Жизнь в изоляции
Уже почти год РФ живет под действием санкций со стороны ЕС, которые ограничивают финансирование крупных российских банков, запрещают экспорт высокотехнологичного оборудования в области энергетики, а также продажу оружия и некоторых видов товаров двойного назначения. После введения санкций многим показалось, что они смехотворны. Но в итоге такое ограничение вылилось в 160 миллиардов долларов. Именно столько, по словам Владимира Путина, не досчиталась Россия за 9 месяцев действия санкций.
Ответом на действия Запада стало введение санкций по отношению к поставкам европейских продуктов. Выглядит это так. Вы нам не даете кредиты? Значит, мы не будем покупать ваши яблоки и мясо.
- Разброс цен в московских супермаркетах огромный, - говорит москвичка Юлия. - И если раньше я ходила за покупками в ближайший магазин, то теперь еду четыре остановки до маркета из самой бюджетной сети. Это занимает массу времени, но помогает сэкономить.
По словам Юлии, многие ее знакомые, которые едва дотягивают до следующей зарплаты, утешают себя мыслью о том, что "могло быть и хуже". Ведь, как известно, счастье отражает разницу между тем, чего человек ожидал, и тем, что он получил в реальности. После объявления санкций и скачка курса многие россияне приготовились к самому худшему. Но когда курс откатился назад и цены немного стабилизировались, люди почувствовали себя увереннее, хоть кошельки заметно опустели.
Хорошее дело - привычка
Продление санкций со стороны ЕС не вызвало в России какой-либо паники. Это говорит о том, что решение было прогнозированным. Больше россияне боялись введения дополнительных ограничений, на чем настаивают США. А к этим санкциям страна уже привыкла.
- США продолжают оказывать давление на Европу, однако вводить новые санкции Евросоюз пока не решился, ссылаясь лишь на возможность расширения списка лиц, которым будет запрещен въезд в ЕС, - говорит заместитель директора аналитического департамента Альпари Дарья Желаннова. - Если все же новые санкции будут приняты, то Россия ответит симметричными мерами.
В последнее время все высшее руководство РФ делает вид, что для страны санкции нипочем. На экономическом форуме в Санкт-Петербурге Владимир Путин оперировал такими понятиями, как "полоса трудностей", и объяснял бизнесменам, что "глубокого кризиса нет".
- Возможно, вначале и складывалось впечатление, что санкции пройдут для россиян незаметно, однако сейчас уже всем понятно, что они больно бьют по российской экономике и простым россиянам, - говорит директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин. - В первые месяцы "работали" запасы, в том числе и золотовалютные резервы. Однако в условиях продолжающегося оттока капитала и дальнейшего вымывания ЗВР поводов для оптимизма у россиян все меньше.
По мнению Юрчишина, существующие санкции прежде всего ограничивают подпитку социальной сферы. Значительно снизилась покупательная способность населения, в первую очередь из-за девальвации рубля, а крупный бизнес вследствие ограничения кредитования и вовсе находится на "голодном пайке". Что касается оттока капитала, то сейчас он несколько замедлился, однако осенью активизируется с новой силой.
Другого выхода нет
На нашей экономике санкции против России также сказались не лучшим образом. Ведь в свое время мы были просто вынуждены вводить ограничения и со своей стороны, в противном случае ситуация бы выглядела просто неприлично. Получалось так, что Европа ввела санкции в поддержку нашей страны, но при этом мы продолжали сотрудничество с россиянами в самых разных сферах.
- Да, действительно, Европа оказалась гораздо оперативнее в этом вопросе, - соглашается Юрчишин. - В свое время мы были не такими дальновидными, как европейцы, и слишком много украинских предприятий были завязаны на Россию. Эти связи хотелось сохранить минимум по двум причинам: было непонятно, что делать с излишками продукции и неизбежным после разрыва ростом безработицы. Но сейчас, когда мы видим, что война на востоке страны затянулась, стало очевидно: по-другому и быть не могло.
Первые четыре месяца 2015 года показали падение взаимной торговли России и Украины в среднем на 64%. То есть сейчас товарооборот в три раза меньше, чем был еще год назад. При этом Украина купила у России товаров на 2,9 млрд долларов, тогда как годом ранее эта сумма была 8,1 млрд долларов. Экспорт украинских товаров упал с 4 до 1,6 млрд долларов.
Несмотря на это, РФ остается нашим крупным торговым партнером. Поэтому опрошенные "Комсомолкой" экономисты заявили, что возможное ослабление рубля негативно скажется на украинском экспорте в РФ. А его объем все еще высок и составляет около четверти всего объема продажи наших товаров за рубеж. Если экспорт сократится, то это отразится на торговом балансе и на курсе гривны.
ДЕНЕЖКИ
Кто теряет больше
По оценкам Владимира Путина, потери российской экономики от европейских санкций оценили в 160 миллиардов долларов. В свою очередь и Европа страдает от продуктового эмбарго со стороны Москвы. Первые полгода ограничений со стороны ЕС глава внешнеполитического ведомства Испании Хосе Мануэль Гарсия-Маргальо оценил в 21 млрд евро. А совсем недавно вышел прогноз Австрийского института экономических исследований Wifo, который не исключает, что санкции против России и ответные меры Москвы обойдутся Евросоюзу в 100 млрд евро и два миллиона рабочих мест.
В ТЕМУ
Промышленность в Донбассе упала в два раза
О высоких объемах промышленной продукции Донецкой области уже который месяц приходится только мечтать. По словам статистиков, за первые полгода показатели упали в 2-6 раз.
- За январь - май 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014-го произошел спад во всех основных видах: в металлургии - на 40,7%, в машиностроении - на 43,7%, в производстве кокса и продуктов нефтепереработки - в 2,1 раза, в добывающей промышленности и разработке карьеров - в 2,5 раза, в производстве пищевых продуктов, напитков и табачных изделий - в 3,2 раза, в производстве химической продукции - в 4,7 раза, в легкой промышленности - в 6 раз, - говорят в Главном управлении статистики в Донецкой области.
Эти неутешительные цифры отражают ситуацию только на мирных территориях области. За линией разграничения показатели еще хуже.
Впрочем, есть от статистиков и хорошие новости - пик упадка мы пережили в апреле, а сейчас показали на чуть-чуть, но выросли.
- За май по сравнению с апрелем 2015 года зафиксирован прирост производства на 3,2%, - констатируют статистики. - Положительная динамика по сравнению с предыдущим месяцем фиксируется с марта, то есть три месяца подряд, что свидетельствует об использовании появившихся возможностей для восстановления и наращивания производства. Приросты объемов в разных отраслях были от 3 до 31%.
Впрочем, специалисты говорят: глобально положительная динамика на упадок промышленности не повлияла. В области по-прежнему нарушены традиционные производственные цепочки "уголь-кокс-металл" и "уголь-электроэнергия", а в ключевой отрасли - угледобывающей - ситуация совсем не вселяет оптимизма. За январь - май добыли только 5,3 миллиона тонн, в то время как в прошлом году эти показатели были на уровне 16 миллионов тонн.