Загрузить еще

Янукович и Медведев построят мост через Керченский пролив

Янукович и Медведев построят мост через Керченский пролив
Фото: Идея Януковича понравилась российскому президенту - в мае главы государств обсудят ее детали.

КРАТЧАЙШИЙ ПУТЬ НА КАВКАЗ

В четверг новый президент Украины побывал в Крыму. Там он рассказал о своем плане: соединить порт Крым в районе Керчи и порт Кавказ в Краснодарском крае надземной транспортной эстакадой, по которой смогут ходить поезда и автомобили.

- Я думаю, что Россия сейчас очень заинтересована в строительстве этого моста в связи с проведением Олимпиады Сочи-2014, - сказал Янукович. - Надеюсь, мы с президентом Медведевым 17-18 мая во время его официального визита в Украину примем совместное решение по строительству этого моста. Мы его должны построить как можно скорее.

А вчера Виктор Янукович говорил на эту же тему с президентом России Дмитрием Медведевым по телефону. Медведеву идея понравилась, и он высказал пожелание предметно обсудить в мае, о чем сообщила пресс-служба президента Украины.

Путь через Керченский пролив - кратчайший из Европы на Кавказ. Был бы мост, расстояние до олимпийского Сочи сократилось бы на 400 километров! К тому же иметь прямое железнодорожное сообщение с Россией - давняя мечта крымчан. С другой стороны, проект потребует серьезных вливаний - от 1,2 до 4 миллиардов долларов (в зависимости от выбранного проектного варианта). Кстати, окончательного проекта пока что нет. Всерьез о его разработке последний раз спорили в 2007 году (кстати, тогда Виктор Янукович был премьер-министром Украины).

- Как рабочие тогда рассматривали пять вариантов соединения России и Украины. Первый - «Северный»: от мыса Фонарь до косы Чушка. Второй - «Жуковский»: от поселка Жуковка, вблизи нынешнего порта Крым и существующей паромной переправы. Был и «Еникальский» вариант - от мыса Синягино, и вариант с использованием острова Тузла. Рассматривали также создание подземного тоннеля, как под Ла-Маншем, - рассказал «КП» бывший спикер крымского парламента Анатолий Гриценко. - У каждого из проектов свои плюсы и минусы.

ОТКУДА ДЕНЬГИ?

Если говорить о детальных разработках, то сегодня существует только один спроектированный вариант моста через пролив. Его создали в российской фирме «Спецфундаментстрой». Согласно проекту длина мостового полотна составит 4,5 километра, высота - 50 метров над водой. Но это для транспортной эстакады. А для той части моста, которая будет служить для прохода судов по Керчь-Еникальскому каналу, высота над водой должна достигать 68 метров, чтобы под ней могли проходить буровые платформы «Черноморнефтегаза». Добыча топлива и дальше будет вестись как в Черном, так и в Азовском море, и мост не должен стать препятствием для этого...

Где взять деньги? Говорить об этом пока рано, тем более что даже окончательная стоимость сооружения известна с точностью плюс-минус два миллиарда долларов. В 2007 году, когда идея моста обсуждалась в первый раз, делегация из числа членов Совмина Крыма и парламента автономии ездила на переговоры в Краснодарский край. Рассматривали тогда и возможные планы финансирования. Разумеется, можно потратить средства из госбюджетов Украины и России. Или, как вариант, привлечь частных инвесторов, отдав в дальнейшем мост в концессию. Нет сомнения в том, что затраты окупятся в сжатые сроки: магистраль, соединяющая соседние страны, будет оживленной всегда.

А помимо транспортной связи, здесь можно будет проложить водо- и газопроводы, «кинуть» линии электропередач. В Министерстве архитектуры и строительной политики Крыма говорят, что уже разработали три варианта грандиозного строения.

- Важно понимать, что это не мост как таковой, а транспортный переход, - говорит министр Владимир Николов. - То есть это может быть и мост, и подводный тоннель, и дамба. Пока что никаких опор даже не начинали строить, есть только технико-экономическое обоснование. Если два президента таки договорятся, то все придется просчитывать заново. Однако  проект интересный и выгодный для обеих стран: речь идет о транспортном переходе протяженностью 4,5 километра, который позволит осуществлять транзит и перевалку грузов, используя кратчайшее расстояние.

И НЕМНОГО О ТРУДНОСТЯХ

Строительство моста через Керченский пролив для инженеров окажется сложнейшей задачей.

