"КП" в Украине" опросила экономистов, психологов и социологов и выяснила, чем "психология богатства" отличается от "психологии бедности" и как носители этих разных психологий проявляются в различных сферах жизни. Для наглядности все результаты мы занесли в таблицу, и теперь каждый сможет получить ответ на наболевший вопрос: если мы все такие умные, то почему такие бедные?
|
ВОПРОС РЕБРОМ
Сможем ли все мы, сообща поменяв "психологию бедности" на "психологию богатства", изменить ситуацию в стране?
Психолог Марина Деркач:
- К сожалению, нашим родителям не была знакома "психология богатства", в связи с чем "психология бедности" процветает в стране по сей день. Небрежное отношение к деньгам, презрение к богатству, агрессия и зависть по отношению к тем, кто богаче - все это черты "психологии бедности". Во времена советской власти подобное отношение к деньгам специально поддерживалось у населения, чтобы люди привыкли довольствоваться малым.
Среди других черт "психологии бедности" - хронические жалобы на всех и вся, жадность, ожидание мгновенной выгоды, привычка тратить время впустую, сравнение себя с другими. А самое главное, что мешает человеку стать богатым - это его неумение, неготовность и нежелание взять ответственность на себя. Все эти "бедные" привычки приводят к тому, что новоявленные украинские богачи часто не проходят испытание деньгами. Варианты могут быть разными:
Однако изменив свою психологию, вполне можно изменить и ситуацию. Конечно, не стоит рассчитывать на то, что вы дадите себе установку "стать богатым" и тут же им станете. Во-первых, для изменения психологии нужно время - самообман тут не пройдет. Во-вторых, если теоретически стать успешным и богатым может каждый, то на практике все люди разные и потенциал у каждого свой. И, наконец, у всех разные цели, да и само понятие "богатство" весьма субъективно. Мне наиболее близко такое определение: богат не тот, у кого много денег, а тот, кому хватает.
Экономист Александр Дудчак:
- Все же "бытие определяет сознание", и человек довольно быстро привыкает к внешним условиям, в том числе и к нищете. Так что все эти заверения теоретиков - мол, поменяем психологию, и жизнь изменится - от лукавого. Этого не будет.
Во-первых, сколько ни представляй себя богатым и здоровым, сидящим в мраморной ванне с бокалом шампанского в компании "мисс вселенной", но если ты бедный, больной и без наследства, то расчет на изменение психологии - пустая трата времени. Для этого нужны соответствующие внешние условия окружающей экономической среды, забота о гражданах со стороны государства.
Во-вторых, нужны личные таланты иди предпринимательские способности, которыми обладают примерно 7% людей. А сейчас в список этих "способностей" входят и способность обмануть, нарушить обязательства, перешагнуть через чью-то судьбу и даже жизнь. Посмотрите на нынешних "успешных олигархов" - глядя на них, Уголовный кодекс рыдает от своего несовершенства.
В-третьих, один из психологических трюков проповедников либеральных концепций состоит в навязывании идеи: чем больше работаешь, тем лучше живешь, и только ты сам виноват в своих проблемах и бедности. Это очень удобная формулировка, вызывающая комплекс неполноценности у значительной части населения. А принцип "больше работать" вряд ли значительно улучшит условия жизни учителей, врачей и представителей прочих профессий, не связанных с отъемом результатов чужого труда.
Таким образом, людям навязывают идеи "социального дарвинизма", в соответствии с которыми выживет тот, кто может съесть соседа. Эти идеи ведут к саморазрушению общества. Безобидная на первый взгляд идея о "смене психологии" является частью более масштабной стратегии, в ходе которой идут идеи об отказе от своей истории, традиций предков, религии, языка, принципов взаимоотношения полов и т.д.