Загрузить еще

Режиссер "Ограбления по-украински" Алина Бухтиярова: Пока мы снимали кино, Григорий Чапкис обучал актеров сальсе

Режиссер
Фото: НЛО TV

В марте на экраны выходит комедия "Ограбление по-украински" режиссера Алины Бухтияровой. Это история детского тренера по плаванию Алекса (Остап Халавко), который влюбляется в звезду (Даша Астафьева). Однажды Алекс так замечтался о Даше, что затопил несколько этажей, в том числе квартиру местного авторитета Валеры (Василий Вирастюк). Теперь Алексу срочно нужны деньги на ремонт, ну и чтобы впечатлить любимую, и он не придумывает ничего лучше, чем ограбить банк.

В беседе с Алиной "КП в Украине" пыталась разобраться, почему наш зритель любит народные комедии, каково это – работать со звездами и о будущем украинского кино.

"Ограбление…" сняли еще три года назад

- Аля, кто придумал сюжет "Ограбления по-украински"?

- Идея снять фильм пришла в голову к сценаристу Андрею Сливке. Он вместе с командой канала НЛО TV написал сценарий, а когда к проекту подключилась я, то мы еще несколько раз его переделывали. В сумме у нас получилось, что есть автор идеи – Андрей и два сценариста – Алина Семерякова и Максим Хомутин.

- Вы сняли фильм еще три года назад, почему же он только сейчас выходит на экраны?

- Получилось так, что мы сначала сняли "Ограбление по-украински", а уже потом "Янтарных копов", которые уже давно вышли на экран. А выпуск "Ограбления…" несколько раз откладывали из-за карантина.

- Спустя столько времени еще помните какие-то смешные моменты?

- Как-то к нам на площадку пришли актеры массовых сцен, которые должны были танцевать сальсу, однако их уровня подготовки оказалось недостаточно. Тогда Григорий Чапкис лично их обучал на площадке, пока мы снимали другие сцены (улыбается). Или… правда, это вообще не смешная история (смеется). Для одной из сцен Даше Астафьевой пришлось купаться в очень холодном бассейне, и вокруг нее было очень много мужчин, которые помогали ей держаться на плаву (смеется).

- Кстати, "Ограбление по-украински" как-то связано с "Янтарными копами"? И там, и там полицейские, криминал.

- Это абсолютно две разные истории. Я не знаю, почему меня тянет на такую тематику, видимо, я притягиваю похожие истории (улыбается). Это два разных фильма, и они отличаются даже жанрами: если "копы" - это такая более "открытая" комедия, то "ограбление" - это больше о романтике.

- А что скажете насчет того, что и в "Копах", и в "Ограблении" Андрей Бурым играет начальника полиции?

- Это никак не связано. И я, и канал НЛО TV, мы очень любим Андрея. Он справляется с этой ролью просто прекрасно. В этом весь секрет.

"Янтарные копы" и "Ограбление по-украински" - две совершенно разные истории. Фото: НЛО TV

"Заслужить доверие народных артистов сложно, но возможно"

- Кроме Андрея Бурыма, в вашем фильме предостаточно и других звезд. Та же Даша Астафьева, Влад Яма, Василий Вирастюк. Однако на главную роль вы пригласили начинающего актера Остапа Халавко. Что побудило вас сделать выбор в его пользу?

- Для меня актер – как чистый лист. Для меня не важна его фильмография. Самое главное – то, насколько точно он подходит персонажу. Вот Остап, я считаю, подошел прям на 100 процентов, поэтому я и захотела, чтобы он сыграл эту роль. И у него все прекрасно получилось. Что касается звезд, то кастинг был на равных условиях для всех: у нас появилась идея пригласить на пробы Дашу и Влада – и они их прошли.

- Насколько сложно заполучить звезду в свою картину? Как обычно проходят их кастинги?

