21 ноября
Загрузить еще

Станет ли Украина второй Канадой

Станет ли Украина второй Канадой
Фото: За свою землю крестьяне запросят кругленькую сумму.

Мораторий на продажу украинской земли существует уже около 15 лет, и каждый год его продлевают. Мотивируют такое решение тем, что после его отмены наши крестьяне начнут продавать свои земли и через несколько лет останутся без ничего. А все украинские черноземы попадут в руки иностранных компаний, которые будут вывозить все выращенное на экспорт и устроят у нас чуть ли не голодомор. При этом сторонники открытой продажи земли говорят, что сегодня украинские агрохолдинги арендуют землю за копейки и ничего не инвестируют в инфраструктуру, а иностранцы смогли бы не только заплатить за нее реальную цену, инвестировать миллиарды в инфраструктуру, но и поднять урожайность как минимум в два раза.

Что предлагает правительство

Похоже, в ближайшее время многолетний мораторий на продажу сельхозземель могут снять. Недавно премьер-министр Украины Арсений Яценюк предложил продать миллион гектаров украинского чернозема на аукционе. 

"Надо продолжать земельную реформу. Считаю, что необходимо продать на открытом прозрачном аукционе миллион гектаров именно государственной земли, которая сегодня находится в теневом и коррумпированном обороте", - заявил Яценюк в еженедельной программе "10 минут с премьером".

После этого в Кабмине озвучили и более конкретные сроки возможной отмены моратория. На сайте правительства появился "План действий Кабмина на 2016 год". В этом документе говорится, что продажа земель сельскохозяйственного назначения в Украине может начаться уже меньше чем через год - с 1 января 2017-го. Именно тогда могут разрешить продажу земли, которая находится в государственной собственности. А вот гражданам планируют разрешить продавать сельскохозяйственную землю с 1 января 2019-го. 

Чтобы рынок земли заработал, в этом году соответствующие ведомства должны разработать законопроекты и подать на рассмотрение в Верховную Раду.

Подводные камни

Правда, эксперты аграрного рынка говорят, что за этот год подготовить даже государственные сельхозземли к продаже у правительства не получится. Причин тут несколько. Генеральный директор ассоциации "Украинский клуб аграрного бизнеса" Тарас Высоцкий говорит, что в Государственном земельном кадастре зарегистрировано всего 22,6% земель государственной собственности. То есть до сих пор не проведена их инвентаризация, а средств на нее выделено всего 8% от необходимого количества.

Также не понятна судьба земель, которые принадлежат территориальным общинам. Дело в том, что децентрализация предполагает передачу государственной земли в коммунальную собственность.

То есть, для того чтобы открывать рынок земли, нужно будет решить все эти вопросы.

Агрохолдинги против

Большинство представителей крупных аграрных компаний и политики, которые с ними связаны, выступают против отмены моратория. Эксперты говорят, что им выгодно нынешнее положение дел, когда они за "копейки" арендуют землю у селян. Средняя цена аренды гектара земли у крестьян на сегодня составляет 300-400 грн. в год. При этом продать свою землю владельцы паев не могут, и у них нет выбора, кроме как сдать ее в аренду да еще и всего одной компании в регионе. Более того, в некоторых регионах живых денег крестьяне не видят - в качестве платы за землю им могут давать часть выращенного на ней урожая.

Если же рынок откроют, то владелец пая как минимум сможет выставить его на продажу. А на то, чтобы выкупать эту землю, у агрохолдингов попросту нет средств. Кризис добрался и до аграриев. Вот и получается, что текущая ситуация, когда на рынок не могут зайти иностранцы, а крестьяне не имеют возможности продать свои паи, весьма выгодна крупному украинскому бизнесу.

Землю продаст каждый десятый

Также противники открытия рынка земли говорят, что владельцы паев в нынешней ситуации попросту продадут их за бесценок, и уже через несколько лет вся земля будет сконцентрирована в руках олигархов. Однако никто ж не заставляет крестьян продавать свою землю.

