Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
25 апреля
Загрузить еще

Рынок внутреннего сгорания

Рынок внутреннего сгорания
Фото: Проблемы на «бензиновом фронте» начались с 2005 года и кроются в политике тогдашних правительств.

Уже много лет в Украине невозможно добиться стабильных и обоснованных цен на топливо. За последние три года в стране произошло два значительных скачка цен. Первый - во время кризиса 2008 года, когда литр 95-го бензина подорожал с 5 до 8 гривен. Второй продолжается по сей день: цена бензина добралась до 10 гривен и грозит пойти дальше. При этом ни разу цена не снижалась: она была постоянной даже тогда, когда мировая цена нефти падала до исторического минимума. При этом стоимость топлива всегда менялась в сторону увеличения каждый раз, когда нефтяные котировки ползли вверх.

Украина - случай особый. Здесь расположены шесть НПЗ, часть из которых принадлежит российским компаниям, имеющим свою нефть. Близость сырьевого рынка России, присутствие российских компаний в Украине - все это должно было сделать наш рынок спокойным и прогнозируемым, а зависимость от импортного топлива - минимальной. 

Но сложилась парадоксальная ситуация: из 6 украинских НПЗ только 2 стабильно работают - да и то на четверть своей мощности. Остальные четыре запускаются в лучшем случае на месяц в году. А без внутреннего производства стране не на что рассчитывать. Нет своего товара - пустую нишу заполняет импорт.

Тому, что импорт чувствует себя намного комфортнее по сравнению с собственными производителями, есть простое объяснение - государственная политика Украины и коррупция убивают производство.

КАК УМИРАЛИ ПРОИЗВОДИТЕЛИ

Когда-то российские нефтяники входили в Украину с триумфом и большими планами. Украина встречала их хлебом-солью. Это было выгодно всем, так как российские деньги и нефть сулили много выгод. Для страны было большим успехом иметь на своей территории и контролировать работу компаний, которые занимают лидирующие места в мире по производству нефтепродуктов.

Но в 2005 году ситуация резко изменилась. Корень нынешних проблем с бензином кроется в политике правительств середины 2000-х годов. В это время для решения сиюминутных задач, а точнее, чтобы скрыть свой полный провал в топливной политике, Кабмин Юлии Тимошенко открыл все границы для импортного бензина, отменив ввозные пошлины.

Но и со стороны России тоже был предпринят ответный шаг - она ввела экспортные пошлины на нефть, что автоматически сделало невыгодным ввоз сырья для переработки в Украину. Российская политика ясна - надо экспортировать готовый продукт с высокой добавленной стоимостью, нефть должна перерабатываться дома. Остальным странам пришлось подчиниться - всем, кроме Казахстана и Белоруссии, с которыми российское правительство договорилось создать Таможенный союз, освободив ряд товаров и сырье от экспортной пошлины.

Между тем в Украине решение о снижении ввозных пошлин активно лоббировали советник тогдашнего премьер-министра Сергей Пашинский, близкий к сети АЗС «Фактор», а также один из основных спонсоров Блока Литвина Игорь Еремеев, собственник группы «Континиум», владеющей сетью заправок WOG и Херсонским НПЗ. Тогда и начался активный и выгодный для этих и некоторых других компаний импорт топлива из Беларуси. Сети АЗС стали расти как на дрожжах. В результате уже к 2010 году импорт вырос с 7 до 45% украинского рынка нефтепродуктов.

Не нужно быть лауреатом Нобелевской премии, чтобы понять: такая доля импорта абсолютно в любой отрасли промышленности означает гибель внутреннего производства. И эту гибель мы наблюдаем в последние годы.

Но самый значительный урон внутреннему производству был нанесен совсем недавно - в конце 2010 года малоизвестная компания «Ливела» получила беспрецедентные льготы по уплате акцизов, пошлин и НДС при импорте топлива. Эта компания наводнила всю страну льготным бензином, что окончательно свело на нет переработку нефти внутри страны. Остановился даже Одесский НПЗ, которым владеет российский «Лукойл» - один из крупнейших нефтяных монстров мира!

Когда же «Ливела» прекратила поставки топлива, тогда и выросли цены. Собственное производство «Ливела» к тому времени «положила на лопатки». Править бал начали «чистые импортеры». И вот тут уже забеспокоилось правительство Николая Азарова. 

БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ

30 марта в Кабмине состоялась встреча, которой давно не было: глава правительства сел за стол переговоров с отечественными производителями топлива. В этот день был подписан меморандум о партнерстве между правительством, владельцами и руководителями украинских НПЗ. На встречу пришли генеральный директор ОАО «ТНК-ВР Менеджмент» Герман Хан, глава правления ОАО НК «Лукойл» Вагит Алекперов и совладелец «Укрнафты» Игорь Коломойский. 