- Морское дно в Керченском проливе представляет собой цепь грязевых вулканов, покрытую слоем ила толщиной 50 метров, который под действием течений «мигрирует». Ил то намывает «острова», то создает промоины. Такая ненадежная почва может стать угрозой для безопасности конструкции, - объясняют в Украинском институте электросварки имени Патона.

Есть и другое препятствие. Стандарты мостостроительства, когда-то одинаковые в двух странах, в настоящее время сильно отличаются. Вероятно, звучит смешно, но именно эта проблема, по негласному мнению экспертов, может оказаться посерьезнее инженерной. Впрочем, здесь все зависит от политической воли, уверенности в том, что мост должен быть. И в этом смысле символично, что новая страница российско-украинских отношений начинается именно с такого проекта - в прямом смысле соединяющего народы.

ТТХ

  • Длина моста - 4,5 км.
  • Ширина - 22 м.
  • Высота - 50 м над уровнем моря.
  • Пассажиропоток - 10 млн в год.
  • У краев - пешеходные тротуары и две полосы по 7,5 м шириной каждая для движения транспорта.
  • В центре, между автомобильными полосами, - одна или две ж/д колеи.
  • Время строительства - около двух лет. Если  возводить конструкцию одновременно с двух сторон, то можно управиться за 14-16 месяцев.

БЫЛО ДЕЛО

«Царь-мост» уже существовал!

В книге «Воины стальных магистралей» (библиографическая редкость!) мы нашли рассказ о первом возведении моста через Керченский пролив. Его решило строить на захваченной территории руководство фашистской Германии.

В 1943 году министр вооружений Альберт Шпеер приступил к его сооружению для передвижения автомобильного и железнодорожного транспорта. Гитлер не сомневался в успехе и хотел перебросить на Кубань войска и технику для похода на Индию. Немцы стали свозить в Керчь металлические конструкции, цемент и прочие строительные материалы. Советская авиация заметила необычную активность на Керченском полуострове, но бомбить склады запретили - Сталин планировал захватить Крым и довести до конца начатое немцами строительство.

В 1944 году советские войска с треском вышибли фашистов из Крыма, и на берегах Керченского пролива закипела работа. Мост длиною 4,5 километра был построен за 6,5 месяца. В ноябре 1944 года его приняли во временную эксплуатацию.

Правда, судьба этого сооружения оказалась короткой. Поскольку мост не имел ледорезов, северо-восточным ветром из Азова в пролив нагнало лед, который 18 февраля 1945 года разрушил 32 опоры. К 20 февраля были повреждены 42 опоры. Сохранились 73 опоры, эстакада и земляная дамба. Остатки опор мешали судовому движению многие годы. Кстати, за пару дней до катастрофы по мосту проехал личный поезд Клима Ворошилова (он возвращался с Ялтинской конференции).

После окончания войны мост обследовала специальная комиссия, которая приняла решение о проектировании капитального высокого моста стоимостью около двух миллиардов рублей. Представляя Сталину проект, заместитель наркома путей сообщения И. Гоциридзе заметил: «Товарищ Сталин, это будет царь-мост». Иосиф Виссарионович, подумав, ответил: «Товарищ Гоциридзе, мы царя свергли в 1917 году».

И вместо моста была построена паромная переправа, которая действует до сих пор.  

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ

«Мы можем управиться за пару лет»

Несколько лет назад разработать проект моста поручили российской компании «Спецфундаментстрой». Мы поинтересовались у специалистов этой организации, взялись бы они за этот объект сейчас.

- Безусловно, ведь этот мост - крайне важен, - уверен заместитель директора по проектным работам Михаил Арутюнов. - Правда, пока за новой разработкой проекта к нам никто не обращался. Но если что - мы готовы! Наверняка  выглядеть конструкция будет уже по-другому, не так, как должна была в 2007 году, да и денег на ее возведение уйдет больше. Три года назад нам дали задание - рассчитать стоимость строительства по минимуму. У нас вышло около $480 млн. Янукович оценивал конструкции в сумму до $1,5 млрд. Теперь же, думаю, все будет по-другому, и экономить не будут.

- Но и усовершенствованный проект можно будет построить всего за пару лет, сложностей быть не должно, - добавляет первый заместитель гендиректора ООО «Спецфундаментстрой» Юрий Михальский.