27 декабря
Загрузить еще

Безумие или бремя ответственности: о чем триллер «Стук в дверь»

Безумие или бремя ответственности: о чем триллер «Стук в дверь»
Фото: Кадр из фильма

Апокалиптически-психологический хоррор – так уж окрестили новую работу известного своими мистическими фильмами режиссера Найта Шьямалана критики и предрекают, что «Стук в дверь» побьет кассовые рекорды картины «Аватар: Путь воды».

Фильм снят по мотивам романа Пола Тремблея «Хижина на краю света», который в 2018 году завоевал премию Брэма Стокера – как лучший хоррор. И элементов этого жанра в картине будет достаточно, но она поражает именно моральным давлением. Режиссер все время подталкивает зрителя к тому, чтобы он обязательно поставил себя на место персонажей, или заставляет их подсказывать персонажу, что делать – «стреляй, не тупи!».

Начинается все пасторально и мило. Семилетняя девочка на залитой солнцем лесной лужайке ловит кузнечиков. Она с родителями – папой Эндрю и папой Эриком – приехала на отдых в чудесный, но отдаленный от цивилизации лесной домик. Здесь даже мобильная связь не ловит.

Игры маленькой Вэнь (Кристен Кюи) выглядят идиллически, пока к ней не подходит коренастый мужчина по имени Леннарт (Дэйв Батиста) и не завязывает с ней дружескую беседу. Но потом выясняется, что этот милый гигант здесь с миссией, которая явно угрожает благополучию семьи.

Вооруженные какими-то дикими средневековыми орудиями Леннарт и еще трое его знакомых – две женщины и мужчина – врываются в дом и ставят семейство перед тяжелым выбором.

Бесконечно повторяя, что для них это все тоже невероятно сложно и больно, незнакомцы заявляют семье, что мир ждет апокалипсис, из-за которого погибнет все человечество. И остановить его можно только, если принести в жертву кого-нибудь из семьи. Но есть условие – и выбрать жертву, и убить ее должны сами члены семьи.

Из флешбэков мы узнаем, какие трудности перенесла гей-пара: и преследование, и непонимание со стороны ближайших, и удочерение Вэнь чуть ли не обманным путем – так что эти трое – самые дорогие друг для друга люди. Поэтому не то что ради спасения человечества, о котором заявляет эта четверка сумасшедших, а даже ради спасения своих жизней они не будут делать этот идиотский выбор.

Удивительно, но четверо незнакомцев не собираются ни убивать, ни калечить кого-нибудь из семьи. Они чуть ли не на коленях умоляют их сделать выбор, постоянно подчеркивая, какое бремя и какое мучение это для них самих. Начинается какая-то сумасшедшая, исступленная, кровавая игра, где все время растут ставки, где зрителя бросает от возмущения к сочувствию, где иррациональное может оказаться самым логичным вариантом, где паника нарастает до такого состояния, что трудно дышать.

В этом клаустрофическом психозе намешано многое: это и гомофобия, и религиозный фанатизм, и родительская любовь, и самые страшные внутренние сомнения.

Но в конце концов все происходящее подводит нас к мысли: «Не мы виноваты в случившемся, но мы ответственны за то, как мы поступим в этой ситуации». И чтобы ты ни выбрал – бездействие или какой-нибудь решительный шаг, – тебе придется отвечать за этот выбор и нести бремя ответственности до конца своих дней.

И, как и любой искусно сделанный фильм, «Стук в дверь» оставляет после себя послевкусие. Самое главное начинаешь понимать не во время фильма и даже не после титров – а когда прошло уже достаточно времени, чтобы спокойно осмыслить увиденное. В этом, в конце концов, и состоит искусство Шьямалана, который никогда не идет по проторенному пути и всегда открывает зрителю неожиданные стороны. (Кстати, фанаты режиссера будут довольны его небольшим, но забавным камео в телемагазине).

Перед семьей стоит сложный выбор: кем пожертвовать? А может, жертва и не нужна? Кадр из фильма

Перед семьей стоит сложный выбор: кем пожертвовать? А может, жертва и не нужна? Кадр из фильма

Вдобавок с неожиданной стороны раскрывается актерское мастерство Дэйва Батисты. Мы знаем его как недалекого персонажа из франшизы «Стражи Галактики», но за горой мышц кроется незаурядная глубина, способность передать тончайшие оттенки чувств. И, конечно, нежный и исполненный сострадания персонаж Леннарта на контрасте с внешностью актера – это создает особенно сильный эффект.

Лучше всего известный по роли Рона Уизли Руперт Грин – здесь превращается в настоящего неотесанного трудягу, но за этой грубой личиной тоже что-то кроется.

Стоит отметить и игру Кристен Кюи. Девочка блестяще справилась с психологически сложной ролью, где спасовали бы и взрослые актеры, а вот у малышки не было никакой фальши.

Оригинальное название: Knock At The Cabin

Рейтинг IMDb : 6.0

Страна : США

Режиссер и автор сценария : М. Найт Шьямалан («Шестое чувство», «Таинственный лес», "Сплит")

В ролях : Дэйв Батиста («Стражи Галактики»), Джонатан Грофф («Охотник за умом»), Руперт Грин (все фильмы о Гарри Поттере), Бен Олдридж («Пенниворт»), Никки Амука-Берд («Время»), Эбби Квин («Маленькие женщины»), Кристин Кюи.

Продолжительность : 02:00

Новости по теме: Кино Телевидение