Загрузить еще

"Приватбанк" национализирован: что будет с курсом и к чему готовиться вкладчикам

Фото: "Приватбанк" национализирован. Фото: Оскар ЯНСОНС

В воскресенье, 18 декабря, на заседании Кабмина рассматривали вопрос обеспечения стабильности финансовой системы Украины. Принимая во внимание результаты заседания СНБО, правительство поддержало предложение НБУ о переходе "Привабанка" в стопроцентную государственную собственность. 

Приводим полный текст заявления Кабмина:

"Кабинет Министров Украины на заседании в воскресенье рассмотрел вопросы обеспечения стабильности в финансовой системе страны. Принимая во внимание результаты заседания Совета национальной безопасности и обороны Украины, Правительство поддержало предложение Национального банка и Совета финансовой стабильности о переходе ПАО "Приватбанк" в стопроцентную государственную собственность.

Предусмотрено, что государство в лице Министерства финансов станет владельцем 100% акций ПАО "Приватбанк" и гарантирует бесперебойное функционирование этого учреждения и сохранения средств его клиентов.

Эти действия происходят в четкой координации с международными финансовыми организациями и при их поддержке.

Председатель НБУ Валерия Гонтарева, которая участвовала в заседании правительства, и министр финансов Александр Данилюк проинформировали членов КМУ о том, что частные акционеры ПриватБанка обратились к правительству с предложением, чтобы государство в интересах клиентов банка стала его полным собственником.

Переходный период начинается с 19 декабря. Государство обеспечит плавный переход, стабильную работу этого учреждения в обычном для ее клиентов режиме.

В Правительстве исходят из того, что принятое им ответственное решение спасло как Приватбанк, так и всю банковскую систему."

Более подробную информацию о деталях принятых решений в понедельник, 19 декабря, в 8.30 утра на совместной пресс-конференции расскажут Министр финансов Александр Данилюк и глава Нацбанка Валерия Гонтарева.

ДОСЛОВНО

Также информацию прокомментировал в "Фейсбуке" руководитель IT-направления "ПриватБанка" Дмитрий Дубилет:

- Дорогие друзья, сегодня ПриватБанк становится государственным банком.

Это неожиданная новость (в том числе для меня, поверьте), но волноваться не нужно. В этом посте попробую собрать ответы на все вопросы, которые могут вас сейчас волновать.

1. Нужно ли переживать Клиентам за свои деньги?

Нет, переживать не нужно. Все средства на текущих и депозитных счетах всех физических и юридических лиц будут в целостности и сохранности. Это гарантирует государство.

2. Почему это произошло?

С тех пор, как началась война, наш банк пережил семь информационных атак. Любой другой банк не пережил бы любую из них.

Но последняя атака, которая началась неделю назад, была самой тяжелой. Каждый день мы обновляли рекорды по количеству средств, выданных паникующим Клиентам в банкоматах и отделениях.

Кстати, в субботу, когда паника начала понемногу спадать, контрольный выстрел сделал Интер в вечернем выпуске новостей: “В понедельник ПриватБанк приостановит все платежи! Впрочем, мы не получили ни подтверждения, ни опровержения этой информации от пресс-службы банка”. Думаю, для журналистов Интера уготовано отдельное место в аду (от пресс-службы ада я опровержения не получил).

Собственно, решение о добровольной и мирной передаче банка во владение государству было принято ровно в тот момент, когда мы поняли, что эту информационную атаку мы можем не пережить, и что под угрозой могут оказаться наши Клиенты.

3. Что будет с ПриватБанком дальше?

Главное, банк будет работать дальше в стандартном режиме.

Новым председателем правления банка становится Александр Шлапак (это отличная новость!), который должен вскоре сформировать новую команду топ-менеджеров. Формально, переходный период, в течение которого мы будем вводить в курс дела новую команду, будет длиться несколько месяцев.

Страшно признаться, но я не думаю, что Клиенты или сотрудники почувствуют особую разницу в работе банка. У нас всё работает, как часы. В головном офисе и в отделениях остаются те же профессионалы. В банке создана уникальная корпоративная культура. Всё это никуда не денется с нашим уходом.

И я не верю, что государство отберет айпады у наших сотрудников в отделениях и вместо них вручит им счёты.

