Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
25 апреля
Загрузить еще

За все заплатит потребитель

За все заплатит потребитель
Фото: Редактор отдела экономики КП Андрей Гаценко

На этой неделе мне хочется отвлечься от валютной темы и поговорить об украинском автопроме.

После того как Россия ввела у себя утилизационный сбор, из-за чего там подорожали все импортные, в том числе и украинские автомобили, наша страна решила ответить братскому народу тем же. Вначале появилась идея ввести утилизационный сбор только для российских машин. Но потом парламент принял в первом чтении закон, которым было решено обложить дополнительной пошлиной все импортные автомобили.

Если этот закон примут, то машина, произведенная не на территории Украины, будет стоить дороже на сумму от 4,7 до 440 тысяч гривен. В привилегированном положении окажутся лишь отечественные производители, имеющие полный цикл производства: они якобы смогут самостоятельно использовать эти средства на открытие утилизационных мощностей. 

Не будем говорить о том, что проблемы утилизации машин в Украине не существует. Любую самую старую и ржавую машину у вас с удовольствием заберут на металлолом, да еще и заплатят гривну за каждый килограмм ее веса. То есть деньги, которые мы переплатим при покупке новых машин, пойдут вовсе не на их утилизацию.

Фактически таким образом нам намекают, что мы должны покупать продукцию украинского производства. А что делать? - как бы говорят производители. В России наша продукция стала неконкурентоспособной, где же нам еще ее продавать, как не в Украине?

Вот станет дороже импорт, и придется вам снова покупать народный автомобиль, который является переделкой модели двадцатилетней давности. Я против того, чтобы украинские заводы закрывались. Но всему есть предел - во всем мире модель снимается с производства через 5-7 лет, у нас же, похоже, хотят ее выпускать вечно. Зачем вкладывать в переоборудование, если можно поднять цены для конкурентов?

В той же Европе проблема со стимуляцией потребительского спроса решается совсем иначе. Для того чтобы сделать выгодным обмен старых машин, которые не отвечают экологическим нормам, на новые, потребителю часть суммы от стоимости новой машины доплачивает государство. У нас же наоборот: за все заплатит потребитель. Даже если все разговоры об утилизационном сборе окажутся "страшилкой" для России, у лоббистов украинского автопрома есть еще много интересных идей.