта, когда министр транспорта и инфраструктуры Владимир Омелян анонсировал приход Ryanair в Украину прошло четыре месяца. За это время ирландский лоукостер успел договориться с аэропортом Львова, но так и не нашел согласия с аэропортом Борисполь. Дошло до того, что директор госпредприятия выступил на пресс-конференции и заявил, что Ryanair требует слишком многого.

По словам гендиректора аэропорта "Борисполь" Павла Рябикина, одним из самых спорных моментов при заключении договора с Ryanair является рейс Киев-Лондон. Ирландский авиаперевозчик требует от аэропорта льготный тариф на уровне 7,5 долларов за каждого пассажира. Такой тариф предусмотрен, если компания открывает новый рейс.

При этом по маршруту Киев-Лондон летают уже две авиакомпании. British Airways платит "Борисполю" 26 долларов с пассажира, а МАУ – 16 долларов. Первая авиакомпания летает в аэропорт Хитроу, МАУ – в Гатвик, а Ryanair планирует совершать полеты в Станстед. Ирландская сторона считает это новым направлением и требует скидку. В свою очередь Павел Рябикин говорит, что новыми считаются направления, если между аэропортами уже существующего маршрута и новым пунктом назначения есть как минимум 100 км. В этом случае можно применять льготный тариф. А здесь расстояние больше.

Поэтому в случае предоставления тарифа в 7,5 долларов с пассажира для Ryanair на маршруте Киев-Лондон, точно такой же тариф могу потребовать МАУ и British Airways.

Более того, по словам Рябикина, та же МАУ сможет поменять аэропорты в ряде городов, где их два и более на новый, но расположенный рядом, и после этого потребовать снижения тарифа с 16-18 долларов до 7,5 долларов с пассажира. В качестве примера он привел рейс Киев-Милан.  Сейчас украинский перевозчик летает в аэропорт Мальпенса, но рядом есть еще аэропорт  Бергамо, куда может начать летать МАУ, затребовав льготный тариф. При этом возможностей сменить аэропорт в этом случае есть довольно много. Все эти риски, якобы, могут привести к падению доходов аэропорта "Борисполь" на 2 млрд грн в год.

Еще одним камнем преткновения между "Борисполем" и Ryanair может стать вопрос юрисдикции рассмотрения споров. Перевозчик настаивает на том, что бы в случае судебных разбирательств, их рассматривал Лондонский арбитраж, с применением норм британского права.

Так же Павел Рябикин заявил, что стоимость обслуживания рейсов того или иного направления в "Борисполе" зависит не только от количества пассажиров. Но еще и от тоннажа авиасудна. Если самолет летит полупустым, то в пересчете на одного пассажира приходится больший сбор, чем, если бы судно было полным.

По словам директора "Борисполя", Ryanair настаивает на том, чтобы сбор с одного пассажира не зависел от наполненности самолета. Опять же другие авиаперевозчики могут оспорить такую дискриминацию в суде или Антимонопольном комитете.

Кроме того, якобы Ryanair потребовал для себя и других привилегий – от бесплатной авианавигации и рекламы до выделения места под собственный отель и службу такси.

После этой пресс-конференции на сайте Ryanair пропала возможность бронировать билеты на рейсы из Украины. А через несколько часов стало известно, что Ryanair пока отказывается от выхода на украинский рынок, обвинив в срыве переговоров аэропорт "Борисполь" и его гендиректора Павла Рябикина, которые встали на защиту интересов МАУ. Вместе с отменой киевских рейсов, компания объявила и об отказе от полетов во Львов.

Торги с продолжением

Эксперты отрасли и экономисты не удивлены позицией RyanAir. Эта компания очень часто оказывает давление на чиновников и руководство аэропортов для того, чтобы получить чуть ли не бесплатное обслуживание. Ведь для того, чтобы продавать билеты по 20 евро и получать от этого прибыль, нужно на чем-то зарабатывать. Поэтому не исключено, что такое громкое заявление со стороны ирландской компании – это способ надавить на руководство Борисполя.

