Загрузить еще

"Убийцы цветочной луны": мощно, красиво – но чертовски затянуто

Фото: кадр из фильма

«Убийцы цветочной луны» режиссера Мартина Скорсезе называли одним из самых ожидаемых фильмов года и самой громкой премьерой октября, а некоторые, даже еще до выхода картины на экраны, уже окрестили его «новой американской классикой». KP.UA разбирается, действительно ли перед нами что-то эпохальное и стоит ли картина 3,5-часового сидения в кинотеатре.

Фильм снят по одноименной книге Дэвида Гранна, изданной в 2017 году: расследование многочисленных смертей индейцев племени осейджи в Оклахоме в 1920-х годах, которое проводили агенты будущего ФБР. Вполне ожидаемо, что убийцами оказались местные белые политики, бизнесмены, соседи и даже близкие, а мотив еще проще - деньги. Впрочем, книга Гранна была несколько больше, чем детективным романом: попыткой на примере одного городка показать американскую систему того времени – безжалостную и расистскую историю белой экспансии.

Скорсезе сделал акцент на людях – персонажах книги. И действительно, если у тебя в главных ролях Леонардо ДиКаприо и Роберт Де Ниро, не сосредоточиться на их игре было бы пустой тратой времени и денег. Забегая наперед, скажем, что оба показали себя во всей красе масштабного таланта.

О чем фильм

Из псевдохроники в начале фильма мы узнаем, что на землях осейджей была найдена нефть, благодаря чему индейцы несказанно разбогатели, белым же оставалось лишь завистливо наблюдать, какие роскошные машины, дома покупают осейджи, какие бриллианты и шикарную одежду носят их жены.

Разными способами белые пытались «все поделить» – кто-то грабил, кто-то продавал вещи втридорога, кто-то женился на индианках, а некоторые изобретали более вычурные способы.

В это время с фронта Первой мировой приезжает молодой солдат Эрнест Буркхарт (Леонардо ДиКаприо), он находит убежище у своего состоятельного дядюшки Билла Хейла – «зови меня просто Королем, сынок» (Роберт Де Ниро). На первый взгляд, Билл Хейл – достойный человек, большой друг осейджей и местный меценат. Но буквально сразу он предлагает племяннику преступный план: соблазнить богатую индианку Молли (Лили Гладстоун) и жениться на ней, а затем получить права на нефть ее семьи. У Молли сахарный диабет, долго она не протянет, правда, у нее есть мать и сестры, которые тоже стоят на пути к легкой наживе.

Поскольку Эрнест – это все же ДиКаприо, Молли быстро влюбляется и выходит за него замуж. Все вроде бы выглядит прекрасно: красивый дом, счастливая семья, двое детей… Вот только одна за другой начинают умирать загадочной смертью сестры Молли, находят убитыми и других индейцев…

Хроника преступлений Эрнеста и Билла Хейла достаточно предсказуема – подсыпать яд или нанять какую-то белую шваль, чтобы самим не пачкать руки. Вот только Эрнест делает много ошибок – то ли он действительно тупой, то ли потому, что его и так все устраивает: он богат, у него хорошая семья, красивая жена.

Игра Леонардо ДиКаприо заслуживает высочайших похвал. Кадр из фильма

Игра Леонардо ДиКаприо заслуживает высочайших похвал. Кадр из фильма

Актерская игра

Эрнеста ДиКаприо и Хейла "Короля" Де Ниро очень много в кадре. Однако их персонажи хоть и эмоциональные, все же предсказуемы.

Кстати, ДиКаприо сначала должен был сыграть ФБРовца, но узнав, что снимается не детектив, а рассказ о человеческой алчности и жадности, а в центре будут отношения Эрнеста и Молли, решил поменять роль детектива на роль то ли негодяя, то ли порядочного семьянина.

И ДиКаприо чрезвычайно талантливо сыграл этот внутренний раздрай: когда, с одной стороны, тебя устраивает спокойная сытая жизнь, а с другой – ты ужасно боишься своего властного и жестокого дяди, а еще хочется побольше денег; изображать любящего мужа и при этом безразлично наблюдать, как погибают родные твоей жены. А еще – животный страх перед законом.

