Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Социальное министерство против депутатского Трудового кодекса

Социальное министерство против депутатского Трудового кодекса
Фото: Новый КЗоТ дает работодателям право в одностороннем порядке издавать нормативные акты, которыми могут изменяться условия труда. Фото: Максим ЛЮКОВ.
По ее мнению, проект требует серьезной доработки и согласования со всеми социальными партнерами - проф­союзами, работодателями и правительством.
 
Международные компании, работающие в Украине, дают сотрудникам больше прав и социальных гарантий, чем действующий КЗоТ. А новый проект Трудового кодекса, вместо того чтобы стимулировать отечественных работодателей, становиться цивилизованнее, создает условия для движения в обратном направлении.
 
УСТАРЕВШИЕ НОРМЫ
 
В Украине до сих пор действует советский Кодекс законов о труде 1971 года. За прошедшие годы в стране изменилось многое, однако Трудовой кодекс (ТК) остался. Неудивительно, что действующий документ не содержит норм, которыми сегодня оперирует трудовое законодательство, зато включает многие положения, которые практически не реализуются.
 
Кроме того, немало норм КЗоТа не соответствуют международным нормам. Например, статья 44 закона при сокращении предусматривает выплату работнику выходного пособия в размере всего одной среднемесячной заработной платы. В то же время, согласно положению Конвенции МОТ, сотрудник имеет право на выходное пособие или другие виды помощи, размер которых зависит еще и от стажа работы. В частности, пособие в размере одной среднемесячной зарплаты выплатят сотруднику, имеющему непрерывный стаж у одного работодателя до 5 лет. Если же этот стаж от 5 до 10 лет, то уже можно рассчитывать на две зарплаты, а больше 10 лет - на три.
 
УПРАЗДНЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ И ШЕСТИДНЕВКА
 
В конце апреля 2013-го народные депутаты Александр Стоян и Ярослав Сухой внесли на рассмотрение Верховной Рады свой проект Трудового кодекса (см. "КП" от 26 апреля и сайт kp.ua), в котором есть немало сюрпризов.
 
Например, согласно ст. 13, работодатель получает право самостоятельно принимать нормативные акты в сфере труда путем издания приказов, распоряжений и решений. По мнению представителей профсоюзов, фактически эта статья стимулирует работодателя к тому, чтобы на предприятии не было профсоюза. Механизм прост: если на предприятии нет ни проф­союза, ни коллективного договора, то работодатель регулирует трудовые отношения - график работы, перенос выходных, увольнение и т.д. - самостоятельно, путем издания внутренних нормативных актов.
 
Если профсоюза на предприятии нет, гласит статья 137, работодатель по своему усмотрению может устанавливать как пятидневную, так и шестидневную рабочую неделю. Условие одно: общая продолжительность работы не должна превышать 40 часов в неделю. Авторы законопроекта учли общественный резонанс, который в свое время вызвала статья 143 о максимальной продолжительности рабочей недели 48 часов, и в новом документе данная статья переписана. Тем не менее, если рассматривать законопроект в целом, завуалированные возможности увеличить как продолжительность рабочего дня, так и рабочей недели остались.
 
Эксперты резюмируют: многие нормы существенно расширяют права работодателя, в то время как гарантии для работников несоизмеримы с объемом их урезанных прав. Чего только стоит статья 28, фактически узаконивающая прослушку и видеонаблюдение!
 
Также в проекте содержатся нормы, противоречащие действующему законодательству. Например, статья 199 перечисляет случаи предоставления отпуска без сохранения заработной платы. Однако эти нормы противоречат статье 25 Закона Украины "Об отпусках", где перечень предусмотренных действующим законодательством случаев более широк.
 
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
 
Есть в новом проекте, на первый взгляд, прекрасные начинания. Одна беда: по мнению экспертов, они останутся в теории. Например, статья 35 предлагает обеспечить право на труд несовершеннолетним, беременным, одиноким матерям и отцам, людям предпенсионного возраста, гражданам, освобожденным из мест лишения свободы, путем установления квот.
 
- Действующее законодательство предусматривает квоты для людей с особыми потребностями, но они не работают. Работодателю проще оформить несколько инвалидов на работу и платить им минимальную зарплату с условием, что они НЕ будут приходить на работу, нежели обустраивать им специальные рабочие места, - пояснила "КП" директор социальных программ Центра Разумкова Людмила Шангина. - Примерно то же самое произойдет и с реализацией этой статьи. Работодатели не хотят и не будут обеспечивать тем же беременным и одиноким матерям гибкий график работы - у них просто нет стимула!
 
ТРЕБУЕТСЯ ДОРАБОТКА
 
После подробного ознакомления с законопроектом становится очевидно: документ к принятию не готов. Неудивительно, что министр социальной политики Наталия Королевская проект не поддержала.
 
- Трудовой кодекс - это компромисс между проф­союзами, работодателями и правительством, - пояснила министр. - Пока все его нормы не будут согласованы сторонами социального диалога, кодекс принимать нельзя. 
 
Королевская подчеркнула, что ТК должен в полной мере защищать права работников и отображать положения действующего законодательства.
 
- В Трудовом кодексе не может быть и речи о сужении прав профсоюзов, наемных работников и ухудшении условий труда, - говорит министр. - Судя по содержанию, проект был разработан до вступления в силу Закона "О занятости населения" и ряда других законов. Соответственно текст проекта кодекса нуждается в существенной доработке.