27 декабря
Загрузить еще

«Призраки в Венеции»: детектив, который притворяется фильмом ужасов, а оказывается драмой

«Призраки в Венеции»: детектив, который притворяется фильмом ужасов, а оказывается драмой
Фото: постер фильма

В украинских кинотеатрах вышел мистический детектив «Призраки в Венеции» по мотивам романа Агаты Кристи. Это уже третья история об Эркюле Пуаро, которую снял британский кинорежиссер сэр Кеннет Брана, он же сыграл главную роль. Рассказываем, каким получился фильм и кому стоит его посмотреть. Спойлер – любителям красивого.

Любовь к себе – роман, продолжающийся вечность

Первое, что приходит в голову, когда смотришь фильмы режиссера Кеннета Брана, – самовлюбленность. Вот есть режиссеры, которые делают кино, чтобы снимать в нем свою жену или любимую, а Кеннет Брана – себя, любимого.

Будь то 4-часовой шекспировский «Гамлет» (где сам сыграл принца Датского, еще и получил 4 номинации на «Оскар»), или высоко оцененный и зрителями, и критиками «Макбет» (кто же будет Макбетом, как не Кеннет Брана?), или «Белфаст» - очень личная исповедь о детстве, за которую Брана получил, наконец, «Оскар» («Лучший сценарий»).

Ну а вершиной самолюбования стали экранизации романов Агаты Кристи об Эркюле Пуаро.

Во всех трех фильмах – «Убийство в Восточном экспрессе», «Смерть на Ниле» и «Призраки в Венеции» – одна и та же история. Классика от королевы детективов, звездный актерский состав и необыкновенно красивая подача… И все это омрачает собой фигура Пуаро. Да, конечно, главный персонаж он, но Кеннет Брана настолько сильно перетягивает одеяло на себя, что после фильма помнишь в основном крупный план нафиксатуренных усов сыщика.

Рейтинги этих фильмов так себе, на троечку: 6,7 из 10 («Убийство в Восточном экспрессе»), 6,3 («Смерть на Ниле») и 6,7 («Призраки в Венеции») на IMDb.

Но есть одно большое НО. Несмотря на все вышеупомянутое, у этих фильмов огромная армия поклонников (я – среди них). Ибо в каждом – невероятное визуальное наслаждение. Создатели фильма с любовью показывают каждую деталь. Одни только мастерски сшитые костюмы чего стоят! Или серебряные подставки для яиц, без которых Пуаро не представляет завтрак.

Лицо Пуаро крупным планом, чтобы все запомнили его знаменитые усы. Ну и Кеннетта Брана заодно. Кадр из фильма

Лицо Пуаро крупным планом, чтобы все запомнили его знаменитые усы. Ну и Кеннетта Брана заодно. Кадр из фильма

Мы с Агатой Кристи посовещались, и я решил…

А вот с королевой детектива режиссер и сценарист обходятся довольно свободно и не так трепетно, как с реквизитом. Если в первой картине еще соблюдались буквы и дух книги, то дальше пошли в свободное плавание. Неизменный автор сценария - Майкл Грин («Бегущий по лезвию 2049», сериалы «Американские боги» и «Герои»), а соавтором пишут Агату Кристи (как здесь не процитировать: «Гомер, Мильтон и Паниковский! Теплая компания!» ).

«Смерть на Ниле» - далек от оригинала, а о «Призраках в Венеции» вообще нечего говорить. Малоизвестное произведение «Вечеринка на Хеллоуин» перекроили так, что и родная мама (т.е. Агата Кристи) не узнала бы. Другие персонажи, другая локация (из Британии место происшествия перенесли в венецианское палаццо), ну и другая развязка, конечно. Поэтому будет лучше, если мы будем рассматривать «Призраки в Венеции» как самостоятельное произведение, в котором от Кристи только Пуаро и автор детективных романов Ариадна Оливер. Единственное, что не изменилось - подозреваются все.

Персонажей в фильме мало - но для того, чтобы развернулась настоящая драма, этого хватит. Кадр из фильма

Персонажей в фильме мало - но для того, чтобы развернулась настоящая драма, этого хватит. Кадр из фильма

О чем фильм

1947 год. Эркюль Пуаро (Кеннет Брана) решил выйти на пенсию и переехать в Венецию. Живет отшельником, никого не принимает (хотя под дверью постоянно толпятся просители, нуждающиеся в его сыщицком таланте, – даже нанял телохранителя (Рикардо Скармаччио), чтобы избавлял от этих навязчивых людей), ухаживает за маленьким садиком, лакомится шоколадом с чаем на крыше, с которой открывается потрясающий вид на город, демонстрирует прекрасно отшитые и прилегающие костюмы, на которых никогда не бывает пятен или помятостей (постоянно крупным планом безупречно свежий воротничок, булавка для галстука и налакированные кончики лихо закрученных усов).