Все-таки – ну очень много его в кадре. Как и Роберта Де Ниро, который наконец после серии дешевых комедий снова вернулся к большому кино и играет главного злодея: чрезвычайного лицемера (даже со своими близкими), который, пытаясь скрыть свою алчность, безжалостность и пренебрежение к чужой жизни, все глубже погружается в зловещие заговоры.

И это перетягивание на себя одеяла оскароносных мужчин не позволяет увидеть главное: что должна быть история прежде всего о расизме. О том, что белые вообще не считают индейцев людьми. И Мартин Скорсезе, и Леонардо ДиКаприо лично встречались с представителями племени осейджи, изучали их быт, слушали их воспоминания о тех кровавых временах, но вот именно этого акцента, что, по сути, это было истребление коренного народа, – нет. Нет, конечно звучат фразы типа: «Я никого убивать не собираюсь. А, это индейец? Тогда можно» - но этого мало.

В результате у нас и тема любви не раскрыта – за 3,5 часа так и не стало понятно, любил ли Эрнест свою жену или нет, и права коренных народов не слишком защищены.

Продолжая тему актеров: имеем шикарную игру актрис-индианок. Лили Гладстоун в роли Молли Буркхарт – подлинная душа картины. Ей прекрасно удалось передать внутреннее достоинство и силу духа своей героини. Ее Молли не щедра на эмоции, но от нее идет немного отстраненный, сдержанный блеск. Она мудра (может сразу распознать, что Эрнест хочет денег), но одновременно беззащитна в своем желании быть любимой и опираться на близкого человека. Ей присущи умение одновременно прощать и делать решительные безвозвратные шаги.

Интересная игра и не столь опытной актрисы Кары Джейд Майерс (сестра Молли – Анна), которая привносила в каждую сцену ураганный хаос постоянно пьяной героини. А благодаря матери Анны и Молли – Лиззи (Танту Кардинал) мы многое узнаем об магическом реализме племени осейджи.

Любил ли Эрнест Молли или только притворялся? Кадр из фильма

Любил ли Эрнест Молли или только притворялся? Кадр из фильма

Большой размах

Кстати, большое достоинство картины в том, с какой детализацией и уважением Мартин Скорсезе изобразил обычаи племени осейджи: почти всю их жизнь. Обряд прощания с умершими и рождение ребенка, свадьбы, семейные обеды и верования. Свадьба Молли благодаря роскошным праздничным нарядам индейцев – один из самых ярких моментов картины.

Вообще, Скорсезе пытается охватить множество тем (и даже жанров), сюжетных линий (даже второстепенные персонажи должны иметь свою историю) и каждой уделить немало времени. Более того, сцены очень часто повторяют друг друга – например, множество сцен, где Эрнест и «Король» задумывают свои преступления, подробно обсуждая их, а вдогонку – долго и детально будут показывать и само преступление. Этот круговорот очень утомительный. И только через два часа у картины появляется новый срез, когда наконец-то начинается расследование.

Поэтому фильм получился не просто очень длинный, но и довольно неровный, и ему не помешал бы решительный монтажер, который бы выбросил некоторые моменты и сделал историю более сглаженной и целенаправленной.

Если подводить итог, то «Убийцы цветочной луны» – важная по проблематике и красиво снятая история, с прекрасной игрой актеров и невероятной работой художника-постановщика и художника по костюмам. Но если планируете посмотреть ее на большом экране, то надо набраться сил, терпения и, может, больше попкорна?

Роберт Де Ниро и Джесси Племонс. Кадр из фильма

Роберт Де Ниро и Джесси Племонс. Кадр из фильма

Killers of the Flower Moon

Страна: США

Режиссер: Мартин Скорсезе («Ирландец», «Отступники»)

В главных ролях: Леонардо ДиКаприо («Легенда Гью Гласса», «Проклятый остров»), Роберт Де Ниро («Крестный отец 2», «Таксист», «Отступники»), Лили Гладстоун (сериал «Миллиарды»), Джесси Племонс (сериалы "Пуститься берега", "Фарго"), Джон Литгоу (сериал "Корона", "Интерстеллар"), Брендан Фрейзер ("Кит", "Мумия"), Танту Кардинал ("Легенды осени").

Продолжительность: 03:26