28501
0
15 апреля
Загрузить еще

Мой дед - герой!

К 65-летней годовщине Победы «Комсомолка» начинает рассказывать о тех, кто сражался за Родину. В каждой семье жива память о них - отцах, дедах, бабушках, братьях… Сегодня о близких, воевавших на фронтах Великой Отечественной, боровшихся против фашистов в тылу, нам рассказали артисты.

Настя Приходько: «Дедушка расписался на рейхстаге»

- Мой дедушка, Михаил Никитич Приходько, был выдающимся человеком - энциклопедист, всю жизнь работал без отдыха, получил звание заслуженного журналиста Украины.


Приходько (в центре - с пулеметом) служил в одном полку с Кантария и Егоровым. Оставил Михаил Никитич и победный автограф на стене рейхстага.

На фронт деда забрали в 1943 году, когда ему было шестнадцать, вместе с двумя братьями и отцом, моим прадедом Алешей. Все четверо, кстати, прошли военный путь и вернулись домой. Самые крупные операции, в которых принимал участие дедушка, - это битва на Курской дуге, «Багратион», взятие Варшавы и штурм рейхстага, на стене которого он расписался. Дедушка был в том же полку, что Кантария и Егоров, водрузившие на рейхстаг Знамя Победы. Он был награжден медалями «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За отвагу», орденом Отечественной войны, но это всего лишь несколько наград из многих, которыми была увешана его грудь. А прадед Алеша участвовал в Сталинградской битве.

Помню, он говорил, что каждый день ему снится война… Еще он рассказывал, как 8 мая 1945 года его батальон отмечал Победу. Им привезли бочку спирта, но друг деда предложил ему пойти хлебнуть из фляги, и тот согласился. Когда они вернулись к своим, то увидели, что все до одного были мертвы. Как оказалось, побежденные немцы успели перехватить эту бочку и заменить обычный спирт на этиловый.

Каждый год 9 Мая мы шли с цветами к Вечному огню, и это был единственный день, когда дед надевал свой парадный пиджак. Помню, ему было очень приятно, когда дети и внуки других ветеранов подходили, благодарили и вручали цветы…

Когда дедушки не стало, у меня было ощущение, что я потеряла самого близкого человека в этом мире. На могиле дедушки написано: «Здесь похоронен Михаил Никитич Приходько, ветеран Великой Отечественной войны».

Павел Зибров: «Отец сумел дважды бежать из плена»

- Мой отец Николай Иванович  был десантником. Пошел в армию в 41-м, даже месяца не прослужил, как началась война. Их посадили в самолет и выбросили с парашютами в тыл к фашистам. Отец попал в плен, но смог убежать - сделал подкоп. Вернулся к своим, повоевал некоторое время, но их подразделение окружили, отца опять взяли в плен и отправили в Германию.

Семья Зибровых после войны: героический отец семейства Николай Иванович с женой и двумя сыновьями (Павел - слева).

Второй раз он убежал уже из немецкого лагеря. Это было так: его привели на допрос - требовали указать расположение наших частей. Отец попросил развязать ему руки, чтобы нарисовать план на карте. Когда фашисты его развязали, он двоих вырубил табуреткой, а третьего - шилом, которое тайно носил с собой. Выпрыгнул со второго этажа на телегу и ушел в лес. Там он встретился с медведем, дрался с ним, и у него на всю жизнь остались большие шрамы от медвежьих когтей.

Отец все-таки пробрался к своим. Но из-за того, что он был в плену, отца направили в штрафной батальон. Папа воевал в штрафбате до конца войны, прошел Польшу, Германию и остался жив. 

Шоумен Дядя Жора (Вадим Мичковский): «Гордо носил осколки от пуль в ноге!»

- Во время войны мой дед Василий Пантелеймонович был командиром батальона автоматчиков. Со своей бригадой дед Васыль форсировал Днепр, брал Курскую дугу, домой вернулся в ранге капитана гвардии.

Во время одного из сражений он был ранен и до конца своих дней - он умер 16 лет назад - носил в ноге осколки от пуль. Но, несмотря на боли, дед даже гордился своим «боевым крещением», тем более что его грудь украшали заслуженные медали и ордена. Самыми дорогими для дедушки были орден Красного Знамени, орден Красной Звезды и орден Великой Отечественной войны. Когда я был маленьким, дед рассказывал мне о тех нелегких временах и любил показывать награды.

Певица Gallina: «После боя он подшивал сапоги солдатам»  

- Мой дедушка Алексей был очень талантливым человеком. Собирал вокруг себя много народа - был душой компании. Виртуозно играл на гитаре, душевно пел цыганские романсы, танцевал чечетку в собственноручно сшитых лаковых туфлях... Дедушка был сапожником. И на войне он не только сражался с врагом, рыл окопы и стрелял в фашистов, но и после боев или тяжелых переходов подшивал сапоги солдатам. И это тоже подвиг. Ведь своими золотыми руками он спас жизни и здоровье десяткам однополчан. И сам прошел всю войну...