Но среди них не было владельца Херсонского НПЗ, сети АЗС WOG и, по совместительству, главного импортера Украины Игоря Еремеева, который отказался подписывать меморандум.

Возмущению нефтепереработчиков не было предела. По словам Алекперова, в нынешних условиях производство в Украине не может развиваться, что и привело к остановке Одесского НПЗ. Герман Хан выразил свое негодование по поводу деятельности «Ливелы», подорвавшей производственную деятельность украинских предприятий.

Эмоции нефтепеработчиков несложно понять. С 2005 года ситуация для заводов только ухудшается. Уже шесть лет не работает Херсонский НПЗ. Еле дышат заводы в Дрогобыче и Надворной. С осени «благодаря «Ливеле» остановлен Одесский НПЗ. Относительно загружены сырьем только Кременчугский и Лисичанский заводы, но они вынуждены работать в убыток. В прошлом году, по данным ТНК, рентабельность переработки нефти составила минус 40 долларов на тонне. 

Но сегодня, по прошествии 5 лет, после того как Тимошенко включила импорту «зеленый свет», правительство снова поворачивается лицом к собственным производителям. Подписывая меморандум с руководителями НПЗ, Азаров пообещал довести до конца расследование по импорту нефтепродуктов. Его растущие объемы он в присутствии журналистов назвал «неприемлемыми». «Надо, чтобы работали наши украинские заводы», - сказал он. Проводимое Кабмином расследование ведет к введению пошлин на импорт нефтепродуктов.

ПРАВЕДНОМУ ВОПРЕКИ

Естественно, с такой перспективой не готовы смириться импортеры, которые в последние годы выстроили целые сети АЗС на импортном топливе. Таких компаний в Украине немного, но по количеству АЗС они занимают добрую четверть рынка. Основные - «ОККО» (львовский бизнесмен Виталий Антонов) и WOG Игоря Еремеева. Последний к тому же неплохо зарабатывает на поставках на украинский рынок импортного топлива оптом, в том числе госструктурам. С импортными поставками связывают еще и спикера парламента Владимира Литвина, которого вместе с Народной партией «поддерживает» Еремеев.

Импортеры дошли до того, что открыто игнорируют рекомендуемый Кабмином ценовой коридор, а недавно и вовсе угрожали правительству «бензиновым майданом». Правда, 150-миллионный штраф Антимонопольного комитета немного отрезвил трейдеров. Но их деятельность не осталась не замеченной на Печерских холмах.

В правительстве есть понимание: дальше так продолжаться не может. Засилье импорта нужно искоренять. Сегодня доля белорусских нефтепродуктов уже превысила 40% рынка, а наши собственные заводы снижают производство: по итогам первого квартала 2011 года - на 15%.

ИСКАТЬ РЕШЕНИЯ

Чтобы изменить ситуацию, необходимо одно - ограничить импорт. Введение импортных пошлин может решить сразу несколько проблем - цены и качества. Если украинским заводам предоставить рынок сбыта, они смогут дальше развивать производство, повышать качество выпускаемых нефтепродуктов. Хотя уже сегодня три НПЗ производят топливо стандарта Евро-4 и один - Евро-5. В выигрыше по-прежнему останется потребитель, которому будет предложено качественное топливо по низкой цене. 

Импортный нефтепродукт - европейское топливо стандарта Евро-5, привезенное с пошлиной, останется на рынке, его будут и дальше покупать владельцы дорогих иномарок. К слову, таких машин на дорогах нашей страны не так уж много: авто, оснащенных двигателями стандарта Евро-4 и Евро-5, в Украине менее 4%. Тогда как 85% машин потребляют топливо Евро-3, которое производится в избытке даже сегодня.

С другой стороны, импортеры больше не смогут «заливать» рынок - открыто демпинговать, что автоматически приведет к восстановлению украинского производства. А это - рост ВВП и налоговых поступлений, 20 тысяч рабочих мест, сохранение и развитие целой отрасли экономики!

Сегодня экспортерами нефтепродуктов являются Сингапур и Литва, Венгрия, Беларусь и Польша. Ни одна из этих стран не имеет собственных запасов нефти. Пройдет этот путь и Украина, в бюджете которой доходы от экспорта бензинов в Евросоюз могут и должны стать весомой графой поступлений.

А определение «бензиновый кризис» станет уделом журналистов-международников - собственное производство намного меньше уязвимо для превратностей нефтяного рынка, чем закупка готового топлива за рубежом.

Правительству давно пора решиться на следующий после снижения акцизов логичный шаг - введение пошлин на импорт топлива. Пройдет год, и украинский автолюбитель будет ездить на качественном бензине украинского производства, как это делает житель Литвы или Беларуси.

Фото из архива «КП».