21 ноября
Загрузить еще

Эксперт рассказала, как правильно утеплить многоквартирный дом

Эксперт рассказала, как правильно утеплить многоквартирный дом
Фото: Энергомодернизация многоэтажки должна быть комплексной. Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО
Ольга Науменко. 

Представляем вашему вниманию материал написанный Ольгой Науменко, экспертом информационной кампании "Сильніші разом".

Последнее подорожание газа для потребителей в жилом секторе с 1 мая 2016 составит около 40%, а за тепло придется платить на 60% больше, чем раньше. В отопительный период это станет тяжелым испытанием для жителей стандартных многоэтажек и значительно увеличит затраты на жилищно-коммунальные услуги, прежде всего на отопление, горячее водоснабжение и электроэнергию.

Но, вместо того, чтобы произносить пессимистические прогнозы относительно способности населения оплачивать счета по рыночным ценам за потребленную энергию, стоит посмотреть, как это можно исправить. Цена на тепло и газ уже не будет такой низкой, как прежде. Поэтому стоит искать методы экономии в новых экономических реалиях, и бороться с вызовами. Одним из оптимальных вариантов решения проблемы является энергомодернизации жилых зданий, как реальный шанс сократить потребления ресурсов и соответственно уменьшить свои расходы.

Подписание Украиной Ассоциации с ЕС требует четкого соблюдения условий Соглашения, одним из которых является необходимость реформирования энергетического сектора в рамках Энергетического Сообщества. Как демонстрирует опыт стран Западной и Восточной Европы, которые уже давно и вполне успешно прошли этот этап, одним из самых затратных является жилой сектор, энергомодернизация жилых зданий - это ключевая точка в повышении энергоэффективности страны в целом.

Цена на тепло и газ уже не будет такой низкой, как прежде. Фото: Игнатьев Роман

По данным Госстата Украины, расходы на тепло многоэтажек растут каждый год. В частности, в 2015 году за жилищно-коммунальные услуги жители многоэтажек оплатили 61900000000 гривен, что составляет 95,2% от начисленной суммы расходов в 65 млрд гривен. Для сравнения - в 2014 году эта сумма составляла 47 млрд гривен, то есть на 30% меньше. И этот существенный рост расходов связан не только с увеличением стоимости на газ и тепло для населения. Значительно увеличивает цифры в квитанциях на оплату неэффективное использование тепловой энергии в жилом секторе: фактическое потребление некоторых областей более чем на 60% превышает показатели ЕС. Например, в Киеве оно составляет 0,22 Гкал / м.кв., В ЕС в среднем потребляют только 0,09 Гкал / м.кв. В среднем в Украине потребление тепловой электроэнергии составляет 0,17 Гкал / м.кв., что превышает стандарт ЕС на 47% . Это подтверждают данные Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины. Фактически эти избыточные 47% Украина теряет ежемесячно. Поэтому после очередного повышения тарифов (+ 23%) на электроэнергию для населения с 1 марта 2016 и перехода к рыночным ценам на газ с 1 мая 2016 (+ 60% к предыдущей цене) расходы на услуги ЖКХ в Украине могут достичь астрономических 90-100 млрд грн уже в период отопительного сезона.

Следует напомнить, что вместе с последним резким повышением тарифов, в мае 2016 года было принято решение об очередном снижении социальных норм потребления энергии, за которое должно отвечать домохозяйство для получения субсидий (в частности, норму потребления газа для домохозяйств, использующих его для отопления снизили с 7 до 5,5 куб. м. на 1 кв. м. отапливаемой площади в месяц в отопительный сезон) и поэтому можно предположить, что государство будет пытаться максимально сократить свои расходы на субсидии и в дальнейшем, кроме поддержки совсем незащищенных категорий населения.

Таким образом, более эффективным способом уменьшения суммы в платежках за энергоносители является не попытка попасть в "малообеспеченные категории населения", а активное участие в энергомодернизации своей многоэтажки, в том числе и финансовая, что поможет существенно снизить уровень затрат на содержание дома в будущем.

Еще 25 ноября 2015 в Украине приняли Национальный план действий по повышению энергоэффективности на период до 2020 года (Распоряжение КМУ № 1228-р от 25.11.2015). План предусматривает к 2020 году осуществить термомодернизации для 25% жилых зданий (одно и многоквартирных) и 20% зданий бюджетных учреждений. Наиболее проблемными для термомодернизации являются именно многоэтажные дома, как с технической точки зрения (стандартная многоэтажка является достаточно сложным инженерным объектом, капитальный модернизация которой требует крупных инвестиций), так и с юридической, что касается вопроса совместной собственности и общих расходов на модернизацию дома.

"Лоскутная" энергомодернизация

В условиях кризиса украинцы все чаще пытаются самостоятельно "улучшить" свой быт и сэкономить на жилищно-коммунальных услугах. В том числе и для того, чтобы избежать трудностей с вышеупомянутыми техническими и юридическими аспектами при утеплении целого дома.

