16 ноября
Загрузить еще

Краснодарский бизнесмен объявил себя князем антарктидским

Краснодарский бизнесмен объявил себя князем антарктидским
Фото: Князь Харчук, сделавший состояние на разведении шиншилл, смело смотрит в светлое будущее ничейного материка.

В Антарктиде, в границе четырехугольника между 90-м градусом долготы, 80-м градусом широты, чуть левее Российской научной станции «Мир», неожиданным киндер-сюрпризом для мирового сообщества образовалось новое независимое государство - «Княжество кладоискателя Харчука». Оно живет своей жизнью: печатает деньги и ордена, поет гимны и собирает кабинет министров. Его пока никто не признал, но наш дальновидный корреспондент поспешил установить дружеские отношения с новой державой. И отправился с неофициальным визитом лично к главе непризнанного государства князю Харчуку, в станицу Ленинградскую Краснодарского края.

Земля чистоты, дисциплины и книг

Станица Ленинградская покорила меня своей рукотворной чистотой и уютом. Аккуратные аллеи, ухоженные памятники: Семен Буденный, Алексей Толстой, Неизвестный солдат, Ленин В. И. (две штуки).

В книжном магазине со стены меня предупреждает плакатная селянка: «Если ты читать не будешь - скоро грамоту забудешь!» Напуганный такой перспективой, спешу к прилавкам. На полках - стандартный набор книг: Пушкин, Донцова, Маринина, Гете, Джойс, Харчук... Харчук? Не тот ли это князь Харчук? Читаю названия книг: «Иппотерапия и коневодство: лошади и пони», «Голуби от А до Я». «Мед и продукты пчеловодства», «Справочник кладоискателя», «Озарение. История пробужденного», «Оборудование шиншилловой фермы».


- Жизнь у пингвина и так нелегка! Нам не хватало еще Харчука!

В России до Харчука мало было писателей-князей. В основном  графья баловались сочинительством (отсюда - графоманство?). В книге с незамысловатым названием «Как стать князем» подробно  - технология обретения княжеского титула. В философском труде «Озарение» прочитал неожиданное откровение коневода, голубевода, пчеловода, кладоискателя Харчука: «В жизни - сокровенный ключ бытия». Это переворот в философии. От такой эзотерической глубины у меня подкосились ноги. Я захотел хотя бы увидеть этого человечища.

Мнение света

- Князь Харчук? - иронично усмехнулась зам. главы станицы Ленинградская Надежда Николаевна Левченкова. - Для нас он никакой не князь, а просто гражданин Харчук. Шумный очень. Говорить о нем не хочу!

- Да что там князь. Я сам - граф! - признался нам Виктор Тер, зав. отделом местной газеты «Степные зори», в очках с надтреснутым стеклом похожий на Мюллера. - Харчук меня графом сделал. Я у него в правительстве министром пропаганды назначен. Не смотрите на мои очки. Я сегодня упал…

- Велика ли зарплата министра? - оглядываю я неброский наряд собеседника, чтущего явно местные бренды.

- Да нисколько не платит! - смеется министр. - Кричит много, руками машет. Он раньше зеков охранял в тюрьме, оттуда эти негалантные манеры. Он книгу мою издал про клады и землей наделил. В Антарктиде где-то...

-  А вообще-то Харчук ненормальный. У него травма головы была, ушиб мозга, - встревает в разговор незнакомый мужчина в клетчатой рубашке. - Но без таких было бы скучно. Он ведь свои книги дарит, а не продает. Издает газету за свой счет. «Пчеловодство в родовой усадьбе». Бесплатно распространяет. Бескорыстная душа...

- Бескорыстная? - возмущенно восклицает другой мужчина, с кислым лицом. - У него же фермы шиншилловые миллионы приносят. А у въезда в Краснодар огромный щит стоит с его физиономией. Представляешь, сколько стоит такая реклама?

- Это что! В прошлом году он свою кандидатуру выставлял на пост президента России! - добавляет унылый.

- Он на любые выборы свою кандидатуру выдвигает! - смеется Татьяна Алексеевна - ответственный секретарь газеты. - А когда выходит в финал, перед последним голосованием  снимает! Я говорю: зачем? А он: «А вдруг выберут? Лишние заботы. Мне бы засветиться!»

- Но он не опасен? - спросил я на всякий случай.

- Кто же его знает, - хором ответили сельчане.

Явление князя народу

Калитка в просторный двор не на запоре. В скромно обставленной конторе - стол (2 шт.), диван (1 шт.), на полках книги Харчука (много). Молодой человек в спортивном костюме заваривает чай.

- Простите, а вы случайно не министр? - предположил я смело.

- Да. Я министр внешней рекламы, - совершенно серьезно отвечает парень. - Щиты рекламные вывешиваю, иногда по ремонту что-нибудь делаю.

Я в последние два дня так часто общаюсь с министрами, что начинаю уже слегка беспокоиться за свой рассудок.

