Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Украина увеличит морскую добычу газа в три раза

Украина увеличит морскую добычу газа в три раза
Фото: Буровой станок СПБУ - самый современный в Черноморском бассейне. Фото автора.

ЧТОБЫ НЕ ВСТРЕТИТЬСЯ С ПИРАТАМИ, ОГИБАЛИ АФРИКУ

В начале мая Украина получит одну из наиболее современных буровых установок.

Испытания и окончательная пусконаладка морской буровой платформы "Петр Годованец" (см. НАШУ СПРАВКУ) завершатся в ближайшие дни - и платформа будет готова для транспортировки на месторождения нефти и газа, расположенные на украинском Черноморском шельфе.

Пока буровая платформа стоимостью 400 миллионов долларов находится в турецком порту Гиресун, неподалеку от Трабзона. Сюда она попала из Сингапура, где была построена на верфи Keppel Fels. Но чтобы доставить ее на Черное море, пришлось провести целую спецоперацию.

- Примерно в начале июня прошлого года мы достроили наконец платформу. И встал вопрос ее транспортировки на Черное море. Могли бы тянуть на буксире хоть до самого Крыма, но дело в том, что пролив Босфор и Дарданеллы перекрывают два моста и еще две линии ЛЭП. Под ними не прошли бы массивные "ноги" платформы, - рассказал Надар Радеш, представитель Keppel Fels, который руководил процессом перевозки и последующей сборки буровой.

Решено было "укоротить" три гигантские 150-метровые опоры, на которых стоит плавучая платформа. Для этого каждую из них отделили от готовой уже платформы, разрезали на пять частей и погрузили на специальное судно-тяжеловес Hansa (кстати, оно снималось в одной из серий научно-популярных передач "Самые большие корабли" на телеканале Discovery). Безопасность прежде всего - чтобы избежать неприятностей с сомалийскими пиратами, морякам пришлось огибать Африканский континент.

- Транспортировка буровой - это вообще уникальная операция. Подобных установок, способных работать на такой глубине в Черном море, раньше вообще не было. Их еще никто никогда сюда не поставлял. Разборка и сварка подобной платформы - это операция на уровне микрохирургии. Компаний, которые проводят такого рода сварку, в мире можно по пальцам пересчитать, - утверждает Василий Мельник, глава совета директоров "Рижской судоверфи" (эта компания поставит вторую буровую. - Прим. авт.).

- К концу ноября 2011-го довезли платформу до Босфора - и в момент ее прохождения по проливу снизили напряжение на проводах (154 тысячи киловатт) и ограничили движение других судов. Иначе платформа могла бы потерять управление и начать дрейфовать, столкнувшись с другими судами, - рассказывает Радеш. 

Собирали воедино разрозненные части платформы и ее опоры в турецком порту Гиресун, недалеко от Грузии. Как пояснили наладчики из турецкой компании "Арас", причина - в невозможности проведения подобных работ в Украине. Во-первых, море в районе Турции гораздо спокойнее. Во-вторых, в Гиресуне была возможность подготовить причал для проведения довольно сложных работ - в любом из украинских портов столкнулись бы с проблемой загруженности.

"ПОСЛЕДНИЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ: ТРИ СОТНИ ЧЕЛОВЕК РАБОТАЮТ 24 ЧАСА В СУТКИ"

Над сборкой платформы в пиковый момент одновременно работали 330 человек - это рабочие из Малайзии, Сингапура, Азербайджана, Индонезии, Турции, а также европейцы - из Шотландии. Как пояснил "КП" один из руководителей компании "Арас" Сертан Юлдиж, персонал, который нанимали для проведения монтажных и наладочных работ, жил в окрестных отелях и гостиницах, поэтому можно точно узнать количество "человеко-дней" - за пять месяцев сборки мегаплатформы в местных гостиницах суммарно было арендовано 55 000 койко-мест.

- Пригнали четыре спецкрана - один кран на триста тонн, еще три - шестисоттонники. Работы такого объема здесь делали впервые. Например, один из гигантских кранов - плавучий, и его пришлось специально доставлять на Черное море, - поделился Надар Радеш. 

Работы по "склейке" опор, поднятию платформы на три длинные "ноги" и настройке бурового оборудования завершились на днях. На сегодня "Петр Годованец" уже готов к транспортировке на украинскую часть Черноморского шельфа - как подчеркивают сотрудники компании "Черноморнефтегаз", которая будет заниматься эксплуатацией платформы, это самая прогрессивная буровая во всем Черноморском регионе.

