27 декабря
Загрузить еще

Трудно ли убежать из Лукьяновского СИЗО

Трудно ли убежать из Лукьяновского СИЗО
Фото: Обратите внимание, как разрослась тюрьма за 150 лет. Фото: УНИАН.
В прошлом году исполнилось ­150 лет со времени официального открытия Лукьяновского тюремного замка, больше известного сейчас как СИЗО №13. Несмотря на мрачность и печальное предназначение, Лукьяновская тюрьма является таким же памятником архитектуры и истории Киева, как Владимирский собор или Дом с химерами. В разные времена здесь побывало много известных людей - от деятелей революционной эпохи до современных политиков. В застенках тюрьмы родился знаменитый академик Александр Богомолец и окончил жизнь духовник семьи Булгаковых отец Александр Глаголев. А еще в историю "Лукьяновки", как любой другой тюрьмы, вписаны побеги - изобретательные и не очень.   
 
Есть "Столыпинка", а есть и "Кучмовка"
 
По живущей до сих пор легенде, главный корпус Лукьяновского СИЗО был заложен при Екатерине II, за что его именуют "Екатеринским", или просто "Катькой". Но это не так. Свое название здание получило, скорее всего, потому, что напоминает обращенную внутрь двора букву "Е". А строить его начали спустя более пятидесяти лет после смерти императрицы - в 1859-1860 годах по проекту губернского архитектора Михаила Иконникова. 
 
Официально Лукьяновский тюремный замок заработал в 1863 году и был рассчитан примерно на 600 заключенных. Но события складывались так, что камеры чаще всего были переполнены. Особенно явно недостаток помещений сказывался в начале ХХ века, когда активизировалось революционное движение. В 1909 году левее "Катьки" началось строительство более скромного трехэтажного женского корпуса. В 1911-м в тылу "замка" вырос четырехэтажный следственный корпус, который нередко называли "Столыпинским" - по фамилии тогдашнего премьер-министра и министра внутренних дел Российской империи Петра Столыпина, ужесточившего преследования нарушителей законов. 
 
В сталинские времена вместо небольших построек с левой (восточной) стороны комплекса появились новые помещения с камерами для "врагов народа". Расширение Лукьяновского следственного изолятора продолжалось и после провозглашения Украиной независимости - была построена "Кучмовка", а последним в 2012 году ввели в эксплуатацию новый женский корпус. Дамы, неоднократно побывавшие в СИЗО, говорят, что лучше оставаться в старом - проще прятать мобилки и другие запрещенные вещи. 
 
Первыми бегать начали революционеры
 
Окруженная по всему периметру мощным забором, "Лукьяновка" выглядит хорошо защищенной. Но первыми доказали обратное в 1878 трое революционеров-народников: Лев Дейч, Иван Бохановский и Яков Стефанович. Выбраться из застенков им помог соратник Михаил Фроленко, который специально устроился в тюрьму надзирателем. 
 
В 1902 году дерзкий побег осуществили 11 сотрудников газеты "Искра", среди которых были известные деятели социал-демократического движения Николай Бауман, Максим Литвинов, Осип Пятницкий. Из простыней они скрутили лестницы, запаслись крюком, чтобы накинуть его на стены. А охрану попросту напоили водкой, сдобрив ее хорошей порцией снотворного. Сонных жандармов связали. 
 
Самый массовый побег случился в конце января 1918 года, когда Киев был в руках Центральной Рады. Подступившие к городу большевистские войска начали обстреливать его из дальнобойных орудий. Немногочисленные охранники тюрьмы, услышав вой снарядов и грохот разрывов, попрятались по подвалам, плотно закрыв за собой двери. "Население" Лукьяновского комплекса в количестве 1200 человек сразу же этим воспользовалось, и тюремные стены рекордно опустели.
Лукьяновский тюремный замок. С открытки начала ХХ в.
 
Как закаляли сталь
 
Советская эпоха знает два удачных побега от "деда Лукьяна", как называют в народе столичное СИЗО. И оба отличаются изобретательностью, выдержкой и, можно сказать, трудолюбием. В мае в 1972 года отсюда ушел Владимир Никуличев по прозвищу Пуля, имевший большой авторитет в уголовном мире. Судимый за хулиганство, вымогательство, кражи и грабежи, Никуличев был одним из пионеров "бригадного" криминального движения и обладал вескими связями как в Украине, так, говорят, и за ее пределами.
 
Отхватив за хулиганку очередной срок, Никуличев получил с воли хитро спрятанное в передаче бритвенное лезвие. И при поддержке друзей по камере тихонько ночами пилил им решетки на окнах камеры. Днем они выглядели как целые, поэтому охрана ничего не заподозрила. Когда была проделана достаточная работа, решетку отогнули, Никуличев выбрался на крышу корпуса, оттуда перебрался на административное здание и таким образом покинул территорию СИЗО. По неподтвержденным данным, у него были помощники не только среди зэков, но и в числе персонала. Куда смотрел часовой, так и осталось загадкой.
 
- Пулю поймали в том же году, а в 1973-м осудили за кражу, грабеж и побег к 15 годам лишения свободы, - вспоминает Иван Штанько, ветеран службы исполнения наказаний, который долгое время ею руководил. - Узнав, как он совершил побег, многие решили, что так не может быть. Тогда задержанный попросил принести ему лезвие, кусок прута и на глазах у тюремного начальства продемонстрировал, что перепилить решетку лезвием вполне реально.
 
Вот уж правда: как закаляли сталь! Современные лезвия зэку вряд ли бы помогли. 
Охрана у изолятора крепкая, но бывают промахи.
 