4. Можно ли нас назвать обманщиками за то, что раньше мы исключали вариант национализации ранее?

На самом деле, нас никто не думал национализировать. Да, были показатели, которые у нас ухудшились в результате войны и падающей экономики (как у всех банков), и мы спокойно двигались по трехлетнему плану, утвержденному с Нацбанком. Мы продолжали быть прибыльными и исправно возвращали кредиты НБУ.

Но, к сожалению, произошло то, что социологи называют “самоисполняющееся пророчество”. С тех пор, как наш любимец Онищенко зарегистрировал два года назад законопроект о национализации ПриватБанка, эту тему начали регулярно разгонять вражеские СМИ. Так национализация превратилась в страшилку, которая распугивала наших вкладчиков, что в итоге и привело нас к этой ситуации.

5. Чем буду заниматься дальше я?

Во-первых, я (как и все мои коллеги) сделаю все, чтобы переходный период прошел как можно более гладко - и для Клиентов, и для наших сотрудников. Буду помогать новому руководству банка столько, сколько надо.

ПриватБанк - это наш ребенок (черт, простите за пафос). Даже если этот ребенок теперь будет жить в новой семье, мы все равно будем следить за тем, чтобы он был сытый, здоровой и носил теплые носки :)

Что после банка? Я пока не решил. С одной стороны, у меня есть второе дело моей жизни - iGov (напомню, с банком этот проект не связан). Возможно, я начну им заниматься не 10% времени, как раньше, а full time, на 100% времени.

С другой стороны, у меня нет достаточной финансовой подушки, чтобы надолго посвятить себя волонтерской работе… В общем, буду думать и держать вас в курсе.

Дорогие друзья, уважаемые Клиенты и сотрудники, большое спасибо за вашу поддержку. Мы с вами стали свидетелями удивительной и достаточно циничной истории, подробностями которой мы еще будем с вами делиться.

Но главное, что с самим банком все будет хорошо. Всех с наступающими :)

Также на своей странице в Фейсбуке ситуацию прокомментировал Руководитель направления "Кредитные карты и зарплатные проекты" в ПриватБанк Олег Гороховский, который ранее заявлял, что нынешняя ситуация вокруг крупнейшего коммерческого банка Украины срежиссирована:

ВАЖНО

В чем разница между национализацией и ликвидацией ПриватБанка

Мы спросили у экспертов, какие последствия для экономики может нести этот процесс.

Несмотря на массированные слухи о том, что в пятницу что-то очень нехорошее произойдет с ПриватБанком, финансовый гигант пережил неделю без серьезных сбоев. Однако разговоры о национализации банка не прекращаются. Мы решили спросить у экспертов, как проходит этот процесс, чем он грозит простым вкладчикам и действительно ли курс гривны из-за этого может "улететь в космос".

Почему именно Приват?

До сих пор ПриватБанк не давал поводов для беспокойства своим клиентам. Деньги со счета на счет уходили за несколько секунд, сбоев при оплате картами не было, а в банкоматах, если и заканчивалась наличность, то ее оперативно пополняли. То есть, для простых людей банк выглядит здоровым.

А вот Нацбанк считает, что банк нужно докапитализировать. То есть, акционеры должны внести свои собственные средства, которые послужат гарантией дальнейшей нормальной работы банка. И вот тут, как говорят эксперты, НБУ и ПриватБанк не сошлись во мнениях. Они до сих пор спорят о том, сколько средств нужно довнести в капитал банка.

Почему возникает спор, если есть строго утвержденные нормативы? Во-первых, часть средств во всех украинских банках была потеряна из-за кризиса, аннексии Крыма и войны на Донбассе. Во-вторых, часто сам капитал формируется лишь на бумаге.

В ПриватБанке говорят, что у них с капиталом все в порядке, в НБУ же заявляют,обратное. И напоминают, что согласно утвержденной программе докапитализации, до нового года нужно внести определенную сумму, которую не называют, но речь, похоже, идет о десятках миллиардов гривен.

Банк большой – поэтому и сумма там огромная. По разным оценкам, она составляет 90-100 млрд грн. И эти средства акционерам нужно найти до 1 января 2019 года. Несмотря на то, что время еще есть, часть средств они должны внести до 31 декабря 2016 года. Эксперты говорят, что тут возможно несколько вариантов, но волноваться простым людям в любом случае не стоит.