Через двор энергичным шагом решительно, как на продразверстку, идет седой человек с короткой стрижкой, в кожаном реглане. Ему явно не хватает маузера.

- Харчук! Князь Харчук! Сейчас министры мои соберутся! - громко, будто стараясь перекричать шум водопада, провозглашает он с порога, неистово встряхнув мою руку.

Зачем вам чужая земля?

- Давно вы в князьях пребывать изволите? - первым делом интересуюсь я.

- С 2002 года. У меня, как сейчас помню, день рождения был. И я задумался: надо что-то делать грандиозное. А что может быть грандиознее создания нового государства? Израиль в 1947 году же взял и объявил о создании страны. Я посмотрел на Антарктиду, выбрал место и объявил о создании княжества. Это же ничья земля! В 2009 году истекает срок конвенции по Антарктиде. И согласно международному праву мои территориальные притязания на княжество в Антарктиде будут рассматриваться наравне с другими!


Один сундук по курсу, установленному в княжестве Харчука, равен 6 евро. Ну так он повелел.

Надо отметить, что внешне Харчук напоминает продюсера Айзеншписа, дерзостью своих суждений - депутата Жириновского, а малороссийской манерой изложения - Верку Сердючку.

- А родители ваши тоже из князей?

- Нет! Родители мои простые рабочие люди. 

- Так я тоже могу стать князем? - спрашиваю я в волнении.

- Легко! - удивился моему вопросу Харчук. - Пишите декларацию, публикуйте ее, и все - вы князь!

- А документы официальные? - ошеломленный, спрашиваю я.

- Декларация - вот главный документ. Вспомните Израиль. Сначала была декларация! На основании ее вы уже ведете дальнейшие переговоры. А дальше вас сами начнут признавать! Вот читайте - избирательный бюллетень 2004 года. Написано: «Харчук Юрий Иванович. Независимый кандидат. С 14 марта 2002 года - глава нового суверенного государственного образования - Княжества русского кладоискательства Юрия Харчука»! Это написано в официальном бюллетене! То есть меня на районном политическом уровне уже признали.

Я задумываюсь.

- Травма не беспокоит?

- Какая травма? - удивляется Харчук.

- Ушиб мозга, - уточняю я.

- Это все завистники! - машет он рукой. - Не было никакой травмы!

- Вот тут у вас в избирательном бюллетене написано, - не унимаюсь я, - источников дохода нет, и имущества в личной собственности нет. Вы, что же, нищий князь?

Юрий Иванович смущенно смеется.

- У меня все нормально: и фермы есть, и земля, и газеты...

- А не тяжко в таких объемах писать? Вы плодовитее самой Донцовой! - восторгаюсь я.

- Ерунда! - перебил меня Харчук. - Знаешь, один мудрый еврей из Одессы как-то мне сказал: «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь, а если сто зайцев будешь ловить, то один или два обязательно будут у тебя!» Вот я так и раскидал: про голубей, шиншилл, про пчел, государство образовал... Где-нибудь да проклюнется. Книга «Как стать князем» лежала на полках три года, а сейчас ее раскупили. 10 тысяч! И государство мое уже стали потихоньку признавать. Я уже с чилийцами веду переговоры.

- Так-так, - заинтересовался я, - отсюда поподробнее.

- Это коммерческая тайна! - насупился Харчук и на минуту ушел в себя.

Пингвин - это не только ценный мех...

- Я всегда ощущаю противодействие властей, - огорченно вздыхает Харчук. - Они завидуют мне, потому что я из простых людей, даже SMS не умею посылать, а стал князем без блата и поддержки. Вот мы заказали карту нашего княжества! Как только я сдал в типографию заказ, сразу звонок из ФСБ: «Запретить!» Так я в Париже эту карту отпечатаю! - Харчук, как Чапаев, склоняется над картой, и, тыча перстом в желтый прямоугольник, торжественно провозглашает: - Вот оно, мое княжество Харчука!

На карте слева, километрах в пятистах от столицы со скромным, непритязательным названием Харчук Град обозначена ферма пингвинов. Ну не может князь жить без ферм! Обращаюсь к сидящему рядом мужчине.

- А вы, извиняюсь, министр чего?

- Я министр... - Он оживляется и мучительно щелкает пальцами. - Юрий Иванович! Как правильно я называюсь?

- Министр идеологии, менеджмента и маркетинга, - говорит в его сторону князь.

- Пингвинов собираетесь разводить? - спрашиваю я министра. 

- А чего их разводить? Мы их будем только использовать - пух и подкожный жир. Он же лечебный! У нас человек уже занимается этим вопросом.

- Меня настораживают некоторые статьи вашей конституции: «...Вся собственность княжества принадлежит князю Юрию Харчуку. Земля и другие природные ресурсы не могут находиться в частной и иных формах собственности». Не кажется ли вам, что это сползание к авторитаризму? Или вот: «Вся власть в княжестве русского кладоискателя Юрия Харчука принадлежит кладоискателям, полномочия которых переданы князю кладоискателей Юрию Харчуку...» Это же тоталитаризм чистой воды! -  укоряю я Харчука.

