Межгосударственный авиационный комитет объявил о завершении расследования причин катастрофы самолета Ту-154 президента Качиньского.
В трагедии виноват сам экипаж, который не учитывал неблагоприятные метеоусловия и отказался направить лайнер на запасной аэродром.
В ходе полета экипаж неоднократно получал информацию о несоответствии метеоусловий. Несмотря на это, экипаж не принял решение улететь на запасной аэродром. Сам лайнер был в исправном состоянии.
"Самолет перед вылетом из Варшавы был исправен, отказов самолета, двигателей и его систем в полете не было. Пожара, взрыва и разрушений самолета в воздухе до столкновения с препятствиями не было", - заявила председатель МАК Татьяна Анодина.
Экипаж принимал решения самостоятельно. Диспетчер разрешил пробный заход на посадку со второго круга на высоте только до 100 метров. Согласно аэронавигационных правил РФ, такое требование допустимо, если командир иностранного судна берет на себя ответственность и самостоятельно принимает решение о посадке.
"Экипаж запросил так называемый пробный заход при фактических метеоусловиях, (которые были) значительно хуже установленных минимумов для производства посадки как для экипажа, так и для аэродрома, так и для самолета", - рассказала председатель МАК Татьяна Анодина.
Перед 4-м разворотом экипаж ЯК-40 предупредил летчиков Ту-154, что видимость только 400 метров при разрешенных 1000. Но лайнер продолжал снижаться с вертикальной скоростью около 8,5 м/с, что в 2 раза выше нормы.
По словам председателя МАК Татьяны Анодиной, экипаж заходил на посадку с использованием автопилота.
Разрешение на посадку руководителем полета не выдавалось.
При этом, как выявили летные эксперты и психологи, в кабине самолета помимо экипажа присутствовали Главнокомандующий ВВС Польши и директор протокола, присутствие которых оказало психологическое давление на экипаж и его решение о посадке лайнера.
Медики обнаружили в крови Главнокомандующего ВВС Польши содержание спирта в 0,6 промилле.
Боясь реакции «главного пассажира», летчики приняли решение садиться при любых, даже опасных условиях. Тем более, когда главком произнес: «Я не знаю, но если мы тут не сядем, он будет ко мне приставать».
Также комиссия по расследованию причин катастрофы установила – экипаж Ту-154 не получил перед вылетом точных данных о погоде, которая была ниже минимума для лайнера Качиньского.
Кроме того, сообщается, что летчики Ту-154, разбившегося под Смоленском, пытались посадить самолет в режиме, который не был предусмотрен руководством по летной эксплуатации воздушных судов подобного типа.
«Заход на посадку осуществлялся экипажем с использованием автопилота в продольных и боковых каналах, а также автомата тяги. Хочу подчеркнуть, что данный тип захода при отсутствии на земле инструментальной системы посадки руководством по летной эксплуатации самолета Ту-154 не предусмотрен», - сообщила на пресс-конференции председатель МАК Татьяна Анодина.
При этом, сообщает МАК, уход на запасной аэродром мог спасти лайнер польского президента. "Если принимать во внимание все аспекты по подготовке к настоящему полету, то, в принципе, катастрофу можно было предотвратить еще до вылета. Что касается по сути, то, имея своевременно всю необходимую информацию о метеоусловиях от диспетчера Минска, от диспетчеров Смоленска, а также от польского экипажа Як-40, грамотным решением, единственным грамотным решением было бы принять решение об уходе на запасной аэродром", - сказал глава технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета Алексей Морозов.
В итоговом отчете по результатам расследования Межгосударственный авиационный комитет учел замечания польской стороны. Напомним, в среду документ был передан польской стороне.
По словам председателя МАК Татьяны Анодиной, к очень многим страницам были сделаны поправки и уточнения - это порядка 25 замечаний.
В ближайщее время текст отчета по результатам расследования причин авиакатастрофы самолета польского президента Леха Качиньского будет опубликован.
Напомним, самолет польского президента разбился под Смоленском 10 апреля прошлого года. Погибли все, кто находился на борту - 96 человек, среди них президент, его супруга и ряд членов правительства. Они направлялись в Катынь, чтобы принять участие в траурных мероприятниях.