Новая конкуренция
Один из важнейших трендов: у СМИ появились новые конкуренты. Это независимые блогеры, социальные медиа - все, кто делится друг с другом информацией. Часто в этой новой информационной среде появляется интересное качественное наполнение - новости, статьи, даже аналитика, которое, к тому же, является бесплатным. Кроме того, люди все реже получают новости из газет, радио и ТВ, все больше - из Интернета и мобильных устройств.
Куда идут медиа мира? Если сформулировать кратко, то - к новым правилам. И создавать их будут либо крупные корпорации и конгломераты, либо - отчаянные новички. А успеет ли за миром Украина?
- Не успеет, если мы будем винить в кризисе рекламодателей, власть, потребителей, жить за счет грантов и выборов, если будем убеждены, что язык, на котором написан текст, важнее его сути, - считает медиамагнат Борис Ложкин, президент UMH Group. - Сегодня в Украине нет медиа-рынка, есть рынок оказания пиар- и рекламных услуг и некоторые успешные проекты по продаже контента. И политические факторы здесь вторичны. Первично - неумение или нежелание серьезно, много и качественно работать. А это единственная возможность выжить.
Есть и хорошие новости для медиа. По прогнозу Всеукраинской рекламной коалиции, рекламный рынок в этом году должен наконец вернуться к объему докризисного 2008 года. Кроме того, активно растет сегмент Интернета.
Финансы и независимость
По-настоящему независимыми могут быть только СМИ, которые независимы финансово. Качественные проекты могут порождать только экономически успешные медиакомпании. Только здоровый, конкурентный рынок может быть гарантом независимости СМИ, ведь она - необходимый инструмент медиабизнеса.
- Медиа - это дорогостоящий технологический и творческий процесс. Он не может существовать без финансовых ресурсов. Медиабизнес должен быть прежде всего бизнесом, и очень успешным бизнесом. Так во всем мире. Основа медиабизнеса - это удовлетворение спроса на информацию и развлечения, и кто делает это лучше других - зарабатывает больше. А независимость СМИ - это первоочередной инструмент для того, чтобы медиабизнес был успешным, - уверен Борис Ложкин.
Кстати, вся история СМИ доказывает это. Пять изданий, которые чаще всего получали престижную Пулитцеровскую премию, принадлежат успешным международным медиакомпаниям, среди них, к примеру, такие знаменитые газеты, как The New York Times и The Washington Post.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Некоторые тезисы выступления Бориса Ложкина:
* "Медиа - большая и значимая часть мировой экономики. Каждый двадцатый в списке миллиардеров "Форбс" - из медиабизнеса".
* "Я строил свою компанию 19 лет, начав с заемных денег на компьютерную технику и кредита от типографии. Сейчас UMH Group занимает 15-ю строчку в рейтинге крупнейших медиакомпаний СНГ. Из украинских компаний группу опережает только холдинг SLM".
* "Украина рискует исчезнуть с медиакарты мира, если в ней не будут работать 3-4 большие коммерчески успешные медиакомпании. В Украине сейчас нет медиарынка".
* "Как и мировая экономика, медиаиндустрия сейчас находится в кризисе - но он же открывает и новые возможности".
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
"Для меня важно, чтобы во Львове были хорошие идеи, атмосфера творчества. Общение на форуме непременно будет этому способствовать. Сегодня перед украинскими медиа стоит непростая задача, сложные вызовы. Нужно оставаться свободными и быть честными. Думаю, что общение на форуме, прекрасные спикеры, талантливые представители медиа смогут найти мудрые и хорошие формулы. Главное, чтобы во Львове вы получили "заряд" свободы, которая у нас всегда была, есть и будет".
Мэр Львова Андрей Садовый.