- Вообще сама платформа является океанической, то есть приспособлена для глубоководного бурения и разведывания ресурсов. Но она максимально адаптирована для работы в Черном море, под конкретные месторождения, - пояснил "КП" директор департамента коммерции "Черноморнефтегаза" Владимир Кудик. - На платформу установили большое количество дополнительного оборудования, которое сделало ее максимально эффективной и безопасной. 

Купленный для работы на буровой вертолет Augusta-139 оборудован дополнительными системами безопасности - противооблединительной, которая очень важна в наших зимних условиях. А в случае экстренного приземления на воду (летать вертолету придется в основном над Черным морем) он выбросит буи и не потонет. Не исключено, что в экстренной ситуации это спасет жизнь людей.

Новая буровая постоянно связана с диспетчерским центром "Черноморнефтегаза" через канал спутниковой связи. И информация о процессе бурения, скорости движения бурового долота, прочих технологических процессах будет поступать на центральный пульт компании. Если вдруг соединение будет прервано, бурение приостановится.

Из дополнительного оборудования, установленного на "Годованце", - усиленные системы бурения на глубину до 9500 метров, современная установка для подготовки и подачи бурового раствора, а также система для очистки взвеси, поднимаемой со дна моря. Новая буровая позволит Украине быстрее и эффективнее разрабатывать запасы шельфа. 

- Экологическая безопасность была одним из ключевых требований украинской стороны. В Мексиканском заливе, Тихом океане, Желтом море пульпу, которую отсасывают насосы из скважины, просто выливают в море или океан. Но Черное море - внутреннее, оно имеет ограниченные выходы в Мировой океан, поэтому тут действуют специальные экологические стандарты, и просто так сливать отходы в море нельзя, - пояснил Василий Мельник (детальный репортаж с борта украинской платформы читайте в ближайших номерах "КП").

БУРОВАЯ ОКУПИТСЯ ЗА ДВА ГОДА

Безопасностью платформы серьезно занялись после позапрошлогоднего инцидента в Мексиканском заливе, когда из-за механического повреждения в море начали выливаться кубометры сырой нефти. На украинской буровой периодически проводятся учения, связанные с ликвидацией разлива нефти. 

- Мы не можем допустить сегодня какие-то необоснованные риски в акватории Черного моря - это курорт, это наше достояние, это перспектива нашей добычи, и поэтому мы должны применить самые современные технологии, которые мы специально для этого докупили, - говорят представители "Черноморнефтегаза". Конечно, покупка буровой платформы - удовольствие не из дешевых. Тем более для дочерней структуры "Нафтогаза", которому приходится периодически проводить расчеты за дорогое импортное топливо. 

- Но тем важнее для нас разрабатывать внутренние возможности. Исходя из нынешней стоимости импортного газа (Украина платит одну из самых высоких цен в Европе - 425 долларов за тысячу "кубов". - Авт.) "Петр Годованец" окупится, как только с помощью этой платформы на Черноморском шельфе добудут 1 миллиард кубометров газа, - объясняет председатель правления "Черноморнефтегаза" Валерий Ясюк. - Это произойдет в ближайшие полтора года (как пояснили "КП", речь идет о начале 2014 года. - Авт.) Таким образом реализуется задача, поставленная президентом, - за пять лет максимально отойти от импорта энергоносителей.

К слову, тенденция к переходу добычи газа и нефти на шельф (20-километровая зона вдоль берега богата полезными ископаемыми) характерна для всего мира. В 2010 году более половины всего мирового газа и нефти была добыта именно в море. И, по словам экспертов, в дальнейшем этот процент будет только расти. Черноморский шельф являет собой лакомый кусок - он освоен лишь на 5%, а глубоководные его залежи, на разработку которых и будут брошены силы новых буровых, еще мало изучены. Ожидается, что в следующем году в Украину доставят вторую установку, которая по своим характеристикам не уступает "Петру Годованцу". 

НАША СПРАВКА 

Платформа названа в честь легендарного украинского буровика, принимавшего участие в открытии всех известных месторождений на Черноморском и Азовском шельфе Украины. Придя в 1961 году простым рабочим, Петр Годованец со временем руководил буровыми платформами "Таврида" и "Сиваш", отдал отрасли почти полвека. За время работы был награжден многочисленными орденами и медалями. В 2007 году ушел из жизни в результате скоротечной болезни, так и не оставив пост начальника буровой "Таврида". 

ЗОЛОТОЕ ДНО 

Планы "Черномор- нефтегаза" по бурению скважин на шельфе

Год  Скважин

2012/16

2013/19

2014/26

2015/16

ВСЕГО 77 

Источники поступления газа в страну (миллиардов кубометров в год) 

Дополнительная добыча "Черноморнефтегаза" после запуска двух новых буровых установок - 3 

Собственная добыча в Украине - 20 

Покупка у России в 2012 г - 27