Дед Алексей отличался крепким здоровьем. Много работал и дожил до 98 лет! Мой дедушка - герой!

НАША АКЦИЯ

«Комсомолка» будет и дальше рассказывать о том, как воевали отцы и деды известных людей Украины. Но нам, уважаемые читатели, важны и ваши рассказы. Пусть страна знает своих героев, которые отдавали все ради Победы.

На нашем сайте kp.ua в разделе «Мой дед - герой!» мы ждем истории и фотографии отцов, матерей, бабушек, дедушек – всех, кто сражался на фронтах Великой Отечественной или совершал подвиги в тылу. Рассказы об этих замечательных людях мы опубликуем на сайте, а самые интересные из них выйдут на страницах «Комсомольской правды». 

КСТАТИ

Дед Русланы освобождал Львов

О подвигах дедушки самой энергичной певицы на нашей сцене рассказала ее мама - Нина Аркадьевна.


- Мой отец Аркадий Васильевич Сапегин, после того как в 1942-м погиб его отец, приписал себе два года, чтобы уйти воевать. Ему было всего 16...

Первое сражение, в котором отец принимал участие, была Прохоровская битва под Сталинградом. Как он рассказывал, это было страшнее, чем потом описали в книгах.

В одной из битв отца сильно ранило и контузило, и ему пришлось несколько месяцев пролежать в госпитале. Потом он вернулся на фронт... 

В 1944 году папа участвовал в освобождении Львова, потом Польши. Дошел до самого Берлина, участвовал в освобождении Праги.

Когда отец на 9 Мая надевает все награды, то они занимают все пространство кителя - от плеча до пояса. Папа имеет два ордена Красной Звезды, медали за освобождение Польши, Германии, Чехии, несколько медалей за отвагу...  О его подвигах написано много книг.

А после войны отец стал... военным. И воспитал не одно поколение офицеров. Ему сейчас 84 года, живет в Оренбурге (Россия). 

Владимир Гришко: «Папа вынес из горящего танка экипаж»

- Мой папа Даниил Никитович Гришко был капитаном танковой части. За героизм его наградили орденом Красной Звезды. Танк отца подбили, и он загорелся. И тогда папа стал спасать из танка экипаж - раненых и даже убитых, не обращая внимания на то, что сам обгорел. После он долго лечился в госпитале, но снова пошел на фронт.

Продолжал воевать под Сталинградом. Раненого отца взяли в плен. Он попал в концлагерь. И только в конце войны папу освободили американские войска.

Отец вернулся на Родину, но здесь его тоже ждали испытания. Как бывшего военнопленного отца хотели снова отправить в лагерь. Его спасло то, что на теле были следы ранений. Ему вернули все награды и полностью восстановили в правах.

Сейчас его уже нет с нами, но мы каждый раз в День Победы приходим к нему на могилу, ставим фронтовые сто граммов и приносим белые цветы - цветы Победы.

Даша Астафьева (группа «Никита»): «Прадед погиб в 1941-м»

- Мой прадед по папиной линии Антон Барченков погиб в бою еще в 41-м. Это случилось под поселком Большая Костромка (Днепропетровская область), когда фронт отступал. За смелость его наградили одной из самых главных наград - орденом Великой Отечественной войны.

Героем была и моя прабабушка, его жена. Она осталась одна с шестью детьми на руках. Вырастить всех в тяжелые и голодные годы - это настоящий подвиг. Прабабушка рассказывала, как им приходилось в лесу собирать яйца птиц и сдирать кору деревьев, чтобы выжить.

Место захоронения прадеда долго не могли найти, и лишь когда мои родители поженились, их оповестили, что он похоронен в братской могиле неподалеку от города Орджоникидзе, где родилась моя мама.

Танцор Сергей Костецкий: «Моя бабушка спасла все село»

- Когда немцы вошли в Украину, моей бабушке Евдокии Васильевне Грабар исполнилось всего 15 лет. Оккупировав село, где она жила, фашисты поняли, что в ближайших лесах есть партизаны и кто-то из жителей деревни печет для них хлеб. Засады, облавы никаких результатов не давали. Тогда они собрали всех людей и повели их к сельсовету, чтобы запереть в здании и сжечь. В последний путь бабушка Евдокия шла с младшим братом, а на руках несла 3-летнего соседского мальчика.

Увидев молодую девушку с детьми, какой-то сердобольный немец спросил: «Это ваши дети?» Бабушка ответила не задумываясь: «Мои!» И фашист отпустил ее домой.

Когда она зашла во двор, то увидела, что на груше оккупанты повесили соседку. От отчаяния бабушка зарыдала, но потом решила бежать к партизанам.

Уже через час она им рассказала о страшной беде. И партизаны решили взять фашистов хитростью. Понимая, что силы для боя неравны, они переодели в немцев тех, кто хорошо владел немецким языком, и отправили в село с «посланием от штаба» об отмене казни. Вот так моя бабушка спасла все село! 

В следующем номере «толстушки» читайте  о дедах-героях наших политиков.