Тем более что, по данным Союза землеустроителей Украины, на сегодняшний день продать землю готовы лишь 10-15% населения. Более того, эксперты уверены, что эта цифра обусловлена лишь тем, что последние 15 лет оборот земли искусственно сдерживался мораторием. В качестве примера специалисты приводят рынок недвижимости, на котором в год продается и покупается не более 2% от всех объектов. Подобные цифры ожидаются и на земельном рынке. 

Еще один важный момент - цена продажи земельных паев. Согласно последним опросам, крестьяне не готовы продавать землю дешевле чем по 5-10 тысяч долларов за гектар. Покупать ее по таким ценам массово вряд ли кто-то будет. 

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Пустить в оборот

Большинство экономистов, которых опросила "КП", считают, что рынок земли открывать все-таки нужно. Другой вопрос, как это сделать и кого к нему допустить.

- Снимать мораторий однозначно стоит, - уверен исполнительный директор Центра социально-экономических исследований "CASE Украина" Дмитрий Боярчук. - Без этого полноценно развивать рынок земли не получится. Кого допускать - это уже отдельный вопрос. Думаю, это должно стать результатом общественного обсуждения. Что важно, так это уровень консолидации земель, который допускается в одних руках. Но это тоже должно стать своеобразным общественным договором. То есть нужно решить: или мы суперэффективны и у нас большие латифундии, или мы делаем акцент на социальности и оставляем землю как источник дохода небольших собственников.

Кстати, многие европейские страны пошли именно по такому принципу. Например, в Дании в одних руках может находиться не более 150 гектаров земли, если собственник не смог доказать, что ему нужно больше, чтобы обеспечить какой-нибудь технологический процесс производства. В Германии верхняя норма чуть выше и составляет 500 га. В некоторых странах запрещено передавать землю тем, кто ее не обрабатывает, а сделки купли-продажи обязательно одобряют местные власти.

Кроме того, некоторые эксперты предлагают после начала продажи земель сельхозназначения разработать специальные кредитные программы для малого и среднего бизнеса, чтобы те могли купить землю в кредит на льготных условиях. 

КСТАТИ

Только для иностранцев 

Некоторые экономисты и вовсе предлагают продать государственные украинские земли исключительно иностранцам. Мол, у наших компаний денег на покупку особо нет, а страна нуждается в притоке валюты. Да и для дальнейших инвестиций у иностранцев возможностей больше.

- Нужно отменить мораторий и начать активно продавать землю, но только крупным зарубежным компаниям, - считает экономист Александр Охрименко. - Если ее продавать только украинским компаниям, то это ничего не даст. Наши компании не захотят, да и не смогут заплатить много. Кроме того, у украинских компаний нет денег, чтобы инвестировать в землю. А для того чтобы действительно был эффект, нужно не просто скупить землю, а построить новые порты и элеваторы, закупить новую технику. Это могут сделать лишь некоторые украинские олигархи. А средний бизнес просто скупит землю и ничего из вышеперечисленного делать не будет.

При этом, по словам Охрименко, опасаться, что Украина останется без еды, не стоит. Иностранцы и нас накормят, и на экспорт начнут поставлять нашу еду. Тем более что такие примеры работы иностранных компаний в Украине уже имеются.

- Классический пример - компании "Каргилл" или "Чумак", продукцию которых знают как в Украине, так и во всем мире, - поясняет экономист. - И сюда могут прийти многие. Украина занимает третье место в мире по размеру пахотных земель. Нам нужны только новые технологии и хорошая логистика, и тогда из нашей страны можно сделать вторую Канаду по экспорту с/х продукции. Но деньги, которые необходимы для этого, есть только у иностранцев.

По словам эксперта, инвестиции в с/х могут составить около 150 млрд долл., такие вложения помогут поднять урожайность в два раза.

- Сейчас Украина выращивает 60 млн тонн зерна, а можно увеличить этот показатель до 120 млн тонн, - уверен Александр Охрименко. - И это только зерно, а есть еще мясо, подсолнечное масло, молоко. Если бы сюда пришли инвестиции, то можно было бы поднять объемы экспорта с 14 до 20-25 млрд долларов в год.