Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Не дай себя обмануть: как удержаться от покупки ненужных вещей

Не дай себя обмануть: как удержаться от покупки ненужных вещей
Фото: Фото: Анатолий Жданов

В магазине продавец так убедительно говорил, что в этом платье вы - королева, что неподходящая длина, огромное декольте и выпирающие бочка были как-то незаметны. Но как же вы могли так попасться? 

Оказывается, здесь нет ничего удивительного, ведь продавцы всевозможных товаров и услуг уже давно овладели навыками психологического убеждения. А научившись главному - убеждать, они легко впаривают нам ненужные и некачественные вещи.  

История 1 

Ты - мне, я - тебе

Оксана зашла в магазин с подругой, и пока та пропадала в примерочной, ее "взяла в оборот" продавец. Начала с малого - мол, что же подруга меряет, а вы время теряете? Возьмите и вы что-нибудь примерьте!

- Я взяла несколько вещей, - рассказывает Оксана. - Мне ничего не подошло, но я почему-то чувствовала, будто должна что-то купить. Поэтому на кассе взяла несколько браслетов, которые тоже были мне не нужны. И хотя меня никто не заставлял ничего покупать, приобретя эту ненужную копеечную бижутерию, пару дней чувствовала себя обманутой… 

Комментарий психолога:

- Человеку свойственно отвечать взаимностью, причем как на хорошие поступки, так и на плохие, - говорит психолог Марина Деркач. - Например, если коллега вас поздравил с днем рождения, то и вы, скорее всего, захотите сделать ответный шаг. Причем степень ответной благодарности, как правило, прямо зависит от стоимости подарка. В ответ на недорогой сувенир вы тоже отдаритесь безделушкой, а более дорогой подарок потребует более существенного ответного шага. 

Эту особенность человеческой психики прекрасно используют продавцы. Они в чем-то идут навстречу потенциальному покупателю, вынуждая того сделать ответный шаг. Например, предлагают бесплатно попробовать продукты. Или примерить вещи - мол, "вы же не обязаны покупать". Но вы примеряете одну вещь, другую, пятую и чувствуете себя обязанным: ведь продавец уже потратил на вас уйму времени!

Так что если вы знаете, что не в состоянии противостоять своей психологической зависимости - не пробуйте продукты и не злоупотребляйте примерками! 

История 2 

Уникальное платье 

Даша купила это алое платье только потому, что продавщица ее убедила: такое в Киеве одно! 

- Я собиралась на важное мероприятие, и уникальность наряда для меня была очень важна, потому даже смирилась с тем, что это не совсем мой фасон, - говорит Дарья. - Весь ужас ситуации был в том, что на вечеринке оказалась девушка моей комплекции точно в таком же платье! И я уверена, что ей продавец пела точно такую же "песню". 

Комментарий психолога:

- Человек так устроен, что испытывает тягу ко всему редкому, - говорит Марина Деркач. - Недаром слова "только у нас", "уникальный метод", "авторская модель" фигурируют в рекламе и… в речи продавцов. Так что все, что остается продавцу - это убедить покупателя в уникальности своего предложения. Вариантов может быть масса - от "это платье было пошито в одном экземпляре" до "эта система скидок действует только сегодня до 18.00". И это совсем не обязательно правда!

История 3 

Авторитетное мнение 

Алена купила пиджак с короткими рукавами. То есть рукава там, конечно, длинные, но недостаточной длины. Выглядит этот пиджак как с чужого плеча, а особенно обидно, что Алена этот недостаток видела с самого начала, но дала себя переубедить. 

- Продавец разговаривала со мной настолько безапелляционно, что прямо-таки обескуражила, - жалуется Алена. - А когда я заметила, что рукава коротковаты, поджала губы и процедила: "Это же самая модная длина "семь восьмых"! Вы что, модой вообще не интересуетесь?!" Мне стало очень неловко от своей "темноты, и я его купила. А дома мама вынесла приговор: выглядишь, как "подстреленная"!  

Комментарий психолога:

- Стоит только заявить о себе миру, что ты - авторитетный эксперт, как убеждать становится гораздо легче, - говорит психолог Оксана Навроцкая. - Потому что клиенту становится очевидно: перед ним стоит крупный специалист из мира моды, а не продавец, главной целью которого является что-то "втюхать". 