- Пригласить звезду не сложно, нужно суметь зажечь человека идеей (улыбается). Все начинается с того, что собирается команда людей: режиссер, продюсеры и кастинг-директор. Мы обсуждаем, кого хотелось бы попробовать и кто нам нравится. Дальше уже кастинг-директор – с нами в этом проекте работала прекрасная Яна Бернадская с невероятной фильмографией – вызывает актеров. И если им нравится материал, то они приходят, учат несколько сцен и пробуются. Если знаменитости читают материал, и он им "заходит", эта роль интересна, даже если это эпизод, то соглашаются. Ведь эпизодические роли тоже бывают очень крутыми. У нас в фильме, например, в эпизоде сыграла Вера Кобзарь, и она его так "сделала" – просто прекрасно.

- А что скажете насчет профессиональных актеров? Очень часто метры кино "жалуются" на молодых режиссеров, которые заставляют их проходить пробы по несколько раз. У вас в фильме, например, снялся Владимир Горянский, как вам с ним работалось?

- Возможно, где-то так это и есть, но у нас не было вопросов с Владимиром. Мы вместе создавали его персонажа, и не было такого, чтобы он был недоволен количеством дублей, все было максимально комфортно. Да, заслужить доверие народных артистов сложно, но возможно (улыбается). Если они видят, что у тебя в голове есть выстроенная история и ты не просто делаешь дубль, а действительно закладываешь туда какую-то идею, то нет вопросов. Однажды ко мне пришел артист, и он очень удивился количеству задач, которые ему поставила молодая девочка. Он их выполнил, прошел пробы, но не снимался, потому что у него появилась занятость в театре.

- Бывают случаи, когда кого-то могут утвердить без проб?

- Да, на самом деле есть нормальный процент актеров и медийных личностей, которых могут утвердить без проб. И в "Ограблении" есть такой актер, которого утвердили без проб, но это только потому, что я знала все, на что он способен, и понимала, что он идеально подходит на эту роль. Он сам даже сомневался и говорил: "Я не хочу, чтобы кто-то потом узнал, что я был без проб!". Это бывает, но только если ты уверен, что человек способен справиться.

- Актеры заранее знают, с кем будут играть?

- Кастинг начинается с того, что никто не утвержден и всех вызывают на пробы. О том, что они прошли, все узнают примерно в один и тот же момент. Есть, конечно, какие-то проблемные персонажи, на роли которых мы не утверждаем до последнего момента, а есть те, кого сразу утверждают. И когда актеру звонят и говорят, что он утвержден, он тогда уже и сам интересуется, с кем будет играть. Также перед съемками бывают репетиции, встречи, могут быть ансамблевые пробы, все зависит от проекта.

- С кем сложнее работать на площадке: с профессиональным актером или с медийной личностью?

- Все зависит от человека. Я уже работала со звездами. Например, Влад Яма настолько добрый и открытый человек, что с ним было просто суперкомфортно работать. Да и я, в принципе, в начале своего пути взяла такую стратегию: никогда не делаю никому никаких скидок и поблажек! Звезда, не звезда – для всех одинаковые условия, все должны выкладываться. И я считаю, что когда люди видят этот посыл, то они работают на полную.

- А были у вас случаи, когда на съемках вы "не сошлись" с актером?

- Не всегда есть возможность работать с тем, с кем я хочу работать. Такие случаи действительно бывают - когда это обоюдное решение заказчика, режиссера и продюсера. Бывают также случаи, когда просто сложно найти общий язык с человеком, но у меня это пока получается (улыбается). Единственное, что к каждому нужно искать свой подход: кого-то надо всегда хвалить и разговаривать в максимально доброжелательном тоне, а кого-то надо поругать и сказать честно, что он недобрал или переиграл.
Бывают сложные актеры, но если я вижу, что это максимально не мой человек, то лучше не дойти до площадки и не мучиться там вдвоем (улыбается). Была у меня история, когда в первый съемочный день меня жестко "забулила" очень взрослая актриса, но после этого проекта мы больше не встречались.

