Екатерина Васильевна Зеленая родилась в Ташкенте 7 ноября 1901 года, а в юном возрасте переехала в Москву: туда перевели ее отца-чиновника. Здесь она и решила стать актрисой - «просто шла по улице и увидела объявление: «Прием в театральную школу».
В годы Гражданской войны Катя с матерью и сестрой отправились в Украину - где-то там вроде бы работал отец. В результате очутилась в Одессе, по дороге подхватив тиф, от которого едва оправилась - и там же через пару месяцев начала выступать в экспериментальном полулюбительском театре «КРОТ». И там же окончательно осознала, что ее призвание - не пьесы Ибсена, а представления, где надо «петь, танцевать, переодеваться каждую минуту, играя по пять ролей в один вечер». Там она и сократила свое имя до Рина (потому что Екатерина не влезало на афишу). Фамилия же была настоящей, но на афишах выглядела как удачно выбранный псевдоним.
Денег все это не приносило. Впрочем, денег не было и в Москве, куда она переехала в разгар НЭПа, но ей все равно жутко нравилось выступать в кабаре под названием «Нерыдай» (писалось именно так, в одно слово).
А потом был театр «Балаганчик» в Петрограде. И везде она становилась знаменитостью - правда, только среди тех, кто эти театры регулярно посещал.
Зеленая вспоминала, как на одном представлении зрители из числа молодых нэпманов начали поддевать поэта Сергея Есенина, тот обиделся и полез в драку. На следующий день Есенин пришел к Рине Зеленой в номер гостиницы «Англетер», где она жила, с извинениями: «Будто там, в зале, все произошло из-за него. Просит простить. Я его утешала. Он меня поцеловал и был, по-моему, рад, что я не сердилась. Он побыл недолго, и я его не удерживала, но потом болела душа: один раз видела его так близко, могла говорить, слушать».
Более близкое знакомство она свела с Маяковским и вспоминала в мемуарах, что в присутствии поэта обычно «старалась произносить что-нибудь «умное» и от этого казалась себе еще глупей» и что спокойствие и храбрость, которым дышали все его выступления на эстраде, «были как бы начинены изнутри тревогой, страхом, неуверенностью, как у дрессировщика в клетке с тиграми».
Она стала одной из величайших характерных актрис советского, если не мирового кино. При этом почти не играла больших ролей, и в кинематографе оценили ее далеко не сразу. Свою первую роль она исполнила в первом советском звуковом фильме «Путевка в жизнь», спела там песенку - песенка осталась, а лицо актрисы только мелькнуло. И потом все 30-е она почти не снималась. В 1939-м они вместе с Агнией Барто написали сценарий комедии «Подкидыш». Сценарий одобрили, запустили в производство, Зеленая присутствовала на съемках просто как соавтор сценария, на случай, если понадобится поправить или дописать какую-то реплику. И вдруг Барто с режиссером Татьяной Лукашевич заявили, что в фильме требуется еще один комедийный персонаж. Так появилась домработница с бессмертной фразой «Вот тоже пришла старушка, попросила воды напиться. Потом хватились - пианины нету». Каждую свою сцену Зеленая импровизировала на ходу.
Но и «Подкидыш» не сделал ее востребованной актрисой. На протяжении 15 последующих лет ее ценил (настолько, чтобы снимать в своих фильмах) практически один режиссер - Григорий Александров. Вместе с его женой Любовью Орловой Зеленая появилась в «Светлом пути», потом сыграла гримершу с киностудии в «Весне». Еще она снялась у Александрова в почти забытых ныне «Встрече на Эльбе» и «Композиторе Глинке»... И лишь с середины 50-х начала появляться на экране регулярно, каждый год. Сначала в фильмах молодых Леонида Гайдая («Жених с того света», «Операция «Ы») и Эльдара Рязанова («Девушка без адреса», «Дайте жалобную книгу»), а потом и у многих других режиссеров.
Миссис Хадсон в «Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне» актриса сыграла в 78 лет (с Виталием Соломиным). Фото: Кадр из фильма
Одну из самых известных своих ролей - миссис Хадсон в «Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне» - она могла и не сыграть. Все в голос твердили режиссеру Игорю Масленникову, что актриса слишком стара (ей тогда было 78 лет). Масленников с трудом ее отстоял. И быстро обнаружил, что у Рины Зеленой «цепкая память, тончайшее чувство юмора и здравый смысл, какому могли бы позавидовать молодые».
Масленников вспоминал, как говорил ей:
- Рина Васильевна, можно я буду звать вас Екатериной Васильевной?
- Уж лучше зовите Руиной Васильевной.
Первый ее брак - с юристом Владимиром Блюменфельдом - продлился недолго. Да и большой роман с журналистом, главным редактором «Огонька» Михаилом Кольцовым ни к чему хорошему не привел (удачно было уже то, что, когда Кольцова в конце 30-х арестовали, а в 1940-м расстреляли, Зеленой никто не припомнил их отношений, закончившихся за несколько лет до этого). Но вот со вторым мужем, архитектором Константином (Котэ) Топуридзе, создателем фонтанов «Дружба народов» и «Каменный цветок» на ВДНХ, Лефортовского и Госпитального мостов в Москве, ее ждали 40 лет совместной жизни.
Зеленая говорила, что «этот человек сделан по неизвестной мне модели». Характер его она называла ужасным. Вспоминала, как он мог обидеть ее, потом несколько часов не обращать на нее ни малейшего внимания, а потом подойти и сказать: «Ну хорошо, я тебя прощаю».
Она говорила, что в браке ей пришлось сломать себя, чтобы быть с ним. И все равно на склоне лет вспоминала совместные 40 лет как величайшую радость. Константин Топуридзе скончался от инфаркта в 1977 году. Екатерина Васильевна прожила после этого еще 14 лет, последние годы - в Доме ветеранов кино в Матвеевском. По легенде, 1 апреля 1991 года ей должны были присвоить звание народной артистки СССР, но в этот день она умерла. Наверняка она оценила бы эту иронию судьбы - гораздо больше, чем не особо ей нужное звание.