Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
26 апреля
Загрузить еще

Глобальное потепление остановит атомная энергетика

Глобальное потепление остановит атомная энергетика
Фото: Хмельницкая АЭС ежегодно вырабатывает около 15 млрд кВт часов электроэнергии, или около 9% производимой на АЭС Украины, это суперсовременная станция, на которой будут достроены еще два энергоблока.
Уже не первый год человечество напряженно ищет компромисс между ростом потребления энергоносителей и ухудшением ситуации с выбросами парниковых газов. Тем временем глобальное изменение климата становится все более очевидным, к чему оно ведет, мы могли совсем недавно наблюдать в новостях о наводнении в Германии и Чехии, гигантских торнадо в США или снегопадах, сменивших 30-градусную жару на Алтае в России. Все это заставляет задуматься о необходимости принятия радикальных мер по снижению выбросов углекислого газа, главной причины парникового эффекта. 
 
"Зеленая" энергетика не придет в Украину завтра
 
Казалось бы, решение проблемы давно известно - энергетика, как основной источник выбросов парниковых газов в атмосферу Земли, должна переориентироваться с ископаемого топлива на возобновляемые источники электроэнергии. Но все не так просто - ветряные и солнечные электростанции, а также гидро­энергетика не в состоянии компенсировать отказ от сжигания угля, нефти и газа, слишком уж невелика доля "зеленой" энергетики сегодня. Однако есть другой выход, о котором нужно говорить откровенно, - нужно только одно: вспомнить, что атомная энергетика ничем не уступает возобновляемой, когда речь заходит о выбросах углекислого газа.    
 
Еще раз повторим прописную истину: уголь, нефть и природный газ - самые большие источники парниковых газов на земле и углекислого газа в частности. Единственный выход для спасения ситуации - если все страны мира начнут реальное сокращение производства электроэнергии за счет сжигания углеводородов, ведь на их долю сегодня приходится около 65% всего вырабатываемого в мире электричества. Но даже 10-процентное уменьшение доли тепловиков вступает в противоречие с другим прогнозом Международного энергетического агентства (МЭА), который гласит, что к 2035 году потребление электроэнергии в мире увеличится не менее чем на треть. 
 
Как разорваться между двумя негативными прогнозами, чем, хотя бы в теории, компенсировать гигантский провал в генерирующих мощностях, который образуется в случае уменьшения доли тепловой генерации? Если абстрагироваться от мировых тенденций и посмотреть на ситуацию с использованием энергии солнца и ветра в Украине, то окажется, что у нас проблема усугубляется еще и геоклиматическими факторами. Представим себе некий абстрактный населенный пункт, расположенный в центральной Украине и полностью перешедший на электроэнергию от солнечных батарей и ветрогенераторов. Да, летом тут не так уж мало солнечных дней, да и ветер вроде бы дует время от времени. Но что делать долгими зимними ночами в безветренную погоду или осенью, когда неделями идут дожди? А ведь это как раз время отопительного сезона, с его максимальными объемами потребления электрической и тепловой электро­энергии. Увы, большая часть украинской территории мало приспособлена к эффективному и широкомасштабному использованию ветровой и солнечной энергетики.   
 
Дешевле атомной энергии нет! 
 
Авария на АЭС "Фукусима", спровоцированная стихийным бедствием, но крайне усугубленная человеческим фактором, воспринимается огромным количеством людей по всему миру как окончательный приговор атомной энергетике. Но на самом деле все совсем иначе. Даже Япония, в которой антиядерные настроения обострились до предела, так и не сказала окончательного "нет" атомной энергетике, и в ближайшее время как минимум половина японских энергоблоков планирует возобновить свою работу. Во всем мире, и в том же МЭА, прекрасно отдают себе отчет в том, какое огромное значение атомная энергогенерация имеет для энергетики всего мира. А у Украины тут и вовсе грандиозные перспективы. 
 
Украина эксплуатирует 15 энергоблоков на четырех АЭС, которые обеспечивают около 50% всей электроэнергии, производимой в стране. Тариф на 1 киловатт-час, отпущенный АЭС в оптовый рынок электроэнергии, составляет всего 21 копейку, тогда как тепло­электростанции, работающие на угле, реализуют свою электроэнергию по 74 копейки, а солнечные электростанции по 5 гривен 5 копеек за 1 кВт/ч. Надо ли говорить, как важны эти цены для экономики страны, для населения - готовы ли мы уже завтра платить за киловатт в три-четыре раза больше?
При этом АЭС, функционирующая в штатном режиме, не выбрасывает в окружающую среду ничего, кроме нагретого водяного пара. С этим фактом не станут спорить даже самые ярые противники атомной энергетики, но, конечно же, они не забудут напомнить о "Фукусиме" и Чернобыле. 
 