В условиях кризиса украинцы все чаще пытаются самостоятельно "улучшить" свой быт и сэкономить на жилищно-коммунальных услугах. Фото: Максим Люков 

Чтобы использовать для отопления дома меньше энергоресурсов, там нужно утеплить стены, поставить энергосберегающие окна. Теоретически такие действия должны создать условия герметизации помещения: утечка тепла будет минимальной, так и ресурсов на отопление такого помещения также будет использоваться значительно меньше. Как это выглядит на практике?

Напуганный платежами за зимний отопительный сезон более-менее обеспеченный житель многоквартирного дома решает, что ждать каких-то действий от государства нет смысла (следует заметить, что при обслуживании дома ЖЭКом - это небезосновательны выводы), а объединяться часто с абсолютно незнакомыми соседями - это необычная практика. Поэтому "наилучшим" выходом для такого жителя становится индивидуальное утепление своей квартиры. Законом Украины сегодня такие действия абсолютно не регулируются и не запрещаются. Но нужно понимать, если вы утепляете клочок стены условно вокруг своего окна, то на грани утепленной и обычной стены возникает так называемая "точка росы", где будет скапливаться конденсат, в результате соседства "холодных и теплых зон". Очевидно, что это приведет к появлению грибка в других жильцов этого дома, и постепенного разрушения капитальных стен дома. Кроме того, существенной экономии владелец такой энергомодернизации не получит, потому что будет продолжать платить по установленному нормативу.

Поэтому очевидно, что энергомодернизация многоэтажки должна быть комплексной: установление теплопунктов, которые позволят регулировать температуру в конкретном доме, счетчиков тепла, которые покажут реальные конкретные показатели использования тепла. Только тогда она даст желаемый результат: по данным экспертов, возможная экономия может достичь или даже превысить 50%.

Кто будет управлять домом?

Получается, что целесообразнее проводить энергомодернизацию всего дома. Поскольку ЖЭКи вот-вот ликвидируют, то на них и государство пенять не удастся.

Прежде всего нужно определиться, кто будет управлять перераспределением средств на благоустройство многоэтажки: назначенный местными властями управляющий, или жители через ОСМД?

Нужно создать ОСМД. Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО 

6 июня 2015 Президентом был подписан проект закона №1565 "Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме". Данным законом предусмотрена ликвидация ЖЭКов, как таковых, уже с июля 2016 года. Зато участниками правоотношений в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг станут следующие категории лиц:

  • совладельцы дома;
  • управляющий многоквартирного дома или объединения совладельцев многоэтажного дома (ОСМД)
  • исполнители коммунальных услуг;
  • каждый со своими правами и обязанностями.

При этом, если до 1 июля совладельцы дома не создадут ОСМД, то управляющий должен быть назначен органом местного самоуправления принудительно, и фактически будет дублировать функции всем известного ЖЭКа. В такой схеме воздействия на управляющего, кроме привычных нам не слишком результативных жалоб, жители многоквартирных домов не будут.

В случае создания ОСМД жители многоэтажки собираются на собрание, проводят опросы, после получения большинства голосов "за" от совладельцев квартир, ОСМД должно быть зарегистрировано, как юридическое лицо. Затем избирается председатель правления ОСМД, который может быть как одним из совладельцев дома, так и нанятым извне специалистом. По этой схеме жители вновь ОСМД уже могут через проведение учредительного собрания влиять на распределение средств на благоустройство и ремонт дома. Кроме того, ОСМД имеет возможность получить кредит на масштабные проекты, например, на энергомодернизацию и капитальный ремонт инженерных коммуникаций, что, кроме лучшего механизма контроля за расходованием средств, является главным преимуществом этой модели управления домом. Ведь только кредит сможет покрыть расходы на разработку проекта, сметы, ремонтные работы и материалы модернизации средней многоэтажки, которые, по оценкам экспертов, могут обойтись примерно в 5000000 гривен, что является абсолютно неподъемной разовой суммой и для местных бюджетов, и для жителей дома.

С чего начинать энергомодернизацию дома

Для начала комплексной модернизации дома нужно прежде всего провести энергоаудит, чтобы получить четкое понимание, в каком состоянии находятся коммуникации дома, а также каков текущий уровень потребление энергии. Далее -  разработать план и порядок проведения энергомодернизации и заключить так называемые "энергосервисные" контракты.

Для начала комплексной модернизации дома нужно прежде всего провести энергоаудит. Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО 

9 апреля 2015 был подписан Закон Украины №327-19 "О введении новых инвестиционных возможностей, обеспечение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности для проведение масштабной энергомодернизации", который определяет энергосервисный контракт как "договор, предметом которого является осуществление энергосервиса исполнителем энергосервиса, оплата которого осуществляется за счет достигнутого в результате осуществления энергосервиса сокращение потребления и / или расходов на оплату топливно-энергетических ресурсов и / или жилищно-коммунальных услуг по сравнению с потреблением (расходами) при отсутствии таких мероприятий".