Кот, который гулял по крышам
 
Через шесть лет после Пули, в 1978 году, обвести вокруг пальца охрану СИЗО удалось его коллеге по криминальному цеху Константину Прокопову по кличке Кот. Отбывая срок за кражи в Березанской колонии, Прокопов положил глаз на чужую жену, которую увидел, когда был на свидании с мамой. Поссорившись с законным мужем красавицы, Кот в цехе пырнул беднягу заточкой. И был переправлен из зоны в СИЗО для следственных действий по новому уголовному делу.
 
- Прошел суд, вспоминает Иван Штанько, - в камеру, где находился Прокопов, утром принесли приговор, чтобы он под ним расписался. А в камере вместо трех человек только двое - осужденного нет! 
 
Способ, который придумал Кот, чтобы вырваться на волю, оказался довольно хитроумным. Несколько дней во время прогулки, улучив момент, когда выводят других арестантов, рецидивист, встав на плечи сокамернику, выкручивал звенья из панцирной сетки, которая накрывает прогулочный дворик. А чтобы она не проседала, металл связывали обычными нитками. 
 
В проделанный лаз Прокопов вылез во время вечерней прогулки, когда было еще светло и на вышке не выставили вооруженную охрану. Перебрался через двойной забор, дошел до здания штаба и выбрался в неохраняемый хоздвор по проволочным заграждениям, а оттуда покинул тюрьму через ворота. На улице заскочил в автобус с рабочими, чьи спецовки походили на тюремную робу.
 
В этой истории вопросов, конечно, тоже больше, чем ответов. Почему оказалась то ли сытой, то ли ленивой служебная овчарка, почему не сработала сигнализация или ее забыли включить? Почему конвоир не заметил пропажи одного заключенного из прогулочного дворика? И спокойно вернул в камеру вместо троих двух человек?
 
…Искали Прокопова два дня, пока не вышли на его приятеля, который подсказал верный адресок. Задержали хитрого Кота на Трухановом острове - на спортивной базе, когда тот резался в карты с тренерами детских юношеских школ. 
 
Освободился Прокопов в 1993-м, отсидев все 15 лет, как положено. А через время снова оказался в изоляторе - за ограбление таксиста.
 
Сколько стоит открыть ворота на волю
 
После долгого затишья один за другим разразились два скандала уже во время независимости Украины. Любопытно, что последователи Пули и Кота не имели ни авторитета среди зэков, ни даже нормального криминального опыта. Оба сидели за кражи, получили небольшие сроки и работали в обслуживающем персонале, что позволяло свободно перемещаться по территории СИЗО. Поэтому успешные побеги можно приписать не столько изобретательности, сколько безалаберности сотрудников изолятора.
 
В мае 2012 года от "деда Лукьяна" ушел 33-летний Виталий Кузьменко, осужденный на три года за воровство отопительных батарей. В изолятор попал по глупости - получил условный срок и забывал отмечаться. На территории хозблока Кузьменко нашел валявшиеся без присмотра веревку, лестницу и таким образом преодолел тюремные заграждения. Сигнализация не сработала.
 
Задержали мужика в его родном селе, куда он шел, чтобы повидать жену и дочку, за которыми якобы сильно соскучился. Правда, едва заглянув в родной дом, Кузьменко отправился с братьями на озеро - пьянствовать. 
 
А в апреле прошлого года на уши следственный изолятор поставил 20-летний Руслан Пыжов, которому захотелось отметить на свободе день рождения. Согласно официальной версии, он посулил 500 гривен инспектору за то, чтобы тот открыл ему ворота. Отдать собирался, когда вернется, погуляв сутки на воле. Вот такая цена неприступным стенам "Лукьяновки"! 
 
Правда, в пенитенциарной службе подкуп отрицают, говорят, что худощавый Руслан на самом деле пробрался по вырытой для водосточной трубы траншее. Но обвинение настаивает на своем. Суд над инспектором еще продолжается, а вот Пыжову уже вынесли приговор - 5,5 лет лишения свободы. Немногим больше, чем то, что он имел за кражу мотоцикла и мотокосилки. Задержали его на железнодорожном вокзале в Мироновке, где у Руслана жила зазноба. Как рассказывают арестанты СИЗО, так отлупили, что день рождения парню уже был не в радость. 
 
Неудачники Донжуан и Икар
 
За годы независимости Украины было совершено несколько неудачных попыток побега. В 2004 году двое убийц, которых осудили пожизненно, устроили в изоляторе настоящую пальбу. Один из заговорщиков сумел влюбить в себя двух женщин сразу - барышню из Черниговской области и работницу СИЗО (между прочим, замужнюю), которая разносила по камерам почту. Первая передала в "Лукьяновку" разобранный пистолет ТТ, патроны к нему и нож. Вторая вручила посылку "суженому", который задурил ей голову сладкими мечтами о больших деньгах и новой жизни. 
 
Нападение спланировали, когда конвоир и кинолог с собакой пришли проводить в камере проверку. Оглушив сотрудников СИЗО матрасами, в них несколько раз выстрелили. Раненого в ногу конвоира взяли в заложники, но запутались на территории СИЗО и зашли в тупик. 
 
В 2009 году один из арестантов, которому тоже нечего было терять, во время прогулки сумел перемахнуть через тюремную стену. Раненый конвоиром, он продолжал бежать, но был задержан сотрудником автобазы милиции Киевской области.
 
А еще среди сидельцев ходит легенда об Икаре - заключенном, который смастерил из простыней и щепок подобие крыльев и пытался сигануть так с крыши корпуса. Одно крыло зацепилось за антенну, часовой взял Икара на прицел… Словом, полет не удался. Правда, официально в пенитенциарной службе говорят, что никакого Икара не было.