- А с кем из артистов вы хотели бы поработать?

- На самом деле, у меня большой список актеров, с которыми я хочу поработать. Они приходят ко мне на пробы, и я иногда вижу, что "блин, ему просто нужно дождаться свою историю, и он "выстрелит". Максимально сильно хочу поработать с Виталием Салием, мы с ним знакомы, и он пробовался, но пока не случилось.

"В начале пути взяла стратегию: никогда не делаю никому никаких скидок и поблажек!". Фото: НЛО TV

"Мы пока еще на пути к тому, чтобы у зрителя выработалось доверие к украинскому кино"

- Как вы считаете, сейчас залог успешного украинского кино - это сюжет или успешный каст?

- Совокупность классного сценария, истории, режиссера и удачный кастинг. Когда актер на своем месте и играет своего персонажа, то сразу случается такая синергия, и ты не придираешься к нему, а максимально веришь. В этом случае складываются прекрасные обстоятельства для кино.

- Однако сейчас большинство людей предпочитают смотреть, так сказать, "народные комедии" в духе "Скаженого весілля" и "Любовь и блогеры", а вот интеллектуальные комедии, как "Мої думки тихі", - довольно редки. Их не снимают, потому что невыгодно?

- Я бы не ставила на одну чашу весов "Мої думки тихі" и "Скажене весілля", потому что это абсолютно два разных произведения, каждое по-своему хорошее. Выгодно или нет? Думаю, что в плане материальном – скорее нет, но это все индивидуально. Просто мы пока еще на пути к тому, чтобы у зрителя выработалось доверие к украинскому кино. Должно пройти еще немножечко времени, чтобы и бюджеты стали выше, и материал стал качественнее, но при этом хорошего украинского кино сейчас достаточно много.

- А что думаете насчет того, что зритель приходит в кино смотреть на звезд, но не на актеров?

- Наверное, уже не совсем так. Мне кажется, зритель уже немножечко устал от каких-то постоянных медийных звезд. Но они тоже должны быть, как "меткое" попадание. Я сейчас наблюдаю за развитием нескольких актеров и актрис, у которых есть своя аудитория в Инстаграме, которая их любит и ходит на них смотреть. И я рада, что это все развивается, и всегда рада, когда актеров зовут во всякие промо, рекламы, чтобы раскручивать их. Еще недавно этого не было, но сейчас актеры тоже набирают популярность – и это классно.

- Кстати, некоторые актеры "жалуются", что из-за самодеятельности и непрофессионалов "страдает" кинематограф. Вы с этим согласны?

- У этого множество причин. Это может зависеть от способностей режиссера, актеров и продюсеров. Еще он может страдать от того, что задача намного масштабнее, чем бюджет. Например, есть проекты, где продюсеры хотят решать очень много, и не всегда эти решения могут быть правильными. Это как партнера себе неправильно выбираешь по жизни – то тогда страдаешь.

"Успешная карьера - это вопрос: таланта, упорства, трудолюбия и способности работать". Фото: НЛО TV

"Техническим штукам учишься 2-3 месяца на площадке, а вот для создания атмосферы нужно образование"

- Сейчас многие критикуют режиссерское образование, мол, ничему в художественных вузах не научат и на это лучше не тратить свое время. Что думаете?

- Не берусь оценивать систему образования, но хочу сказать, что вот в моем случае все оправдано. Мне было 16 лет, когда я поступила на режиссуру, и, возможно, мне было недостаточно каких-то практических знаний, но я считаю, что мы занимались самым важным: мы читали поэзию, литературу, все это анализировали, обрабатывали, ставили этюды. Я снимала короткометражку по Чехову. Это все настолько расширяет кругозор, что, в принципе, я не променяла бы те пять лет, которые я провела в атмосфере творчества и "прокачивания" своей творческой энергии, на пять лет, за которые меня научили бы там каким-то техническим штукам. В моем случае это сработало, потому что всем этим техническим штукам ты учишься потом за месяц, два-три на площадке. А вот как создавать атмосферу в кадре, этому тебя вряд ли научат на площадке.

