Мы покупаем даже те продукты, которые до этого у нас были в избытке, внешний долг превысил астрономические 600 млрд. грн., а о нашей девальвации, инфляции, падении ВВП и общей ситуации в экономике не устают писать самые авторитетные международные издания. Между тем политики по-прежнему видят лишь один выход из затруднительного положения: заставить международных кредиторов не мытьем, так катаньем списать хотя бы часть долгов.
Покупаем сало и подсолнечное масло
Невероятно, но факт: Украина импортирует такие стратегически важные и исконно отечественные продукты, как сало и подсолнечное масло. Как же мы докатились до жизни такой? Ответ на этот вопрос мы искали вместе с экспертами.
По данным Госкомстата, в январе-ноябре 2014 года мы импортировали 1,27 тыс. тонн подсолнечного масла, причем практически все из России. Годом ранее была приблизительно та же картина: 1,45 тыс. тонн масла, и тоже почти весь объем прибыл из РФ.
- Это могут быть отдельные российские торговые марки, которые "зашли" в приграничные области, - предположила начальник аналитического отдела консалтингового агентства ААА Мария Колесник. – Кроме того, в данном случае Госкомстат указал общие объемы импорта для нескольких видов масел, так что в этот объем входит не только подсолнечное масло, но и хлопковое. И, наконец, учитывая, что за 11 месяцев 2014-го мы продали более 4 млн. тонн масла, ввезенная тысяча тонн – это капля в море.
С подсолнечным маслом разобрались, а что же сало? За 11 месяцев 2014 года Украина импортировала 64,5 тыс. тонн сала, потратив на покупку этого продукта, которого, казалось бы, в Украине должно быть в избытке, почти 60 млн. долларов! Треть поставок пришлось на Германию (20,7 тыс. тонн), четверть – на Польшу (16 тыс. тонн).
Эксперты "Украинского клуба аграрного бизнеса" (УКАБ) еще в прошлом году поясняли, что рост импорта сала вызван сокращением поголовья сальных пород свиней из-за переориентации предприятий на мясные породы, за которые можно выручить больше денег. В то же время эксперты прогнозировали сокращение импорта в 2014-м хотя бы вследствие девальвации гривны, ведь при таком курсе доллара импортное сало становится дорогим удовольствием. Однако прогнозы не оправдались: импорт сала не просто не уменьшился, а увеличился более чем в полтора раза! Для сравнения: за 11 месяцев 2013 года Украина купила 40,8 тыс. тонн сала. А все потому, что средняя цена импортируемого сала в долларовом эквиваленте снизилась в полтора раза и составила менее 1 доллара за кило.
Специалисты говорят, что импорт сала в последние годы растет из-за дефицита продукта, который успешно используется в производстве колбасных изделий. Мясокомбинаты пытаются снизить себестоимость колбасы и сосисок именно за счет использования дешевого сырья.
Торговля обвалилась
При таких аппетитах неудивительно, что и общая внешнеторговая статистика не внушает оптимизма: наша торговля обвалилась по всем фронтам! Напомним, что несмотря на то, что Украина поддерживает связи с 217 странами мира, основных торговых партнера у нас всего два – Россия и ЕС. Именно им мы продаем половину валового экспорта и именно у них покупаем почти две трети товаров и услуг.
Цифры Госкомстата заставляют с сожалением констатировать: российский рынок мы теряем, однако замену ему найти нелегко. За первые 11 месяцев 2014 года по сравнению с соответствующим периодом 2013-го экспорт сократился на 11,3%, а импорт – на 27,6%.
Благодаря этому торговое сальдо (то есть разница между экспортом и импортом) впервые за многие годы стало положительным и составило 293,2 млн. долларов. Однако экономисты единодушны: гордиться тут нечем.
- Да, мы вышли в плюс, но какой ценой? – отметил "КП" в Украине" экономист Андрей Мартынюк. – Было бы замечательно, если бы такой результат был достигнут благодаря растущим продажам на внешнем рынке, но об этом говорить не приходится. Экспорт упал катастрофически, а положительным сальдо стало за счет того, что импорт обвалился еще больше!
Причина падения отечественной внешней торговли ни для кого не секрет – это торговая война между Украиной и Россией, констатируют эксперты. По результатам 11 месяцев прошлого года Украина из-за запретов и ограничений поставила в РФ продукции на $4,5 млрд. меньше, а по итогам года эта сумма превысит 5 миллиардов. При этом надежды на то, что отмена импортных пошлин ЕС даст возможность Украине компенсировать потери, пока не оправдались: экспорт в страны Евросоюза вырос всего на $1 млрд.
В долгах как в шелках
Многочисленные проблемы Украины вовсю обсуждаются за рубежом. На этой неделе о том, что даже новый пакет помощи не решит долговые вопросы Украины, написало авторитетное западное издание The Economist.