Таким "специалистам" вовсе необязательно иметь не то что диплом и образование, но даже специальные знания - достаточно высокомерного тона, презрительного взгляда на "неспециалистов" и фразы "я в этой сфере работаю уже 20 лет". 

Поэтому не стесняйтесь признать, что вы чего-то не знаете, не понимаете и задавать уточняющие вопросы. А если видите, что вам данная вещь не идет (как вариант - не подходит цвет или модель, не по карману и т.д.), смело отказывайтесь от покупки, каким бы авторитетом вас ни давил "эксперт". 

У продавцов есть множество способов заставить вас потянуться к кошельку. Фото: Анатолий ЖДАНОВ

История 4 

Он такой же, как и я!

- Я сразу поняла, что это кашемировое пальто непомерно дорого - по крайней мере для моего бюджета, - рассказывает 30-летняя Светлана. - Да, цвет мне идет, но на этом - все! Однако продавец была так убедительна, что этот мятный цвет красиво оттеняет мои глаза, и я - настоящая красавица, что я почти сдалась. А когда еще в разговоре случайно выяснилось, что наши родители родом из Запорожья, то отпали последние сомнения: землячка плохого не посоветует!

Но еще раз примерив покупку дома, Света расстроилась окончательно: мало того, что из-за этого пальто ей придется урезать себя на несколько месяцев буквально во всем, так еще и ходить в обновке ей совершенно некуда. Цвет - красивый, но очень маркий, в таком пальто можно передвигаться только в собственном авто. А Света добирается на работу троллейбусом. 

- Можно было, конечно, это пальто вернуть, но неудобно, - говорит моя собеседница. - Мы же все же землячки…

Комментарий психолога:

- Психологам уже давно известно, что убедить человека в чем угодно легче, если он вам симпатизирует, - говорит Оксана Навроцкая. - А заставить его симпатизировать себе гораздо проще, если похвалить его и показать, что вы в чем-то похожи. В данном случае были успешно использованы оба приема.

Совет прост: не позволяйте собой манипулировать! Если ваши родители родом из того же города, что и тетя продавца, если ваши дети учатся в вузе по одной специальности, если в позапрошлом году вы отдыхали на одном и том же курорте - это вовсе не повод совершать покупку, которая вам не по карману! 

История 5 

Согласие во всем

- А мной никто не манипулирует, я и сама без всяких манипуляций покупаю кучу ненужного хлама, - смеется подруга и рассказывает последнюю историю покупки. 

По ее словам, продавец ни одним словом не пытался убедить ее купить новый смартфон. Подруга сразу решительно заявила: это очень дорого! И продавец покорно согласился: да, дорого. 

К тому же, заявила она, в Европе такие смартфоны гораздо дешевле! Да, снова согласился продавец, дешевле. Но это все поставщики - он тут ни при чем. 

Да и вообще, продолжила она, уже через полгода эта модель в цене упадет! И снова полное согласие со стороны продавца: да, вы правы, цена упадет. Только вот черных моделей по той акционной цене уже, скорее всего, не будет. И золотистых тоже не будет. Останутся только белые, но зато дешевле.

Подруга, которая категорически не переваривает белые гаджеты, достала кошелек и пошла к кассе.

Комментарий психолога:

- Это только кажется, что в этом случае покупателю удалось избежать манипуляции, - уверена Марина Деркач. - Дело в том, что человека легче всего убедить, если не спорить с ним, а, наоборот, соглашаться с его доводами. Это известный психологический прием. И продавец с успехом продемонстрировал практически профессиональное владение этим приемом.

Из этой же серии - так называемое "мнение большинства". Нередко в рекламе вы можете услышать, что "90% населения пользуются именно этим товаром" или "80% покупателей остались довольны качеством препарата". Такой метод убеждения очень актуален в современной Украине. Сегодня, когда большинство украинцев не уверены ни в чем - ни в работе, ни в завтрашнем дне, ни в своем выборе по любому поводу, - сознание того, что они идут "в ногу с большинством", греет им душу и способно заставить сделать ту или иную покупку. 

Новости по теме: покупки психология