Почему не нужно бояться примеров "Фукусимы" и Чернобыля? 
 
Начнем с того, что, выступая за "низкоуглеродистую" энергетику и одновременно не оставляя права на существование атомным электростанциям, экологические организации идут против логики событий. Вот, к примеру, Швеция - страна, которую в самой Европе считают едва ли не эталоном в сфере защиты окружающей среды. И это действительно так, в Швеции до 40% всей производимой электроэнергии приходится на возобновляемые источники, но еще свыше 40% производят 10 энергоблоков на трех атомных электростанциях. По сути Швеция является практическим примером реализации доктрины знаменитого британского ученого Джеймса Лавлока, который, будучи одним из основателей "зеленого" движения в 1960-х годах, одновременно отстаивает существование атомной энергетики. Лавлок неоднократно призывал экологов всего мира прекратить нападки на атомную энергогенерацию, поскольку, по его мнению, только она в состоянии затормозить глобальное изменение климата. 
 
К тому же необходимо помнить: на самом деле даже аварии на "Фукусиме" можно было избежать, соблюдя простые нормы противоаварийной готовности. Аварии в Чернобыле и "Фукусиме" стали результатом пресловутого человеческого фактора, от которого, к сожалению, пока никто не застрахован. Но ведь и аварии на дорогах, от которых ежегодно гибнут сотни тысяч человек (для сравнения: непосредственными жертвами аварии на "Фукусиме" стали два человека), также происходят по вине людей, а не техники. Авиакатастрофы, крушения поездов, взрывы на химических заводах - все это "человеческий фактор". Однако никто не призывает запретить автомобили, перестать летать на самолетах или закрыть химпредприятия. Приблизительно такие аргументы могли бы использовать атомщики, отстаивая свою отрасль. Но они говорят совершенно иначе.
 
Атомщики - самая открытая отрасль! 
 
19-21 мая этого года в Москве прошло заседание Генеральной ассамблеи Всемирной ассоциации операторов атомных электростанций (ВАО АЭС), в котором приняли участие более шестисот специалистов-атомщиков из 36 стран мира, в том числе и из Украины. Основная цель ВАО АЭС - неуклонное повышение безопасности эксплуатации АЭС. Как отметил в ходе своего выступления на Генассамблее генеральный директор EDF Energy (Франция) Винсент де Риваз, в мире больше не существует отрасли, в которой компании были бы столь же открытыми в вопросах безопасности. 
 
"Для существования атомной энергетики, как ни для одной другой отрасли, важно доверие общественности. Без доверия к безопасности АЭС атомная энергетика просто исчезнет", - убежден В. Риваз.
 
В заключение стоит напомнить, что в Украине на стадии достройки находятся два энергоблока на Хмельницкой АЭС, и хотя ставить риторические вопросы считается дурным тоном, все же позволим себе один такой вопрос: что для нас предпочтительней, наращивать долю атомной энергетики в энергобалансе страны, сокращая выбросы парниковых газов, или продолжать вкладывать огромные средства в дотирование тепловой генерации? Прежде чем ответить, вспомним о том, что обсуждение целесообразности развития ядерной энергетики было бы абсолютно неуместным, если бы проблему изменения климата решало лишь небольшое сокращение выбросов углекислого газа или достаточное количество альтернативных источников электроэнергии.
 
КОМПЕТЕНТНО 
 
Через четыре года процесс потепления может стать необратимым
 
Пока европейские страны выбросы постепенно снижали, весь остальной мир их только наращивал. В результате 2012 год поставил очередной рекорд по количеству парниковых газов, оказавшихся в атмосфере, - более 50 млрд тонн при допустимом уровне в 45-46 млрд тонн. 
 
В ООН считают критическим рубежом повышение температуры в нижних слоях земной атмосферы на 2 градуса по Цельсию по отношению к средней температуре на земном шаре, фиксируемой последние 250 лет. При этом известно, что за последние 50 лет средняя температура на Земле уже повысилась на 0,7 градуса. В отчете МЭА, опубликованном в 2012 году, отмечается, что к 2017 году двухградусное потепление может стать неизбежным, а значит, и необратимым. 
 
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
 
Атомных реакторов становится больше 
 
Сегодня атомная энергетика представлена почти 440 реакторами, расположенными на всех континентах, кроме Австралии и Антарктиды. На стадии строительства находятся 68 новых реакторов. 194 атомных электростанции по всему миру обеспечивают производство около 17% всей электроэнергии в мире, целый ряд стран заявил о своем намерении построить первые АЭС на своей территории.