По логике, за это время Украина должна была наводниться качественными, пусть и подержанными автомобилями. Время стареньких "жигулей" и полуфабрикатов отечественного автопрома должно безвозвратно пройти. Тем не менее, на наших дорогах все еще частые гости автомобили – опасные для пассажиров и пешеходов, дорогие в эксплуатации и губительные для экологии.
Согласно закону, подписанному президентом в мае 2016 года, сумма затраченная на получение украинских номеров, по сравнению со старой растаможкой уменьшилась в два раза (за авто с объемом от 3-х литров) и практически в 10 раз (для малолитражек). Но еще остаются такие до боли в кошельке знакомые статьи расходов как: НДС – 20%, и госпошлина – 10%.
Для примера возьмем народный автомобиль – VW Golf 2010-го года выпуска с бензиновым двигателем 1,4. В Европе это авто стоит в среднем 4500 евро.( При этом новый Ланос оценивают в 7000 евро). Раньше после всех дополнительных накруток Golf прибавлял в цене больше чем в два раза и стоил 9500 евро. Сейчас переплатить придется всего 1700 евро. То есть надежный импортный Golf все-таки значительно дешевле отечественного авто.
Что мешает людям не пересесть на "немцев" и "французов"?
Полгода слишком короткий срок? Наверное, самая главная проблема – расстояние, усугубленное визовым режимом. Покупка машины для украинца – дело ответственное. К сожалению наши сограждане в силу экономических причин вынуждены покупать авто не на 3-5 лет, как это делают в Европе, а на 10-15. Поэтому к выбору подходят основательно, а ехать на неделю в Литву, Польшу или Германию и спокойно выбирать машину многим не по карману. Плюс ко всему, на фоне несостоявшегося "безвиза" - все более сложная ситуация с получением разрешения на въезд в Европу.
Однако появился простой способ ввоза из-за границы – таможенные площадки. Суть их проста: фирма закупает в Европе машины и автовозом привозит их на таможенную площадку на территории Украины. Таким образом, покупателю не нужно тратить нервы и деньги в незнакомых странах. Он может спокойно приехать и купить авто в своей стране, по европейской цене. Все казалось бы идеально – НО. Лоббисты укравтохлама рук не опустили и продолжают препятствовать легальному ввозу автомобилей по доступным ценам.
Через границу машину перегонять должен только хозяин?
В сентябре этого года Людмила Ульчак приобрела у польского автодилера на таможенном складе в Волынской области автомобиль "Volkswagen Golf" 2010 года выпуска. Само авто обошлось в 3800 евро, таможенные платежи составили ещё 54 тысячи гривень. Но забрать машину не удалось: работники таможенного поста "Луцк" отказали женщине в оформлении, сославшись на "невыполнение норм Закона 1389", хотя и не уточнили, что конкретно она сделала не так. И лишь после того, как Людмила подала в суд на таможенников, объяснили: дескать, пересечь польско-украинскую границу автолюбительница с машиной должны была только лично, иначе, мол, не считается.
А вот Волынский областной суд не поддержал свободную трактовку закона луцкими таможенниками. И обязал их выдать Людмиле все необходимые документы. Поскольку в законе нет ни единого упоминания о том, кто должен быть за рулем, ввозя автомобиль на территорию Украины.
А добавить именно такую строчку в закон, очень уж хочет глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина. Она даже подала соответствующий законопроект. К счастью, его даже не включили в порядок дня. Ксати, за его рассмотрение проголосовал только один депутат – Дмитрий Святаш - экс регионал, в 2004-м доверенное лицо Януковича и ярый противник снижения налогов. Он, кстати, тоже входит в этот же таможенный комитет.
Глава государственной фискальной службы Роман Насиров на запросы отвечает стандартными чиновничьими отписками, по сути защищая своих подчиненных .
Так что будет автомобиль роскошью или все же средством передвижения – зависит от активности автолюбителей и честных СМИ.