- Зато будет порядок! - жестко парирует  князь Юрий свет Иванович.

Награда нашла героя

Испив чаю с тортом, обогащенный тяжелым пакетом с дарованным мне полным теоретическим наследием князя, я уже собрался отбыть на автовокзал, как вдруг Харчука посетило озарение.

- Знаете что? - горячо воскликнул он. - Я, пожалуй, награжу вас орденом рыцаря княжества Харчука.

Он сорвался с места и исчез словно призрак.

- Домой побежал, - с уважением проводил взглядом астральное тело Харчука министр спорта. - Он ведь здесь не живет. Это здание мы у него арендуем под информационную службу. А так у него дом на окраине. Большой. Там у него основная ферма шиншилл. Здесь только те, что на продажу.

Через десять минут возвратился запыхавшийся князь со скромным наградным квадратиком бумажки в руке.

- Вот! - торжествующе сказал он, протягивая мне бланк свидетельства о награждении орденом и присвоении мне звания рыцаря с печатью княжества. - Теперь вы действительный кавалер ордена Харчука. 

- А где же сам орден? - встревожился я.

- Кончились! Вышлю, когда наштампую новые. А к вам у меня предложение... - Он мягко взял меня под локоток и увел подальше от министров. - Вам ведь скоро на пенсию? Так? Неизвестно, чем будете заниматься, пока силы совсем не покинут вас. А у меня будете редактором журнала «Антарктида». Хотите, другое название придумайте. Журнал будет нарасхват! Я это чувствую! И спонсоров уже нашел! Сейчас под мое имя многие охотно деньги дают! А первый номер мы уже можем хоть завтра выпустить: я двух шиншилл продам - вот и деньги!

Под легким давлением неопровержимых аргументов князя я согласился.

Позже в книге «Как стать князем» я просмотрел список награжденных орденами «Рыцарь княжества русского кладоискателя Юрия Харчука», среди которых казачьи атаманы, редакторы и корреспонденты газет, депутаты Государственной Думы и даже президент Республики Южная Осетия Эдуард Кокойты! А теперь вот и я!

Предложение князя завершить жалкий остаток моих дней в Антарктиде меня приятно ошеломило. Пингвины, оклад, гонорары плюс антарктидные - что нужно еще одинокому рыцарю нового княжества, чтобы встретить спокойную старость! Да только вот за державу обидно. Некий провинциальный шиншиллофил радеет за свой кусок Антарктиды, деньги печатает и должности раздает, а великая Россия, первооткрыватель этого богатейшего материка, дремлет и вполне может остаться без законной доли.


Тот самый, настоящий (неподдельный) указ о награждении орденом рыцаря Александра Мешкова. (Сам орден выслан по почте.)

СКЕПТИЧЕСКАЯ СПРАВКА «КП»

ПИНГВИНЫ (Spheniscidae). Рост самых мелких пингвинов - 40 сантиметров, вес - 2 килограмма. Самых крупных - 1 метр, 15 - 45 килограммов.�Живут пингвины 7 - 20 лет. Одежда этой птицы для подушки и перины непригодна: пуховых перьев нет, лишь крохотные пушинки снизу на стержне пера. Мясо пингвина настолько невкусно, что его не едят даже неприхотливые свиньи. Зато яйца в иных местах (в ЮАР, например) считаются деликатесом. Ныне на Земле обитают 15 - 18 видов пингвинов.

МЕЖДУ ПРОЧИМ

Открыли Антарктиду русские мореплаватели Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев. В соответствии с Конвенцией об Антарктиде, подписанной 28 государствами в 1959 году, вступившей в силу в 1961 году, Антарктида не принадлежит ни одному государству. Тем не менее территориальные претензии присутствуют. Огромные земли объявили своими Великобритания, Норвегия, Австралия, Чили, Аргентина и др. США и Россия в принципе могут тоже заявить свои претензии, но пока что не делают этого. В Антарктиде обнаружены залежи каменного угля (больше, чем на всех остальных континентах вместе взятых), железных, медных руд, свинец, олово, графит, запасы алмазов, кобальта и никеля, серебра, цинка и ванадия. Кроме того, здесь в законсервированном виде хранится более 70 процентов пресной воды, имеющейся на планете.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Павел САЛИН, ведущий эксперт центра политической конъюнктуры России:

- Вряд ли Антарктида будет в ближайшие годы предметом острых политических споров, а тем более территориальных конфликтов. Конвенция будет пролонгирована с поправками, продиктованными новыми условиями. А добыча полезных ископаемых сегодня там нерентабельна. Ну а если кто-то и столбит там участки, так ведь он никому не мешает. Идет же в США полным ходом торговля участками на Луне, но жить там никто пока не собирается.