Защита прав инвесторов
Инвесторы не желают идти в Украину из-за непрозрачного законодательства и постоянно меняющихся правил игры, а они нам ой как нужны! Авторы законопроекта №4470 уверены: принятие их документа поспособствует не только повышению уровня корпоративного управления, но и защите прав и интересов инвесторов.
Проектом закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно корпоративных договоров" предлагается внести изменения в Гражданский кодекс Украины и целый ряд законов. В частности, документом предусматриваются:
На сегодня законопроект №4470 принят в первом чтении.
Регулирование перевода денег
Законопроект об электронных платежных системах, который призван регулировать перевод денег, функционирование платежных систем и электронных денег, в Украине прозвали "законом о PayPal". Эксперты на инициативу законодателей реагируют вяло, поясняя: даже если документ будет принят, это вовсе не значит, что мировые "е-платежки" зайдут в Украину.
Кроме того, документ не дает ответа на целый ряд вопросов. Как будет осуществляться валютное регулирование в случае учреждения международной валютной системы финучреждением-резидентом? Или, например, как быть с коммунальными компаниями, которые сейчас принимают средства от населения в качестве посредников, но не имеют при этом лицензии и не зарегистрированы в реестре НБУ как операторы платежной инфраструктуры?
Законопроект №5361 ждет своего часа в ВР с ноября 2016-го.
Электронный билет в общественном транспорте
Передайте деньги на билет, пожалуйста! Эта фраза, которую мы ежедневно слышим в общественном транспорте, скоро станет неактуальной. Депутаты решили, наконец, сказку сделать былью и ввести то, что уже давно и успешно работает в Европе. Все, что в скором времени понадобится пассажиру, - пластиковая карта, пополнять которую можно будет как мобильный телефон.
Предполагается, что постепенный отказ от наличного расчета и переход на так называемые электронные билеты наладит учет льготников, улучшит анализ и планирование перевозок, исключит возможность использования фальшивых проездных документов, уменьшит расходы перевозчиков на организацию и контроль сбора выручки и т. д.
Впрочем, закон вовсе не обязывает местные власти в обязательном порядке вводить новшество: электронный билет - дело сугубо добровольное. Так что с какого числа, в какой форме и какие механизмы будут приняты для введения электронного билета в том или ином городе, решает местная власть. В Мининфраструктуры пообещали, что весной реализуют новшества в двух городах - Львове и Днепре.
Стоимость внедрения подобных электронных систем напрямую зависит от количества транспорта в городе. Так, внедрение электронного билета для проезда в транспорте Днепра обойдется в 10 - 15 млн евро, а во Львове подсчитали, что потратят на модернизацию около 11 млн евро.
Законопроект №4121 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения автоматизированной системы учета оплаты проезда в городском пассажирском транспорте" уже принят и подписан президентом.
Защита потребителей финуслуг
Законопроект № 2456-д призван повысить защиту населения и малого бизнеса, взаимодействующих с банками и финкомпаниями. Ведь у крупного бизнеса есть юридические службы, а вот простые украинцы редко прибегают к помощи специалистов для анализа документов.
Закон лишает банки такой распространенной уловки: в случае неоднозначного толкования в договоре обязательств сторон они трактуются в пользу клиента.
Или, например, такой момент. Сейчас банк может менять отдельные пункты договора, полагая, что если информация, скажем, о плате за пользование счетом есть на его сайте, этого вполне достаточно, чтобы считать, что клиент с ней ознакомлен. После принятия закона банк обязан направить клиенту сообщение, фиксируя срок отправки.
Документ содержит и другие полезные моменты, да что толку? Законопроект № 2456-д был принят в первом чтении почти год назад. На том и остановились.
Либерализация наличных расчетов
Речь идет о законопроекте №4117 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно либерализации наличных расчетов". Правда, невзирая на слово "либерализация" в заголовке, складывается впечатление, что вносимые новшества преследуют противоположную цель.
После того как попытка навязать малому бизнесу использование кассовых аппаратов с треском провалилась, законодатели решили зайти "сбоку". Государство твердо настроено оснастить каждого предпринимателя кассовым аппаратом и решительно отвергает аргумент "а нам этот аппарат не на что купить".
В документе законодатели признают: фискальные функции может выполнять не только опломбированный кассовый аппарат, а любое устройство, имеющее доступ в интернет и поддерживающее соответствующее программное обеспечение. То есть, как только документ вступит в силу, кассовым аппаратом в Украине сможет "работать" компьютер, смартфон, планшет, ноутбук и т.д.
Правда, в законопроекте нет ни слова о самом программном обеспечении. Это как в старом анекдоте: "Жора, жарь рыбу! - Так рыбы нет! - Ты жарь, рыба будет!"
В октябре 2016-го законопроект №4117 был принят в первом чтении.
Пересчет долгов и штрафов
По мнению авторов проекта закона Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно установления максимального размера штрафных санкций по задолженности за жилищно-коммунальные услуги и кредитных договорах", принятие этого закона усилит социальную защиту украинцев.
В пояснительной записке к документу говорится, что в нынешних реалиях украинцы только нищают, в то время как коммунальщики и кредитно-финансовые учреждения зарабатывают сверхприбыли на бедах украинцев. Причем ситуация достигла таких масштабов, что требуется срочное государственное вмешательство.
По мнению авторов, о том, что украинцы не в состоянии оплачивать даже коммунальные платежи, не то что штрафы за их несвоевременную уплату, говорят данные Госстата.
Так, в декабре 2016-го размер средних начислений за коммуналку составил 1557,4 грн. при минимальной зарплате 1600 грн. Неудивительно, что к концу прошлого года население задолжало за коммуналку 23,5 млрд грн.
Учитывая все вышесказанное, законодатели предложили несколько нововведений. Среди них - запретить начисление штрафных санкций для получателей субсидий и установить, что максимальный размер пени не может превышать 50% суммы долга.
Кроме того, документ предлагает ограничить максимальный размер неустойки по кредитным договорам 50 процентами от суммы остатка кредитных средств, подлежащих возврату по договору (без учета процентов за пользование кредитом).
Законопроект №6140 был подан в ВР 27 февраля и сейчас находится на рассмотрении в профильных комитетах.