Загрузить еще

Донецкий горсовет призвал школьников не верить всему, что написано в учебниках

Донецкий горсовет призвал школьников не верить всему, что написано в учебниках
Фото: - Запутали вы меня совсем, дяденьки с тетеньками.

То, что написано в школьных учебниках с 5-го по 11-й класс,  неправдиво и не дает детям объективного представления об истории. Поэтому ученикам настоятельно рекомендуют не верить книжкам, а Министерству образования и науки - исключить из внешнего независимого оценивания спорные вопросы по истории страны. Вот такое неожиданное решение приняли вчера депутаты Донецкого горсовета. 

К делу городские парламентарии подошли обстоятельно. Несколько месяцев группа экспертов перечитывала все эти учебники. В итоге был вынесен вердикт: политические взгляды авторов-составителей слишком влияют на подачу материала. Фактически история переписана, а у детей даже нет возможности прочитать альтернативное мнение о весьма спорных событиях. Более того, по мнению профессиональных историков, нынешние учебники формируют у детей только негативное отношение к российскому государству во все периоды его существования.

Оснований для разноса и впрямь предостаточно. Начиная с того, что Иван Мазепа однозначно признается освободителем, и заканчивая тем, что события оранжевой революции излагаются исключительно с одной точки зрения. Но больше всего авторам учебной литературы досталось за Великую Отечественную войну. За отсутствие в учебниках этого понятия как такового, а также за то, что украинцев представляют как союзников фашистской Германии.

- Эта проблема поднималась уже несколько лет назад и сейчас приобретает масштаб государственной катастрофы. В учебниках за 7-й, 8-й, 10-й и 11-й классы есть масса очень спорных моментов, а некоторые исторические события излагаются крайне односторонне. В частности, образование Киевской Руси, деятельность Богдана Хмельницкого, ОУН-УПА… - сообщает кандидат исторических наук, депутат Донецкого горсовета Татьяна Мармазова.  

Депутаты предлагают в первую очередь «обучать школьников города критическому восприятию информации, содержащейся в учебниках по курсам «История Украины» и «Всемирная история». Затем хотят провести в городе ряд «Уроков исторической правды». А Крыму, Запорожью, Днепропетровску и Луганску намерены предложить активно включиться в разработку общей концепции исторического образования. Правда, об издании альтернативных учебников говорить пока рано - удовольствие все-таки не из дешевых. Поэтому депутаты горсовета намерены ограничиться только методпособием «История Донецкого края». А помимо этого депутаты будут требовать у Минобразования исключить из внешнего независимого оценивания спорные вопросы по истории, а от Верховной Рады - срочно создать экспертную группу, которая прорецензирует все учебники по истории, рекомендованные Минобразования.

Впрочем, обычные донецкие учителя к такому рвению народных избранников относятся нейтрально (во всяком случае, на словах).

- Учебники истории всегда писали под ту политическую силу, которая находится у власти. Нынешние - не исключение. Конечно, многие факты в них далеко не однозначны, зачастую подход однобокий… Да и в вузах нас учили совсем другой истории. Но все могло быть гораздо хуже, - поделился с нами учитель одной из общеобразовательных школ Донецка.

КОМПЕТЕНТНО

Юрий СОЛОВЬЕВ, начальник Управления образования и науки Донецкой облгосадминистрации:

- Я не знаю, на чем основано такое решение горсовета. Это нужно еще подробно изучать, и делать это должны специалисты в данной области. Но если в учебниках действительно есть методологические или практические ошибки, то эту проблему, конечно, нужно понимать. Стоит хорошо думать, что и как писать в учебниках.

МНЕНИЕ

Виктор ШАТАЛОВ, педагог-новатор, народный учитель СССР, заслуженный учитель Украины:

- Украина исказила историю как могла - это ни для кого не секрет. Взять хотя бы учебное пособие Лотоцкого - там ложь на каждом шагу. Чтобы рассорить русских и украинцев. Но я скажу, что эти два народа корнями друг в друга проросли и рассорить их никому не дано.

Если будем стрелять в прошлое из пистолета, то прошлое выстрелит в нас из пушки. Искажая историю, мы как раз и стреляем в прошлое из пистолета.

КСТАТИ

Что не понравилось экспертам

В учебнике для 5-го класса указано, что «… название Русь предшествовало названию Украина для обозначения земли, заселенной украинцами - русичами».  О том, что такое название носили более обширные территории, на которых проживали предки и русских, и белорусов, не сказано.

В учебнике для 11-го класса в параграфах, посвященных событиям 1941-1945 гг., отсутствует понятие «Великая Отечественная война», зато отдельным пунктом изучается «Акт провозглашения восстановления Украинской державы» 30 июня 1941 г., принятый бандеровцами в оккупированном фашистами Львове.

В том же учебнике сообщается, что члены УПА «…всячески старались разжигать в украинском народе ненависть к советскому режиму. Их жертвами в первую очередь становились партийные и советские работники». При этом авторы замалчивают тот факт, что деятели УПА не только разжигали ненависть к советскому режиму, но и физически истребляли партийных и советских работников, а также членов их семей.

Уважаемые читатели! А что вы думаете по этому поводу? Звоните нам сегодня, 24 сентября, с 11 до 12 часов по телефону (044) 205-43-66.

Полностью текст смотрите здесь>>