Таким образом, потребители энергосервисных услуг смогут оплачивать модернизацию своей многоэтажки постепенно и стоимость модернизации будет равняться той экономии, которая будет достигнута. Не следует забывать и о кредитных средствах государства и коммерческих учреждений под энергомодернизации. Все это делает подобные масштабные проекты вполне реальными для рядовых жителей многоэтажек.

ЕС готов поддержать ОСМД кредитом

7 апреля 2016 тогда еще министр финансов Украины Наталья Яресько во время презентации новой программы ЕБРР по поддержке энергоэффективной модернизации жилья "IQ energy" заявила: "У украинских граждан появился новый источник для финансирования повышения энергетической эффективности их домов, что поможет снизить энергопотребление среди населения, и тем самым - облегчить реформирования украинского энергетического сектора в целом для усиления энергетической безопасности нашей страны".

По данным Министерства финансов, в рамках программы "IQ energy" Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) выделит 75000000 евро для развития сферы энергоэффективности в жилом секторе Украины. По данным ЕБРР украинский жилой сектор является одним из крупнейших в Европе: более 10000000 многоэтажек. Это стало одной из причин разработки данной программы и предоставления Украине средств для развития энергоэффективности. По словам директора ЕБРР в Украине Шевка Аджунера, на жилой сектор приходится более 33% общего объема потребления энергии в Украине, поэтому именно его финансирования является чрезвычайно важным сегодня. Банки-партнеры, через которые будет реализовываться программа - "УкрСиббанк", "ОТП Банк" и "Мегабанк".

Таким образом, жилые комплексы, которые организуют ОСМД, смогут получить кредитные средства на масштабную энергомодернизацию: термоизоляцию стен, крыш и полов первых этажей; установку современных энергоэффективных окон, газовых котлов и котлов на биомассе; модернизацию систем теплоснабжения; установку солнечных систем отопления и др. Программой "IQ energy" можно будет покрыть примерно 35% суммы кредита для ОСМД, что значительно облегчит жителям модернизировать свое жилье в рамках многоэтажки.

Соответственно, эффективное управление, постоянный контроль жильцами дома распределения средств на модернизацию и возможность привлечения кредитных средств значительно ускорит и вообще сделает реальными проекты по энергомодернизации многоэтажек в Украине.

Существует также государственная программа помощи по финансированию модернизации жилищного сектора. Речь идет о так называемых "теплых кредитах", которые возместят за счет государства часть расходов на утепление домов с целью уменьшения потребления энергоресурсов, однако влияние этой программы на модернизацию многоэтажных домов незначительно. По данным Минрегионстроя в 2015 году было выдано 1,300 млн гривен кредитов (~50 млн долларов). Средний размер кредита для физического лица составляет 20 тыс. грн, средний размер кредита для ОСМД - 110 тыс грн. (от общего объема Программы размер кредитования ОСМД составляет лишь 1,3%).

На данный момент разрабатываются дополнительные инициативы по финансированию энергосбережения в жилом секторе: создание национального Фонда энергоэффективности при поддержке ЕС и Германии и имплементация Нафтогазом "ЭСКО модели" по замене газовых котлов на более эффективные (на эту инициативу возможно получить 1500000000. долларов от Банка Развития Китая), о чем информирует Минрегионстрой.

"Умная практика" Европы - пример для Украины

Украина - далеко не первая страна, которая встала перед необходимостью модернизировать свой жилой сектор. И не только у нас большинство домов построены в 50-60 годы. Так, например, Литва проводит достаточно масштабную программу реновации жилого сектора. В течение 2013-2015 годов было утверждено финансирование 2069 проектов комплексной реновации. По информации Минрегионстроя, это составляет примерно 7% от общего количества жилищного сектора Литвы и до 2020 года планируется профинансировать реновацию еще 20000 многоэтажек. Сейчас очень выгодными являются условия кредитования проектов повышения энергоэффективности в жилищном секторе Литвы: грант на 35% от стоимости проекта, низкая процентная ставка по целевым кредитам - 3%.

Имея перед глазами положительный пример внедрения реформ по модернизации странами соседями, украинцам нужно тоже двигаться вперед. Толчком для этого может стать недавний рост тарифов на энергию для населения до рыночного уровня. Повышение тарифов увеличит и без того большое количество получателей субсидий, даст достаточно ощутимое нагрузки на госбюджет и в целом негативно повлияет на и без того ослабленную экономику страны.

Поэтому вопрос модернизации жилищного фонда и повышения его энергоэффективности стоит очень остро. И чем быстрее будут действовать правительство и украинцы, тем меньше они потеряют средств в будущем.