- То, что назвали ультиматумом от Ryanair, на самом деле, является обычной переговорной позицией одной из сторон, -  пояснил КП в Укриане транспортный эксперт Александр Кава. - В свою очередь, руководство "Борисполя" придает ей эмоциональную окраску и выставляет, как ультиматум. Условия работы той или иной компании в каждом аэропорту мира обычно являются коммерческой тайной и не разглашаются. Если две стороны заинтересованы в сотрудничестве, то они демонстрируют желание договориться. В данной ситуации мы видим, что аэропорт "Борисполь" демонстрирует желание как бы найти аргументы и отказаться от контракта с Ryanair. Директор аэропорта говорил о возможных потерях от заключения договора с ирландским авиаперевозчиком, но почему-то он не сказал о тех недополученных доходах, которые аэропорт теряет из-за сотрудничества с МАУ. Ведь только эта компания получает скидки в "Борисполе", под нее руководство аэропорта высказывает готовность тратить деньги государственного предприятия на расширение терминала и достройку перрона. Руководство государственного аэропорта должно отстаивать национальные интересы, а не коммерческие выгоды одного авиаперевозчика, как это происходит сейчас.

Директора Борисполя Павла Рябикина обвинили в провале переговоров и профильный министр Владимир Омелян. Он пообещал инициировать его увольнение, хотя именно министерство транспорта и назначило его на этот пост 1 марта 2017 года, когда фактически с Ryanair уже обо всем договорились.

Эксперты говорят, что такая ситуация говорит лишь о том, что на приходе Ryanair в Украину чиновники хотели сделать собственный пиар.

- Ryanair - очень опытный игрок на этом рынке, который выжимает из аэропортов всё возможное, давая тем большой пассажиропоток, - поясняет экономист Андрей Блинов. - Дело Ryan - очень публичное, на нем пытались сделать себе имя еврооптимисты, министр Владимир Омелян, гендиректор Борисполя Рябикин, гендиректоры других аэропортов. В итоге на этом ирландцы и попытались сыграть. Тариф может быть гибким, но зависеть от объемов: чем больше экономия на масштабе - тем ниже тариф. Если окажется верной информация о миллиардных убытках, то смысла принимать такое предложение нет. Но и обвинять, как это делает министр, во всех провалах одного лишь Рябикина тоже не стоит. Господинуну Омеляну следует напомнить, кто же назначил Павла Рябикина на эту должность.

Как видите, ситуация с приходом Ryanair в Украину пока что зашла в тупик. Однако, мы не исключаем, что через некоторое время кто-то из политиков триумфально вернет этот лоукост-перевозчик на украинский рынок, заработав себе на этом дополнительные дивиденды.

Есть вопрос

Почему не отдать Ryanair Гостомель?

Руководство Борсиполя, в свою очередь, предложило выделить под Ryanair какой-нибудь небольшой аэродром. Например, Гостомель под Киевом. Но эксперты критикуют такое предложение.

- Тезисы о том, что лоукост-перевозчики летают только в небольшие аэропорты давно уже не является аксиомой, - поясняет Александр Кава. - RyanAir летает в Лондон в аэропорт Гатвик, куда совершают рейсы и другие крупные классические авиакомпании. В Варшаве в центральный аэропорт им. Фредерика Шопена, кроме ирландского лоукоста, летает еще и WizzAir. Такая же ситуация и во многих других европейских городах. Поэтому предложения вывести RyanAir в какой-то отдельный аэропорт не выдерживает критики. У нас не такой большой рынок, чтобы разбрасываться такими авиакомпаниями. От Павла Рябикина звучала идея отдать RyanAir аэродром в Гостомеле. Но это не аэропорт, а испытательный аэродром корпорации "Антонов".

По его словам, там нет пассажирского терминала и всей необходимой инфраструктуры для обслуживания пассажирских рейсов. Для ее создания нужно минимум два года и 15-20 млн долларов инвестиций. Поэтому нет экономического интереса создавать там что-то новое, если тот же "Борисполь" не полностью загружен.

КОМПЕТЕНТНО

Сергей Рыбалка. 

Сергей РЫБАЛКА, глава Комитета ВР по вопросам финансовой политики и банковской деятельности: 

- Тревожно, что "приход" или "неприход" одной конкретной авиакомпании, равно как и конкретного магазина мебели или отдельной иностранной торговой марки недорогой одежды, воспринимается обществом как признак инвестиционной привлекательности страны. Это в корне неправильно. Мы должны создавать условия, при которых инвесторы в Украине будут строить новые заводы, производить готовую продукцию, а не просто импортировать ее из-за границы. Для этого нужно реформировать суды, упрощать землеотвод, создавать стимулы для конечного производства. Очень важно прекратить произвол силовиков, занимающихся поборами с бизнеса.

Если же речь идет о каких-то эксклюзивных условиях для кого-либо на основании тайных протоколов – это неприемлемо. С другой стороны – недопустимо, если иностранные компании не идут в Украину из-за коррупции. Конкуренция должна быть справедливой и понятной для всех. Украинское правительство должно в первую очередь отстаивать интересы граждан, и мы все выиграем, если украинские предприятия будут конкурентоспособными на мировом рынке, выдерживая честную конкуренцию внутри Украины.

