22 декабря
Загрузить еще

Почему гибкий курс губит украинскую экономику

Почему гибкий курс губит украинскую экономику
Фото: Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО

О гибком курсе в Украине любят поговорить и представители МВФ, и эксперты. При этом ни цифры, ни факты не называют – просто общетеоретические рассуждения, что гибкий курс должен стимулировать экспорт, и, как результат, обеспечивать рост золотовалютных резервов. Об этом напомнил президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко и добавил: история Украины эти теоретические постулаты опровергает.

- На 1 января 2003 года золотовалютные резервы Украины составляли всего 4,6 млрд. долларов, но уже в 2008-м ЗВР выросли до $31,4 млрд., - напоминает Охрименко. - С 2000-го в Украине фактически был регулируемый курс доллара, девальвация была небольшой. И как результат: 

- в 2001-2005 гривна девальвировала по отношению к доллару с 5,2 до 5,33 грн. за доллар;

- с 2005 года до 2008 мы фактически имели фиксированный курс 5,05 грн. и ЗВР росли ускоренными темпами.

- Контролируемый курс гривны (колебания в течение года не больше, чем на 5%) положительно влияет на экономику Украины, - продолжил Охрименко. - После кризиса 2008-2009 годов золотовалютные резервы опять начали расти, во многом потому, что курс гривны был относительно стабильным. Зато после 2013-го, когда в Украине появился псевдогибкий курс гривны, ЗВР обвалились на начало 2015-го до 5 млрд. долларов, то есть вернулись в 2002 год.

Потом, за счет кредитов МВФ, ЗВР выросли, но проблема в том, что эти кредиты нужно отдавать, продолжает экономист. А, значит, чистые ЗВР на 1 марта 2016 года составляют всего $1,6 млрд., в то время как двумя годами они были более $16 млрд.

Но, вернемся к курсу 

1. И экспортерам, и импортерам проще работать при стабильном курсе, когда нет валютных спекуляций и разного рода валютных рисков, говорит Охрименко.

В условиях Украины это очень важно, ведь доля экспорта в ВВП Украины около 40%, а доля импорта – порядка 60%. Поэтому любые скачки курса гривны губительны как для экспортеров, так и для импортеров.

Теория о том, что слабая национальная валюта помогает экспортерам, в Украине не работает. Она может работать, например, в России, где главный вид экспорта - нефть и газ, которые добываются там же. А у нас главный вид экспорта - это зерно и металл, для производства которых приходится использовать импортные газ, солярку и минеральные удобрения. Так что экспортерам гибкий курс не очень помогает.

2. В Украине нереально использовать гибкий курс гривны при такой большой долларизации и наличии громадного количества наличной валюты. Скачок курса более чем на 5% тут же провоцирует массовую скупку валюты. В результате валютные спекулянты выходят на первый план, а нормальная работа валютного рынка останавливается.

3. И, наконец, не будем забывать об инвесторах, которые, как известно, не любят "приключений". Поэтому не торопятся инвестировать деньги в Украину при гибком курсе, который непонятно куда заведет. Поэтому неудивительно, что инвестиции "убегают" из Украины, а новые инвесторы не хотят о нас слышать.