В ночь на 1 марта в "ЛНР" и "ДНР" на предприятиях украинской юрисдикции ввели так называемое внешнее управление. Эксперт рассказал, чем происходящее отличается от национализации и каковы дальнейшие варианты развития событий.
Если вспомнить историю с национализацией того же "ПривтаБанка", то становится понятно, что огромные предприятия невозможно передать от одного собственника другому в короткие сроки. В "ПриватБанк" зашла многочисленная команда банкиров, бухгалтеров и аудиторов, которых привозили автобусами в главный офис и они несколько дней проверяли всю коммерческую документацию финучреждения.
Лидеры же так называемых "ЛНР" и "ДНР" объявили ночью, что берут под свой контроль четыре десятка предприятий, и уже к вечеру заявили, что они их полностью контролируют. Что же такое внешнее "управление"?
- Как я его понимаю, внешнее управление – это введение на предприятие кураторов или, как их еще называют, смотрящих, - говорит экономист Андрей Блинов. – Если сравнивать с банковской сферой, можно вспомнить кураторов от НБУ, которые находились в проблемных банках. Поэтому пока что это не национализация. Ни по одному из предприятий не было смены менеджмента – директор, бухгалтер и даже начальник охраны остались прежними. При национализации меняется все руководство, которое неподконтрольно новым владельцам.
Как говорит эксперт, в будущем эти предприятия могут работать по двум схемам – или через РФ, когда их продукция будет покупаться Россией, и продаваться на внешние рынки уже как российская, или же будут созданы холдинги, которые будут принадлежать прежним хозяевам, но работать по законам местной юрисдикции. Так было со многими предприятиями в Крыму, которые мы считаем своими, но работают они по российским законам.
- Ключевыми сигналами о будущем этих предприятий станут события, которые будут касаться менеджмента и путей логистики их готовой продукции, - резюмирует эксперт.