Покой пенсионера нарушает давняя приятельница, автор детективных романов Ариадна Оливер (Тина Фэй), и предлагает ему на Хэллоуин, в ночь всех святых, самую туманную и жуткую, сходить на спиритический сеанс в старинный венецианский палаццо. Его владелица, бывшая оперная звезда Ровенна Дрейк (Кэлли Райли), в прошлом году при странных обстоятельствах потеряла дочь Алисию и теперь хочет выяснить тайну ее гибели.

Сам палаццо овеян мистикой: в средние века здесь был приют, в котором медсестры и врачи бросили сирот умирать от чумы в одиночестве. И теперь, по легенде, детские души стремятся к мести и кровавым жертвам.

На спиритический сеанс собирается небольшая компания: кроме Пуаро, его телохранителя, Ариадны Оливер и леди Ровенны присутствуют ее знакомый военный хирург Лесли Ферье (Джереми Дорнан) с маленьким, не по возрасту умным сыном Леопольдом (Джуд Хилл), экономка Ольга Семенофф (Камилль Коттен), медиум миссис Рейнольдс (Мишель Йео) с ассистенткой. В последний момент врывается бывший жених Алисии – Максим Жерар (Кайл Аллен).

Этой компании придется провести длинную клаустрофобную и полную мистики ночь в старом доме, где, кажется, действительно бродят души умерших. Будут новые смерти и жуткие непонятные явления. Впрочем, все это лишь фон для Эркюля Пуаро, у которого начинаются видения, а еще, кажется, за время пенсии потерял свой сыщицкий талант. Но Пуаро-Брана не был бы самим собой, если бы не доказывал постоянно, что он лучше всех.

Загадочные очертания Венеции, пасмурная погода, темные воды каналов, таинственные гондольеры – все это хорошо работает на атмосферу ужастика. Кадр из фильма

Загадочные очертания Венеции, пасмурная погода, темные воды каналов, таинственные гондольеры – все это хорошо работает на атмосферу ужастика. Кадр из фильма

Когда любовь пугает больше, чем призрак

В «Призраках в Венеции» Кеннет Брана полностью изменил тональность. Если первые два фильма выглядели как рекламные открытки: много света, громкая музыка, соблазнительные виды и дорогие наряды, роскошные купе или каюты, то в третьем - нас ожидает камерная история в старинном палаццо, давно нуждающемся в ремонте: потрескавшиеся стены и искривленные облупленные лица скульптур, стертые обои, плесень полузатопленные подвалы, ржавые решетки. Кроме того, будут венецианские маски и плащи, надеваемые персонажами для большей таинственности, грозовая ночь, темные воды каналов. Напомню: авторы умеют красиво акцентировать каждую деталь – будь то потрескавшаяся краска на стенах, старая кукла, или старые часы с устрашающими изображениями Адама, Евы и змея, или даже протекающий потолок. И смысл всего этого хорошо поданного хлама – нагнать страху.

Брана пытается создать атмосферу ужастика, хотя, следует признать, недотягивает. Напряжение нарастает, но недостаточно, чтобы нервы порвались. Мистика есть, но не пугает.

В конце концов Брана и Грин выводят нас на обычную человеческую драму, и вот она уже подана гораздо сильнее: здесь и военный ПТСР (как у хирурга, ну и, конечно, и у самого Пуаро – кого же показывать крупным планом, как не его), и истории беженцев от войны, преданная любовь, и фанатичная вера, и материнская любовь, измены и обманы. У каждого из присутствующих есть скелет в шкафу. И разоблачение этих скелетов поражает больше мистики.

Что касается детективной составляющей – то здесь все ружья стреляют в подходящий момент, а все загадки раскрываются именно тогда, когда нужно. Агата Кристи, наверное, одобрила бы.

Бонус: нам покажут Венецию с высоты птичьего полета! Это так прекрасно, что перехватывает дыхание.

В главных ролях: Кеннет Брана («Гарри Поттер и тайная комната», « Оппенгеймер »), Тина Фэй (сериал «Убийства в одном здании»), Кэлли Райли («Шерлок Холмс и игра теней»), Джереми Дорнан («Белфаст»), "50 оттенков серого"), Джуд Хилл ("Белфаст"), Камилль Коттен (сериал "10 процентов", "Дом Гуччи ") Мишель Йео ("Все везде и сразу").

Страна: США

Режиссер: Кеннет Брана

Продолжительность: 01:44