Загрузить еще

Автор "БожеВільных" обвинила команду фильма в изменении ее сценария, под который Госкино выделили средства

Автор
Фото: instagram.com/diagnosis.dissent.movie

Одесская писательница, киносценаристка Оксана Присяжнюк, известная под псевдонимом Ксения Заставская обвинила команду фильма "БожеВільні" в изменении ее сценария, под который Госкино выделили средства. В интервью изданию "Одесса News" писательница рассказала, что ее сценарий фильма с рабочим названием "Межа забуття" подали на питчинг Госкино еще в 2019 году и это был один из тех проектов, на которые выделили средства.

Заставская утверждает, что во время производства картины режиссеру Денису Тарасову было непонятно, как снимать историю героя, которому за 55 и он просил внести правки в сценарий. Для этого команда наняла нового человека, после чего, как рассказывает писательница, Тарасов заявлял, что сценарий полностью переписан и автором является уже другой человек.

- Денис Тарасов повсюду говорит разное. Так, на показе в Италии, он утверждал, что я давно вынашивала идею написания сценария и поделилась с Колюбаевым и Босаком, что хочу написать такую историю. Они обратились к режиссеру, а потом - внимание! Наняли другого сценариста. Это прозвучало следующим образом: «одна сценаристка принесла идею, которая им понравилась, и они, в знак благодарности, наняли другого сценариста». Мои знакомые были на том показе и сделали запись. Поэтому я фактически цитирую слова режиссера.

В Варшаве режиссер сказал уже другое: вроде бы, я «написала идею на две страницы, а не сценарий». Знакомые поляки были шокированы таким заявлением и ничего не поняли.

В Украине из его уст звучит уже другая версия: не идея была мною написана, а сценарий. И они (вероятно создатели фильма Колюбаев, Босак и Тарасов) "наняли" другого сценариста для исправления, потому что главному герою в моем сценарии было 55 лет, а режиссер хотел, чтобы ему было меньше лет. Со слов режиссера получается, что "начали менять возраст, из-за чего полностью изменили сценарий". Но! Это запрещено законом. Нельзя брать государственные средства на один проект и подкладывать другой. И это четко прописано в правилах Госкино, - уточнила писательница.

По словам Оксаны, так в команде появился Александр Гласенко, которого пригласили в качестве скрипт-доктора (человек, которого нанимают для работы над сценарием фильма, сериала или пьесы, чтобы переписать или улучшить определенные его аспекты, но не претендуют на авторство - Ред.), однако только через год после съемок Заставская узнала, что он серьезно вмешался в сценарий. О том, что проект начали и закончили снимать, писательница узнала из соцсетей.

- Я об этом молчала долгое время и сейчас не рассказала бы, если бы Тарасов не утверждал, что я "уже не автор". То есть, из-за того, что скрипт-доктор переписал то, о чем его попросили, а режиссер через призму своего видения интерпретировал сценарий, уже отбирает у меня авторство? - поделилась сценаристка.

После окончания съемок Заставская увидела в соцсетях фото тарелки с именами творческой группы, где Гласенко был указан, как второй автор, а через некоторое время на нее якобы начали оказывали давление с требованием дать разрешение на внесение имени скрипт-доктора в титры в качестве второго автора. В тот период писательница серьезно заболела и перенесла две операции, поэтому в тяжелом состоянии дала право соавторства.

- Конечно, это давление на меня вызвало ухудшение моего состояния здоровья. Тогда уже врач, с которой я поделилась происходящим, посоветовала дать то самое разрешение, чтобы не случилось рецидива болезни из-за постоянной нервотрепки. Разрешение на внесение изменений в сценарий вторым автором, что дало ему право соавторства, было подписано через три года после окончания съемок и датировано 2024 годом.

Если вы думаете, что это как-то повлияло на улучшение ситуации и меня поблагодарили, то ошибаетесь. Никакой благодарности и извинений от "соавтора" не было. Режиссер воспринял это как победу. Победу? Ну да, он победил женщину, которая болеет. И это, как я заметила, придало новых сил и воодушевления и режиссеру, и его другу. Теперь режиссер во время каждого показа и во всех своих интервью представляет нового и единственного автора сценария. "Соавтор" в свою очередь очень осторожно пишет, что я автор идеи со странными намеками, наверное, на свое авторство (мне друзья сделали скриншот и прислали со словами возмущения). Я даже не знаю, как прокомментировать моральные ценности и поступки этих людей. Но точно знаю, что существует закон бумеранга. - подчеркнула писательница.

Заставкая также считает, подобное отношение к авторам становится в Украине нормой. Она привела в пример коллегу Ирен Роздобудько, а также Наталью Гурницкую, которая готовит иск в суд против СТБ из-за незаконных съемок продолжения многосерийного фильма "Кава з кардамоном".