На прошлой неделе парламент предоставил Нацбанку право устанавливать лимиты на расчеты наличными. Если президент подпишет этот документ, то все крупные покупки украинцев сможет контролировать налоговая.
С одной стороны, вроде бы норма и прогрессивная. Мол, весь мир уже не носит наличность в бумажниках, а расплачивается за все покупки карточками. Но слишком уж слаба вера нашего народа в банковскую систему страны. А что вы хотели, господа чиновники? За последние 21 год мы пережили развал СССР, обесценивание всех сбережений, гиперинфляцию, скачки курса гривны, несколько банковских кризисов, когда людям или вовсе не отдавали деньги с текущих счетов, или давали возможность снимать по 100 гривен в день. Вот и боится народ держать деньги в коммерческих банках, предпочитая трехлитровые. По разным оценкам, на руках скопилось от 40 до 70 миллиардов долларов.
С экономической точки зрения, желание Нацбанка вернуть такие средства в экономику понятно. Эти деньги помогли бы возобновить кредитование предприятий, что привело бы к росту экономики. Но это теория. На практике все по-другому. Многие люди стараются не афишировать свои доходы.
- Есть у меня какая-то сумма, зачем о ней знать банку или налоговой, - думает среднестатистический украинец. - Купил я квартиру, какое вам дело, где я взял деньги?
Приблизительно так рассуждает большинство из нас. И действительно, если налоговая будет контролировать все крупные покупки, то можно предположить, что у нее появятся вопросы к тем, кто вдруг на ровном месте разбогател. Но коснется это все простых граждан.
Почему-то мне кажется, что чиновников с копеечной зарплатой и парком автомобилей по 100 тысяч долларов это не затронет. Ведь у них все по закону - имущество зарегистрировано на жену, тещу или детей. Они же все у нас кристально честные. Бизнесмены тоже от этого не пострадают. Они найдут схемы, как не засветить свои расходы. Будут покупать дома, машины и яхты, регистрируя их на свои компании. И все будет по закону.
Но, несмотря на это, простой народ уже придумывает схемы, как не засветить свои сбережения. В Интернете уже вовсю обсуждаются варианты замены договора купли-продажи дарственной или легализации сбережений через получение наследства. Прав был старина Ньютон: сила действия равна силе противодействия.