Эффект контраста
На прошлой неделе украинцев, которые еще не успели пережить объявленное апрельское повышение тарифов, снова ошарашили, сообщив о грядущем подорожании холодной воды. Очередные "реформы" в сфере ЖКХ объяснили просто: мол, такая необходимость возникла в результате роста стоимости электроэнергии на 30% с лета прошлого года. К тому же из-за девальвации гривны водоканалы просрочили платежи по кредитам на сумму около 1 млрд грн Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР) и Всемирному банку (ВБ).
И хотя потом в Нацкомиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) сказали, что не рассматривали на заседании 19 марта вопрос повышения тарифов на воду, осадочек остался. Тем более, что член комиссии Андрей Герус сообщил: необходимость утверждения более высоких тарифов остается, ведь в последний раз подорожание воды произошло летом 2014-го. Эксперты полагают, что холодная вода подорожает минимум на треть, горячая – в полтора раза.
- Наши чиновники прочно взяли на вооружение известный прием, именуемый в психологии "эффект контраста", - считает психолог Оксана Навроцкая. – Он позволяет представить любые предлагаемые условия как наиболее выгодные. Чтобы достичь такого эффекта, надо привести для сравнения гораздо худшие условия, причем они могут быть полностью вымышленными. Например, сообщить о том, что тарифы должны вырасти в 10 раз, а потом поднять их в шесть. Или сказать, что холодная вода должна подорожать прямо сейчас, а потом провести повышение тарифов в мае.
В этом случае, говорит психолог, у людей создается ощущение компромисса. И, несмотря на то, что условия жизни катастрофически ухудшаются, они успокаивают себя: ведь могло быть и хуже! Таким образом критичность мышления снижается, и многократное повышение тарифов воспринимается украинцами гораздо менее эмоционально.
Дорогая наша коммуналка
Справедливости ради отметим, что сейчас у нас и без подорожания холодной воды головной боли хватает. Во-первых, уже в апреле значительно подорожает электричество и снизятся лимиты льготного тарифа. Больше всего не повезло украинцам, которые живут в домах с электроплитами. Если раньше они могли потреблять по льготному тарифу до 250 кВт *ч электроэнергии, то теперь, как и те, кто живут в домах с газовыми плитами, - лишь 100 кВт *ч. При этом сам минимальный тариф вырастет на 19% - до 37 коп. за кВт*ч. За объемы потребления 100-600 кВт*ч придется заплатить по 63 коп.
В 6 раз вырастет цена на газ, который украинцы используют для приготовления пищи и подогрева воды: с 1182 грн. до 7188 грн. за тысячу кубов. Так что если сейчас в среднем газ обходится в 7-10 грн. на одного человека, то с 1 апреля эта сумма вырастет до 40-60 гривен.
Тарифы на тепло подскочат на 72%. В тех домах, где платят по общедомовым счетчикам, система не изменится – они будут оплачивать тепло только в отопительный период по факту. Остальные снова будут платить ежемесячно в течение всего года.
В результате средняя платежка за двухкомнатную квартиру площадью 50 квадратных метров, в которой прописаны три человека, составит 1300-1400 грн. И это притом, что минимальная зарплата в Украине – 1218 грн., а минимальная пенсия – 949 грн.
Европейские тарифы при африканской зарплате
В общем тарифы, как и было обещано правительством, семимильными шагами продвигаются к среднеевропейским. Правда, зарплата при этом остается на уровне стран Африки.
- Трудно понять, на что рассчитывало правительство, когда повышало тарифы в стране без учета размера доходов, - говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. – Все разговоры о том, что украинцам следует экономить - это просто демагогия, которая призвана снять ответственность с власти. Невозможно экономить таким образом, чтобы отдавать за коммуналку больше зарплаты! Разве что совсем отказаться от тепла и электричества. Уж если и проводить такие реформы, то следовало не просто поднять тарифы, но и обеспечить соответствующий рост зарплат. А просто взвинтить тарифы и уповать, что украинцы где-то найдут средства, чтобы их оплатить - это не реформа.
- Человек, который живет в доме с центральным отоплением, сэкономить просто не может, - соглашается сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. – Что он должен сделать - отключить батарею и перейти на дрова? Поэтому страну ожидает коллапс неплатежей.
Субсидии проблему не решат
Власть надеется на субсидии, однако, говорят эксперты, вся система построена таким образом, что большинство желающих просто не смогут их получить.
- В прошлом году украинцы заплатили за услуги ЖКХ около 40 млрд. грн., - напоминает эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский. – В этом году правительство планирует получить дополнительно 50 млрд. гривен, из которых и запланировано выделить 12,5 миллиардов на субсидии. Но у украинцев просто нет таких денег и, следовательно, взять средства на субсидии будет просто негде!
Впрочем, даже если эти миллиарды изыщут, проблему это не решит. Нетрудно подсчитать: если за субсидиями обратится хотя бы 4 млн. украинцев, то указанных 12 миллиардов хватит в лучшем случае на ежемесячную субсидию 250 грн. в среднем на семью. В Минсоциполитики, правда, называют большие цифры – на уровне 380 грн. Но в любом случае такие суммы не спасут, когда платежка даже за "двушку" в хрущевке превысит 1300 грн.
К тому же, говорят эксперты, с новой моделью назначения субсидий связан еще и большой риск. Что будет, если заявлений на получение субсидий будет не 4 миллиона, как рассчитывают в Минсоцполитики, а 10 или даже 14 миллионов? А ведь это вполне возможно: доходы у украинцев уже ниже некуда, безработица растет, а новые тарифы ЖКХ явно завышены.
- Согласно действующим нормативным документам, человеку должны сначала назначить субсидию, а потом полгода проверять достоверность поданных данных, - напоминает Охрименко. - Но если заявления подадут сразу 10-14 млн. семей, то 12 млрд грн на год никак не хватит! А если начать проверять все эти заявления, то наши сограждане своих субсидий и к следующему маю не увидят!
Проблема в том, что новую модель назначения субсидий в Минсоцполитики нарисовали слишком легко, резюмирует эксперт. Взяв за основу европейский опыт, чиновники забыли о принятом там всеобщем декларировании доходов. Поскольку у нас этого нет, то в отличие от Евросоюза, в Украине такая модель вполне может дать ощутимые сбои.