Политика

Трамп заявил, что США будут наращивать ядерный потенциал
Трамп заявил, что США будут наращивать ядерный потенциал 45

Таким образом глава государства хочет ответить на действия России и Китая.

Испания вышлет в Марокко 55 мигрантов
Испания вышлет в Марокко 55 мигрантов 77

Власти королевства обвиняют их в незаконном пересечении границы.

Шампанское может стать игристым вином, а коньяк - бренди: в Украине переименуют алкоголь
Шампанское может стать игристым вином, а коньяк - бренди: в Украине переименуют алкоголь 425 1

Причина такого требования – эти названия, по сути, являются частными торговыми марками и происходят от географических названий, где изготавливается этот вид алкоголя.

Происшествия

В Киеве перевернулся военный грузовик
В Киеве перевернулся военный грузовик [фото] 26

По предварительным данным никто не пострадал.

Водителя автобуса, в котором погибла Поплавская, отправили под домашний арест
Водителя автобуса, в котором погибла Поплавская, отправили под домашний арест 1396

Помимо этого мужчина будет информировать следователя и прокурора о месте своего лечения.

Водитель автобуса с актерами  Дизель шоу : Я отвлекся на Марину
Водитель автобуса с актерами "Дизель шоу": Я отвлекся на Марину [видео] 2144

Михаила Манюка доставили в суд с загипсованной ногой.

Экономика

Украина на 40 процентов увеличила экспорт плодов и ягод
Украина на 40 процентов увеличила экспорт плодов и ягод 67 2

Основными продуктами стали грецкие орехи, яблоки и груши.

Тарифы выросли - как оформить субсидию по новым правилам
Тарифы выросли - как оформить субсидию по новым правилам 616

Правительство приняло решение о повышении тарифов на газ, следом подорожает горячая вода и отопление. Возможно, сейчас самое время для того, чтобы оформить субсидию.

За 10 месяцев молочная корзина подорожала на 41 гривну
За 10 месяцев молочная корзина подорожала на 41 гривну 142

Стоимость этой корзины на конец сентября 2018 составляла 348 гривен, тогда как в 2017 году она стоила 307 гривен.

Общество

В МАУ представили новое зимнее меню
В МАУ представили новое зимнее меню 285

Компания подготовила более девяти вариантов бизнес-ланчей.

 Крымский Титан  возобновил работу
"Крымский Титан" возобновил работу [фото] 85

Специалисты отобрали пробы промышленных выбросов.

На Полтавщине селяне устали ждать ремонта дороги - отремонтировали сами
На Полтавщине селяне устали ждать ремонта дороги - отремонтировали сами 294 3

Говорят, если бы не начали делать дорогу, к весне от нее ничего бы не осталось.

Светская хроника и ТВ

Обвиненный в домогательствах Джеффри Раш отстоял свою репутацию в суде
Обвиненный в домогательствах Джеффри Раш отстоял свою репутацию в суде 149

Звезду "Пиратов Карибского моря" обвинили в домогательствах к актрисе Эрин Джин Норвилл во время съемок Короля Лира в 2015 и 2016 годах.

Трагедия с актрисой  Дизель Шоу : не важно какой автобус, важно - не уснул ли водитель
Трагедия с актрисой "Дизель Шоу": не важно какой автобус, важно - не уснул ли водитель 735

"КП" в Украине" вместе с экспертами разбирается в причинах страшной статистики смертельных ДТП на наших дорогах.

Ярмольник и Алферова попали в  черный список  Минкульта Украины
Ярмольник и Алферова попали в "черный список" Минкульта Украины 436 3

На ТВ нельзя будет показывать фильмы "Трудно быть богом" и "Сонька — Золотая ручка".

Спорт

У  Шахтера  кадровая катастрофа: Марлос не сыграет с  МанСити
У "Шахтера" кадровая катастрофа: Марлос не сыграет с "МанСити" 412

Против "горожан" может не сыграть еще и Исмаили

Свитолина борется за титул лучшей в мире
Свитолина борется за титул лучшей в мире 290

Украинке удалось квалифицироваться на Итоговый турнир, и она уже преподносит сюрпризы.

Возвращение Зорро
Возвращение Зорро 204

"Шахтеру" вновь предстоит сыграть с "Манчестер Сити". Разбираемся, стоит ли ждать повторения прошлогоднего успеха.