Экономический кризис, который начался в 2008 году, пока не обзавелся красивым и звучным именем (как, например, Великая депрессия 1930-х). Сейчас его называют просто - мировой. И пророчат, что весь мир будет выбираться из финансовой ямы не один год.
Чтобы вылечить болезнь, нужно знать ее причины…
Если кризис разразился - значит, это кому-то нужно
Можно сколько угодно говорить о том, что кризис в экономике - явление закономерное. Но ведь удар всегда можно смягчить. Вот только далеко не всем это нужно...
Дело в том, что кризис - идеальный способ разделаться с конкурентами. В экономической борьбе, как в дикой природе, выживают сильнейшие. А после окончания кризиса именно они, как победители, заново разделят мировой рынок, но уже в свою пользу, причем без дополнительных вложений.
То, что эпицентром финансового кризиса стали США, уже ни для кого не секрет.
- Правительство Америки основало два крупнейших финансовых института: Fannie Mae (основан в 1938 году) и Freddie Mac (в 1970-м), - объясняет доктор юридических наук, кандидат физико-математических наук, международный эксперт Анна Нечай. - Но правительство не просто основало их, но и предоставило им финансовые гарантии покрытия риска «плохих кредитов», то есть взяло на себя все риски невозврата населением выданных этими учреждениями кредитов. Последнее было продиктовано желанием Конгресса воплотить в жизнь «американскую мечту» - собственное жилье каждому американцу…
До 1990 года давать в долг деньги для покупки жилья всем и каждому не позволяло законодательство. Но потом американский Конгресс принял соответствующие изменения, и банки обязаны были предоставлять кредиты на жилье всем без исключения гражданам, которые проживают на их «рыночной территории». Чем-то напоминает горбачевскую программу «Каждой молодой семье жилье к 2000 году».
Из-за увеличившегося спроса недвижимость в США начала активно дорожать. Это продолжалось более десяти лет. Естественно, ипотечные кредиторы меньше всего беспокоились о возможных рисках невозвратов - доходность кредитования росла на глазах. Да и рядовые граждане не роптали, проценты были более чем умеренными - всего 1-2% годовых в первые годы возврата кредита.
- Почти 80% кредитов давались на льготных условиях, когда ставка в 4-6% появлялась только после окончания льготного периода, - продолжает Анна Нечай. - В это же время размер первого взноса сначала упал до 20-30% от стоимости недвижимости, а потом и вовсе до нуля. В результате к концу 2007-го доля рискованных ипотечных кредитов, которые раздавали людям без работы и надлежащего уровня жизни, увеличилась с 9 до 43%.
Дело в том, что по законодательству США функции американских банков были четко разделены. Часть финучреждений специализировалась на депозитах, а часть на инвестициях, то есть на ипотечном кредитовании. Коммерческие банки, которые работали с вкладами населения, могли раздавать деньги в долг, но только в виде мелких кредитов. Но в середине 90-х годов, учуяв запах денег, эти банки пролоббировали новый закон, который дал добро на все виды кредитования всем без исключения банкам.
США умышленно раздували долговой пузырь
Новый закон разрешил банкам работать с кредитными компаниями, которые раздавали рисковые кредиты населению и продавали долги по ипотеке в виде облигаций CDO (Collateralized Debt Obligation - облигация, обеспеченная долговыми обязательствами). Оборот именно этих ценных бумаг и взорвал финансовый мир.
- Когда-то кредитор давал заемщику деньги на недвижимость и владел обязательствами должника вплоть до окончания кредита, - объясняет Анна Нечай. - Однако благодаря CDO произошло привлечение финансирования путем выпуска ценных бумаг. В результате банк-кредитор или ипотечная компания давали займ и перепродавали долг инвестбанку, который выпускал в оборот на фондовый рынок ипотечные облигации в виде CDO или рассчитывался ими по своим сделкам с инвесторами. Их охотно покупали различные фонды, в том числе Пенсионный, и даже Центробанк Америки. С этого момента все риски, связанные с ипотечными кредитами, переходили к собственнику облигаций, а продавец ипотечных долгов на вырученные средства финансировал новых заемщиков…
На самом деле кризис начался еще в 2006 году, когда американцы перестали гасить ипотечные кредиты. А весной 2007-го с Нью-Йоркской фондовой биржи ушла крупнейшая ипотечная компания New Century Financial Corporation, которая выдавала рисковые кредиты. Следом за ней посыпались более мелкие кредиторы. Ну а потом начали страдать инвестиционные фонды, которые и скупали сомнительные облигации.
Первые жертвы
О том, что кризис настал, рядовые граждане до осени 2008 года даже не догадывались - все финансовые проблемы крутились в деловой среде. Но вдруг вся финансовая успешность посыпалась как карточный домик. Вот первые жертвы, заложившие глобальную основу кризиса:
- Ипотечные компании Fannie Mae и Freddie Mac не выдержали груза невозвратов по кредитам, их национализировали.
- Один из крупнейших инвестиционных банков Америки Lehman Brothers в сентябре 2008 года объявил себя банкротом, потому что не смог рассчитаться по своим обязательствам, а акции этого финучреждения никто не покупал.
- Удар почувствовали также крупнейшая страховая компания AIG, инвестиционный банк Merrill Lynch.
А ведь рейтинги этих финансовых гигантов были очень высоки - их очень высоко оценивали агентства Standart&Poors и Moody’s. Именно они ставили самый высокий рейтинг ипотечным облигациям, и им многие верили. Открещиваться же от своих оценок они начали уже задним числом - мол, облигации CDO существовали на рынке менее 10 лет, поэтому достоверных данных о них накопилось немного…
Поздно Маркса читать…
Сейчас «Капитал» Карла Маркса бьет все рекорды по продажам. Хотя американским кредиторам не мешало бы полистать этот труд и раньше.
Итак, в конце XIX века Маркс так объяснил природу кризиса (приводим основные тезисы):
То есть, если верить Марксу, любой мыльный пузырь рано или поздно лопнет. Что и произошло в США…
О том, как американский кризис перекинулся на Европу и почему украинская экономика сейчас страдает больше, чем все остальные, читайте в следующей «толстушке».