Деревенский мальчишка, появившийся на свет в 41-м, сорок трудном, как сказал поэт, самом черном военном году не мог иметь личного опыта, которым обладали другие актеры-современники, возрастом постарше, вдобавок прошедшие по фронтовым дорогам. Да и в мирное время в армии Олялину послужить не довелось. Но среди огромного количества лент о Великой Отечественной, которые снимали в СССР, впереди полков киношных героев вспоминаешь, прежде всего, только его – парня с яростным, светлым взглядом. Неукротимого как возмездие. Командира роты Цветаева из фильма-эпопеи «Освобождение».
|
В семидесятых «Освобождение» стало прорывом к правде. Именно так, без пропагандистских прикрас, без пафоса чувствовали минувшую войну настоящие ветераны. Он выразил их суть. Они поверили. Кино продолжило жизнь. Стало ее частью и историей. «Милый, родной мой, ведь я там, на Курской дуге, был вместе с тобой!» Этими признаниями старых солдат актер дорожил, как боевыми орденами…
Дальше Николай Олялин «пошел на повышение» по службе – сыграл майора Топоркова в в многосерийном фильме «Обратной дороги нет».
Его популярность оборвалась вместе с кончиной СССР. Независимая Украина не очень-то нуждалась в герое объединяющего масштаба? К тому же в дешевом «мыле» он сниматься не хотел. Гордым был. Да и сердце, надорванное жизнью и работой, подводило…
Николай Олялин немного не дожил до весны. До мая. До юбилея нашей общей Великой Победы.