Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
26 апреля
Загрузить еще

LNG-терминал станет альтернативой дорогому российскому газу

LNG-терминал станет альтернативой дорогому российскому газу
Фото: Проект терминала по приему сжиженного газа - еще один шаг на пути к энергетической независимости страны.

ПОЕХАЛИ!

В ноябре начинается практическая реализация национального проекта строительства терминала по приему сжиженного газа (LNG-терминал). ДК "Укртрансгаз" НАК "Нефтегаз Украины" начинает первый этап строительства газопровода для подключения терминала к газотранспортной системе Украины. 

По словам министра энергетики и угольной промышленности Украины Юрия Бойко, наша страна активно внедряет мероприятия, призванные уменьшить зависимость от дорогого импортного газа. Среди таких мероприятий - увеличение добычи природного газа из отечественных месторождений, замещение импортного топлива другими энергоресурсами собственной добычи, а также диверсификация источников и маршрутов поставок голубого топлива в страну. 

На прошлой неделе начались реверсные поставки газа в Украину немецкой компании RWE. Объемы, а значит, и экономия средств пока небольшие, но в профильном ведомстве обещают значительно нарастить их в следующем году. 

Еще одним путем диверсификации поставок станет реализация национального проекта "LNG-терминал". Он будет построен в Одесской области в районе города Южный. Строительство терминала разделено на два этапа.

- Первую часть проекта - строительство плавучей установки для регазификации и хранения газа - планируется завершить в 2015 году, - заявил Юрий Бойко. - Это позволит Украине закупать до 5 млрд кубометров газа в год по ценам, значительно ниже, чем те, что мы платим за импортный газ сейчас. Вторая часть - сооружение наземного терминала по приему сжиженного природного газа (СПГ. - Ред.), который будут разгружать большие СПГ-танкеры. Это позволит Украине получать 10 млрд кубометров сжиженного газа ежегодно уже с 2018 года.

ВЫНУЖДЕННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ

О том, что нужно диверсифицировать поставки энергоносителей, говорят не только в правительстве. Независимые эксперты уверены, что по-другому нам не получить дешевый газ.

- Ситуация с ценами на российский газ вынуждает Украину диверсифицировать источники его поставок, - уверен ведущий эксперт энергетических программ Центра Разумкова Сергей Дяченко. - К сожалению, Россия перевела экономические взаимоотношения в политическую плоскость, и наша страна вынуждена покупать топливо дороже, чем это делает Европа. В связи с этим проект по строительству LNG-терминала - это не только хорошая перспектива, но и вынужденная необходимость. Я считаю, что Украина должна переходить на европейскую систему диверсификации поставок, чтобы на один источник приходилось не более 25-30% от всего объема. 

ДЕНЕЖНЫЙ ВОПРОС

Если Украина выйдет на так называемый спотовый рынок, где можно покупать сжиженный газ, это даст хороший экономический эффект и позволит снизить цену импортного топлива чуть ли не вдвое.

- Спотовый рынок очень динамичный, - говорит Сергей Дяченко. - Цены на нем в течение года могут меняться вдвое. В зимний период, когда температура падает ниже нуля, цена сжиженного газа поднимается практически до цены трубного. Недавно был зафиксирован ценовой пик в 400 долларов за тысячу кубометров. При этом летом цены там снижаются вдвое, и газ можно купить по 200 долларов.

При таких условиях окупаемость проекта за несколько лет выглядит вполне обоснованной.

- Все зависит от текущих цен на газ, - говорит эксперт. - К сожалению, сложно предсказать, какими они будут через 3-4 года, когда достроят терминал. Возможно, к тому моменту Россия изменит свою ценовую политику. Однако есть экспертные прогнозы, которые говорят, что терминал окупится где-то за пять лет. Считаю эту цифру вполне реальной.

ШАНС ЗАРАБОТАТЬ 

Как говорят специалисты, строительство LNG-терминала позволит Украине стать полноценным игроком на мировом газовом рынке и продавать азербайджанское топливо в Европу.

- Для Украины существует возможность реэкспорта сжиженного газа в Европу, - говорит Сергей Дяченко. - Особенно зимой, когда цены на спотовом рынке достигают максимума. При нынешних условиях, думаю, было бы выгодно продавать топливо в Европу.

При этом для транспортировки можно использовать не только украинскую трубу, но и железнодорожный транспорт.

- Если потребность в импорте будет существовать, можно немножко поменять проектную концепцию, - говорит секретарь экспертного совета по вопросам развития газовой промышленности и рынка природного газа Леонид Униговский. - Например, на горных курортах и в поселках Польши, Словакии, Венгрии, Румынии сейчас используется LPG, то есть пропан-бутан. Замена на LNG была бы оправдана как с точки зрения экологии, так и энергетических характеристик. Снабжение LNG из терминала под Одессой этих заграничных горных курортов и поселков с транспортировкой по железной дороге и потом автотранспортом повысило бы экономическую привлекательность этого проекта.