Отстаивать интересы «достояния республики» отправились первые лица страны. Правда, обещанного совместного полета премьера и президента над Старым Светом не получилось. Юлия Владимировна, как истинная украинка, «підманула-підвела» и отправилась в Брюссель накануне ночью к большому недовольству гаранта и разочарованию западной прессы. С собой в самолет Тимошенко взяла и.о. главы «Нафтогаза» Игоря Диденко и министра энергетики Юрия Продана. Оба выступили на конференции.
А что же президент? По мнению экспертов, его роль в мероприятии изначально вызывала недоумение. Ведь экономика - прерогатива премьера. Но, видимо, желание вернуться домой «со щитом» оказалось сильнее. Да и лишиться общения с высокопоставленными западными чиновниками Виктор Андреевич не захотел. Тем более что в Брюсселе собралось около 200 представителей политики высокого уровня, в том числе из США, Канады, Японии и РФ.
Кстати, российская делегация покинула конференцию, громко хлопнув дверью, сразу после подписания итогового документа Украина - ЕС. Еврокомиссару даже пришлось публично уверять, что последний ни в коем случае не направлен против нашего северного соседа. Однако представители РФ с самого начала высказывали недовольство по поводу декларации и требовали своего участия в ее подготовке от лица страны - поставщика голубого топлива. Да и выдвинутый ими аргумент выглядел весомо. Россияне настаивали: сумма, необходимая для модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС), должна быть в десять раз больше, нежели обсуждаемая на конференции. Говорилось же о 2,5 миллиарда евро. Эту сумму озвучил и наш президент.
Тем временем Ющенко и Тимошенко заманивали выгодностью сотрудничества. Мол, вкладывать деньги в нашу страну экономически выгоднее, чем создавать другие проекты (речь шла о российских Северном и Южном потоках, а также совместном плане ЕС и США по транспортировке каспийской нефти - «Набуко»).
Выслушав такие аргументы, европейцы потребовали гарантий. В итоговом документе зафиксировано: Украина обязуется создать прозрачный газовый рынок, открыв его для инвесторов. При этом реформирование данного сектора должно завершиться до конца 2011 года.
Зато о кредите в тексте - ни слова! Хотя наша сторона, если верить источникам «КП», рассчитывала, что в документе будут четко прописаны принципы предоставления финансовой помощи на обустройство отечественной ГТС. Однако европейцы предложили для начала не спеша определить необходимый уровень материальных вливаний. Займется этим специально созданная при «Нафтогазе» координационная группа. Об этом в Брюсселе сказал Ющенко. По его словам, в группу войдут представители ведущих банков мира.
КОМПЕТЕНТНО
Константин БОРОДИН, руководитель Центра энергетических исследований: «Было заранее понятно: денег не дадут»
- Не произошло ничего неожиданного. Было заранее понятно: денег не дадут, во всяком случае в этот день. Первая причина, наиболее объективная, - финансовый кризис, в том числе и в Евросоюзе. Никто не готов тратить сегодня деньги не на свои нужды.
Вторая причина - отсутствие единоначалия в нашей стране. Европейцам не вполне понятно, с кем иметь дело. Также неясно, кто должен кредитовать. Ведь изначально, когда об этом говорили (а первым об этом упомянул нынешний министр топлива и энергетики Юрий Продан), речь шла о донорской конференции, которая безвозмездно предоставит нам 2,5 миллиарда евро, что, с моей точки зрения, является позорным, поскольку ГТС работает, несмотря ни на что, прибыльно.
Со временем украинская власть, поняв, что просто так эту сумму никто не выделит, перешла к теме кредитования. Однако каждый, кто знаком с процедурой получения займа, например, в ЕБРР, осведомлен: подготовка проекта занимает минимум полгода и предусматривает полную прозрачность получателя, к примеру, «Укртрансгаза», чем он, к сожалению, в последнее время похвалиться не может. Из-за всего этого встреча и превратилась в очередную «говорильню».