- Если дыры в балансе нет, как утверждает правление, или она маленькая, то нет смысла паниковать, - говорит финансовый аналитик Виталий Шапран. - Если дыра есть, но ее закрывают, то какое дело вкладчику до внутренних проводок банка? Если же дыра есть и акционеры не могут ее закрыть, то они сдают банк государству. Банк национализируют. При этом крупные госбанки у нас неплохо работают. И сейчас они надежнее частных. Поэтому не вижу повода для паники.

По его словам, самый плохой сценарий – это недружественная передача банка от акционеров государству. Однако, по словам эксперта, этот вариант маловероятен, ведь у акционеров ПриватБанка есть в Украине еще много бизнесов, которые могут пострадать в этом случае.

Что такое национализация?

Многие украинцы путают национализацию и ликвидацию. Дело в том, что крупные банки по закону ликвидировать нельзя. Иначе рухнет вся украинская банковская система.

Когда происходит банкротство мелкого или среднего банка, то его кредитный портфель переходит под управление Фонда гарантирования вкладов, а вкладчикам компенсируют их депозиты и текущие счета в рамках суммы в 200 тысяч гривен. Однако, из-за того, что в Украине уже закрылось 87 банков, денег фонда на выплаты давно не хватает. Поэтому государство по сути проводит эмиссию гривны для выплат, которая потом попадает на валютный рынок и давит на курс гривны.

В случае национализации, в банке просто меняется собственник. Государство вносит недостающую сумму, получая взамен 75% +1 акцию. И банк продолжает работать дальше.

- После того, как контрольный пакет акций переходит к Мифину, представитель министерства назначает правление и председателя правления банка, - поясняет экономист Александр Охрименко. – То есть, меняется только руководство банка. Кстати, эта процедура прошла в свое время в Укргазбанке, и сейчас он нормально работает.

В теории процедура смены собственника должна пройти безболезненно, и клиенты даже не заметят, что что-то произошло. Однако, эксперты говорят, что банк может перестать нормально работать в течение нескольких дней. То есть, для тех, у кого там депозит, ничего не изменится, а вот люди с карточками банка могут испытывать затруднения.

- Если передавать такой крупный банк от одного собственника к другому, его нужно останавливать на неделю, - говорит Виталий ШАПРАН. - Лучше всего это сделать в новогодние праздники - чтобы не нервировать вкладчиков.

Так что, вот вам наш совет – на новогодние праздники оставьте немного наличности про запас.

Что будет с курсом гривны?

Еще одной страшилкой о возможной национализации является слух о том, что в гривна в этом случае "улетит в космос". Мол, курс доллара может подняться до 30, 40 или даже 50 гривен. Эксперты говорят, что курс действительно может вырасти, но только в том случае, если начнется паника среди населения и люди все свободные средства в гривне ринутся менять на доллары и евро.

При этом сам процесс возможной национализации на курс никак не повлияет. Огромные деньги для докапитализации на валютный или товарный рынок не попадут.

- Самый опасный риск в этой ситуации - это паника, - объясняет экономист Андрей БЛИНОВ. – Влияние на курс может быть чисто психологическим, если сама процедура национализации будет проведена неумело. А рыночных механизмов влияния на курс из-за этого процесса нет. Дело в том, что средства для докапитализации вносятся в уставный фонд. При этом государство обычно вносит не деньги, а долги. Докапитализция госбанков, таких как Укрэксимбанк, Ощадбанк, и национализация Украгазбанка проходили именно за счет эмиссии облигаций внутреннего госзайма. Получается следующая схема - государство эмитирует или попросту увеличивает свой внутренний долг. Ключевой аспект в том, что денежная масса в этом случае не растёт. Деньги государства находятся на счетах в Центробанке и не входят в состав денежных агрегатов. То есть, в данном случае, мы не увидим ситуацию, когда деньги после печатного станка попадали на счета, а потом появлялись на валютном рынке.

А вот в случае банкротства ПриватБанка государству пришлось бы проводить эмиссию для выплат вкладчикам. Так что получается, что сама по себе процедура национализации не такая уж и страшная.

Новости по теме: Приватбанк