В последнее воскресенье августа в шахтерских городах Донецкой и Луганской областей всегда было по-праздничному весело: народ отмечал День шахтера. Для восточной Украины это бы чуть ли не главный праздник в году – практически на уровне Нового года. Даже в небольшие городки приезжали с концертами артисты, а местные власти лезли из кожи вон, чтобы народные гуляния прошли, что называется, на высшем уровне.
Понятно, что в нынешнем году украинцам из восточных регионов не до концертов и гуляний. Более того, внезапно встал вопрос, который еще полгода назад не мог возникнуть по определению: а нужны ли теперь нашей стране шахтеры?
Инфраструктура на востоке разрушена, на теплоэлектростанциях катастрофически не хватает угля, и, по всей видимости, чиновники не питают особых надежд на скорую стабилизацию ситуации и восстановление работы шахт. В Министерстве энергетики и угольной промышленности Украины уже поведали, как собираются обойтись без востока. Оказывается, в ближайших планах - закупать уголь в Новой Зеландии и Австралии. А еще – возможно – у США. Почему же выбор пал на такие, мягко говоря, неблизкие страны? Ведь еще совсем недавно собирались покупать в Польше!
- Украинский уголь покупался у шахт по 800 гривен за тонну, а средняя цена на польский уголь в 2013 году составляла 256 злотых, - разъясняет сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. – По курсу прошлого года эти цены были вполне сопоставимы, но если пересчитать цену на польский уголь по нынешнему курсу, выходит более 1100 гривен за тонну. И это еще без НДС и стоимости доставки!
А самый дешевый уголь, продолжает эксперт, в России. Кстати, и поляки в последнее время покупают уголь у россиян – так им выходит дешевле.
- Покупать уголь в Польше можно разве что теоретически, - добавил член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. – Во-первых, Польша, как и мы, тоже дотирует свой углепром. Во-вторых, на польском рынке очень маленькое предложение и оно вряд ли удовлетворит наши нужды.
По словам экспертов, в Новой Зеландии и Австралии можно купить уголь по 70 долларов за тонну. Однако стоимость доставки ($30-50 за тонну) полностью нивелирует всю "экономию". И, опять же, учитывая нынешний курс, очевидно: цена для нас очень и очень невыгодна.
Что касается США, то там плюс только один, который заключается в надежде взять уголь в кредит. А учитывая необходимые Украине объемы, без кредита мы сможем обойтись вряд ли. Так, в прошлом году в стране добыли 85 миллионов тонн угля. Даже принимая во внимание, что порядка 10% ушло на экспорт, и склады ТЭС были полностью заполнены, все равно выходим на необходимые нам десятки миллионов тонн.
- Сегодня сложно сказать точно, сколько Украине нужно угля, - продолжает Корольчук. – В таких ситуациях эксперты любят озвучивать оптимистический и пессимистический сценарий. В нашем же случае это имеет мало смысла, поскольку ни один из этих сценариев не будет финансово выгоден украинской экономике.
Эксперты напоминают о том, как часто восточным регионам пеняли на их дотационность и грозили оставить без денег из "центра". И вот теперь выясняется, что восток был не так уж бесполезен и убыточен. И без угля, который традиционно был в нашей энергетике чем-то вроде "бедного родственника" по сравнению с газом и нефтью, прожить не так-то просто.
- Большинство украинских госшахт действительно были убыточны, - соглашается Марунич. – Но они были убыточны при той экономике и при тех ценах. И с ростом цен на уголь они вполне могли бы стать рентабельными.
- Шахтерская отрасль была дотационной, но в правительстве прекрасно понимали: именно эти дотации обеспечивали энергетическую безопасность страны. Поэтому и выделялись деньги, - говорит экономист Всеволод Степанюк. – К тому же на закрытие шахт нужны колоссальные средства – проще и дешевле было выделять дотации и поддерживать шахты на рабочем уровне.
Впрочем, сегодня, в связи с ситуацией на востоке, все эти рассуждения имеют разве что прикладной характер. Предприятия и шахты пусть и не уничтожены до основания, но все же серьезно разрушены. А общая обстановка не дает надежд на то, что экономика Донбасса и народное хозяйство страны в целом смогут взаимодействовать в прежнем режиме. Так что, говорит Всеволод Степанюк, шахтеры какое-то время еще будут востребованы, но все в меньшем и меньшем количестве. Сложившаяся ситуация в стране рисует для этой профессии довольно безрадостные перспективы.