- Как вы считаете, сейчас после окончания вуза есть ли шанс у молодого режиссера сделать себе успешную карьеру?

- Конечно. Это вопрос нескольких вещей: таланта, упорства, трудолюбия и способности работать. Сначала на каких-то мелких должностях или, наоборот, есть возможность добиваться всего и сразу, добивать свой сценарий и три года ходить к одному продюсеру. Это вопрос птицы на твоем плече: удача немаловажна, но при наличии всех остальных пунктов. Все еще зависит от идеи и того, насколько она интересна. У каждой идеи есть свое время - это доказано мировым опытом.

Начать нужно с того, что написать сценарий и найти команду единомышленников, в первую очередь, продюсера, который поверит в твою идею и в то, что она хорошая. Когда ты об этом знаешь, это одно, но когда сидит продюсер и говорит, что «я уверен, мы найдем деньги на это все и я сделаю так, что мы привлечем еще других партнеров», то это совсем другая история. И вот уже в команде с двумя людьми можно работать. На этом этапе также можно подключать оператора-постановщика и создавать визуальную стилистику кино, и после этого уже подаваться на конкурсы, которые устраивают у нас в стране Госкино, УКФ, есть американские гранты.

- На ваш взгляд, почему в Украине мало известных режиссеров? Все идут в кино смотреть на актеров, блогеров, но не на режиссеров.

- Я считаю, что это, в том числе, вопрос рекламы. Думаю, что со мной мало кто поспорит: всю рекламную кампанию строят на актерах и тех, кто на экране. Нужно немного подождать, и мы придем к тому, что и у нас будут известные режиссеры. Но для этого нужно прилагать усилия, в том числе, задействовать рекламу в Инстаграме и по другим каналам. Мы к этому движемся. Сейчас мы на моменте, когда начинают продвигать актеров, но наступит тот день, когда и режиссеры тоже будут участвовать в рекламной кампании (улыбается).

- Кого из режиссеров вы ставите себе в пример?

- Я уважаю очень многих режиссеров. Тарантино, Звягинцева, Райта. А вот пример с них не беру, потому что, в принципе, эта профессия предполагает особый взгляд на мир, и, конечно, можно брать немного из инструментария, но не копировать. Так иногда достаешь что-то из подсознания, потому что, когда смотришь фильм, все равно что-то запоминаешь и можешь где-то повторить этот момент, сделать отсылочку к любимому режиссеру. Я просто использую то, что я много смотрю, и беру от всех по чуть-чуть (улыбается).

- А что насчет украинских мэтров кино?

- Мне очень нравится, как развиваются Влад Климчук, Валик Шпаков, Антонио Лукич. Это вообще три противоположных, разных режиссера, и них разные пути. Но они классные, и у каждого есть развитие. У Клима вот на днях вышел фильм "Найкращі вихідні", и картина очень отличается от "Скаженого весілля". И там, и там Влад – режиссер, но фильмы очень разные по задачам. Приятно видеть его развитие и возможности, которые ему дают. Валик снимал сначала комедийные проект, а потом продолжил свой путь с проектом "Первые ласточки", и показал абсолютно другую свою сторону.

- А вот есть у вас какая-то идея фильма, который хотели бы представить зрителю, но долго не решаетесь на съемки из-за того, что понимаете, что он не окупится?

- Идея на сегодняшний момент есть. Я ставлю перед собой задачу, чтобы фильм выглядел как народный, но внутренне был бы намного глубже. Но это очень сложная задача, и мне еще предстоит поработать над этим сценарием. Хотя скажу, что авторское кино в Украине тоже есть, и люди на него ходят. Нельзя сказать, что у этого кино нет пути, он есть. И также есть продюсеры, которые готовы сотрудничать с узким сегментом кино.

Новости по теме: Кино Кинопремьеры фильмы