"2014-й был ужасным для украинской экономики. ВВП упал, гривна обесценилась более чем на 50%. С подорожанием импорта вверх взлетела инфляция – с 1% в прошлом году до 25%. В отчаянных попытках поддержать гривну центральный банк выбрасывает на рынки наличную массу: валютные резервы государства обеднели с $16 млрд в середине 2014-го до неполных $7 млрд. Выплаты по займам на сумму менее $10 млрд, расчеты за импортный газ и полумертвый банковский сектор – все это означает, что Украине крайне нужны $20 млрд. внешних кредитов".
Также издание напомнило о долге перед Россией в $3 млрд., срок погашения которого истекает в декабре и об особом положении, согласно которому РФ имеет право требовать досрочного погашения, если соотношение долга к ВВП Украины превысит 60%.
"Это может вызвать перекрестный дефолт по большей части других государственных долгов, - резюмирует издание. - Всем известно, что Украина уже перешла 60-процентный порог, хотя официально об этом не объявляют. Так что вскоре может оказаться, что именно РФ, а не Запад, имеет наибольшее влияние на украинскую экономику".
Сомнительный выход
Пока МВФ думает, давать или не давать Украине новый кредит, власти снова принялись искать, где взять миллиарды на усиление экономики и армии. И нашли! Правда, все эти "новые" предложения до боли знакомы.
Напомним, что осенью о необходимости списания украинской задолженности перед европейскими кредиторами громче всех говорили в "Правом Секторе", уверяя: Украина вполне может потребовать этого от ЕС по примеру Греции.
Сейчас практически тот же самый "выход" нашел лидер Радикальной партии Олег Ляшко, который стал инициатором законопроекта о реструктуризации государственного долга Украины. Нардеп убежден, что это позволит государству высвободить десятки миллиардов гривен и направить их на проведение глубинных реформ, возрождение национальной экономики и потребности обороны.
- На сегодняшний день в украинском Госбюджете расходы на обслуживание госдолга составляют 74 млрд. грн. в год или 14% украинского бюджета, - цитируют СМИ одного из соавторов законопроекта. – Это самая большая статья расходов! Поэтому мы обращаемся к международному сообществу с просьбой поддержать нас реально, а не на словах – сделать нам реструктуризацию государственного долга и дать отсрочку на период окончания военных действий в Украине.
Большая разница
Разработчики напоминают о мировом опыте, свидетельствующем о неоднократных случаях реструктуризации - в частности, списание долгов Польше и Греции. Однако эксперты советуют не увлекаться такими идеями, ведь между нашими странами большая разница.
- Главное отличие между греками и нами состоит в том, что они – в ЕС, а мы – нет! – говоритдиректор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин. - Финансовая система Греции включена в систему ЕС, так что Евросоюзу было проще помочь, чем пустить греческий кризис в свободное плавание.
К тому же сегодня этот "греческий опыт" играет против нас, добавляет Андрей Мартынюк. Последние события в Греции в очередной раз показали, что, во-первых, к хорошему люди привыкают быстро. Во-вторых, греки явно не оценили широкий жест Евросоюза и добиваются очередного списания долгов. Так что вряд ли ЕС захочет наступить на те же грабли в случае с Украиной.
Что касается Польши, с которой так часть сравнивают Украину, то она, действительно, в 1990-м имела внешний долг почти в 50 млрд. долларов. Однако стране удалось заключить соглашения не только о реструктуризации внешнего долга, но и списать часть задолженности.
- И снова в ситуациях есть существенные различия, - говорит Юрчишин. – Во-первых, тогда мировые рынки расширялись, а сейчас – сужаются. Во-вторых, Польша демонстрировала рост экономики, а у нас происходит консервация. И, наконец, в Польше за евроинтеграцию выступали и левые, и правые – в стране не было раскола.
Мечты и реальность
Это удивительно, насколько чиновники всех мастей рады верить в утопию и мечтать. Дескать, как было бы хорошо, если бы международные кредиторы простили нам все, что мы должны! А мы б тогда начали жить с новой страницы и начали набирать новые долги!
Однако эксперты единодушны: это возможно разве что теоретически.
- Списание долгов выглядит, конечно, вполне заманчиво, особенно на фоне того, что сегодня творится на востоке страны, - говорит экономист Всеволод Степанюк. – Но нужно четко понимать, что даже если международные кредиторы и согласятся простить нам часть долга, то они потребуют аналогичного списания по внутренним кредитам - хотя бы в тех же пропорциях. Однако вряд ли олигархи станут вводить сами себя в убыток, так что о списании внешних долгов можно вести разве что теоретические разговоры. Более вероятна сегодня реструктуризация долга. Мировая практика показывает, что выплаты по долгам, которые нужно было отдать в течение 2-3 лет, вполне могут продлить и на 20-30 лет.
В то же время экономист Андрей Мартынюк сомневается, что нам стоит надеяться даже на реструктуризацию. Опыт последнего года показывает, что заграница нам если и поможет, то исключительно на словах.