26 декабря
Загрузить еще
back icon

Почему мир сошел с ума от «Игры в кальмара»

Почему мир сошел с ума от «Игры в кальмара»
Фото: Кадр из фильма

Как приготовить конфету дальгона

Вы вообще в курсе, как приготовить традиционную корейскую конфету дальгона? Запоминайте. Нужно положить в кастрюльку полторы столовые ложки сахара, растопить его на медленном огне в карамель, добавить щепотку пищевой соды, перемешать, вылить смесь на лист пергамента, расплющить и дать слегка остыть. На наши «петушки» похоже, правда? Затем на еще теплой и мягкой конфете следует прорисовать формочкой для печенья звезду, круг, квадрат или зонтик (не прорезая насквозь). Подавать в комплекте с иглой.

Не понимаете, зачем вам делать дальгону да еще подавать с иглой? Значит, вы пока не входите в число тех, кто уже посмотрел корейский сериал «Игра в кальмара». Онлайн-кинотеатр Netflix выложил все 9 серий 17 сентября. Меньше чем за месяц его только легально посмотрели 132 млн человек по всему миру (а ведь многие смотрят пиратские
копии!), и эта цифра постоянно растет. Представители Netflix заявили, что это самый популярный сериал за всю историю их сервиса.

Сериалы сейчас снимают буквально тысячами. Но очень давно не было такого, чтобы сериал стал, да еще так стремительно, элементом массовой культуры по всему миру. Люди как с ума посходили. Одни делают эти конфеты (у видеорецептов миллионы просмотров), другие записывают ролики для ТикТока под леденящую музыку из «Игры в кальмара». Китайский АлиЭкспресс вовсю продает будильники в виде куклы-убийцы из сериала - слава богу, она стреляет в спящего лишь пластмассовыми пульками.

В чем феномен «Игры в кальмара»? О чем вообще этот сериал и стоит ли его смотреть лично вам?

Режиссер и сценарист Хван Дон Хек. Фото: Кадр из фильма

Режиссер и сценарист Хван Дон Хек. Фото: Кадр из фильма

При чем здесь кальмар

Этот сериал - проект 50-летнего корейского сценариста и режиссера Хван Дон Хека, идею которого он вынашивал больше десяти лет. Проще всего сказать, что это триллер в формате игры на выживание. Сюжет бродячий, подобные фильмы уже были: можно вспомнить, например, японскую ленту по манге «Королевская битва» (на которую Хван Дон Хек честно ссылается в интервью).

Итак, 456 корейцев, у каждого из которых безвыходное финансовое положение (долги, кредиты), получают приглашение принять участие в некой таинственной игре. Победитель игры получит 45,6 млрд южнокорейских вон (по-нашему чуть больше миллиарда гривен) - все после недолгих раздумий соглашаются, не подозревая, что выбыть из этой игры можно только в случае смерти (за каждый новый труп в кубышку падает 100 млн вон).

Игра представляет собой конкурсы по мотивам старинных детских корейских забав. Первая игра «Тише едешь - дальше будешь»: двигаться по полю можно, пока гигантская кукла, отвернувшись, поет песенку. Как только она замолкает, нужно остановиться. Кто не успел, получает пулю. В другом конкурсе две команды перетягивают канаты - проигравшие падают с большой высоты и разбиваются насмерть.

Ну и так далее. Игра в кальмара - это финальная битва двух выживших друзей. В нее они играли в детстве: на земле рисовали схематичного кальмара - квадрат, треугольник, круг; прыгали то на одной ноге, то на двух. Защита против нападения - кто допрыгал до головы кальмара, тот выиграл. Только в детстве проигравшего не убивали...

В какой-то момент голос ведущего предлагает участникам покинуть игру, если за это проголосует большинство. Люди разъезжаются по домам, но потом все до одного откликаются на предложение вернуться - деньги очень нужны. 

Зачем нужна эта игра? Ее создали, чтобы позабавить пресыщенных анонимных богатеев, для которых простые люди - всего лишь скот.
Как видите, по описанию сюжета возникает ощущение, что «Игра в кальмара» представляет собой что-то совершенно невразумительное и глубоко вторичное. Но почему же я, как миллионы других людей, проглотил все серии и остался под глубоким впечатлением, хотя заметил и предсказуемые повороты сюжета, и банальные драматургические решения.

Когда Хван Дон Хек сочинял эту историю, он был на мели -почти как главный герой Сон Ки Хун. Фото: Кадр из фильма

Когда Хван Дон Хек сочинял эту историю, он был на мели -почти как главный герой Сон Ки Хун. Фото: Кадр из фильма

Южная Корея, далее везде

Помимо кровавой фабулы (там все время кого-нибудь убивают!) и энергичного действия, что само по себе способно увлечь массового зрителя, есть у «Игры в кальмара» важное отличие от соседей по жанру: сериал максимально реалистичен. Все происходит не в вымышленной вселенной, а рядом с нами.

«Это история о неудачниках», - объяснял Хван Дон Хек. Да, в жизни за нами не охотятся безумные куклы, но когда все по уши в кредитах - это же проза жизни.

Игрок № 456 Сон Ки Хун сам виноват - он шоферюга-игроман, многим задолжал, оттого за ним охотятся бандиты. Но ведь его друг Чхо Сан Воо блестяще окончил университет, руководил холдингом, был успешен - а он тоже теперь в игре.

В жизни за нами не охотятся безумные куклы, но когда все по уши в кредитах - это же проза жизни

Пафос обличения капиталистического строя, социальной несправедливости в сериале лежит на самой поверхности и очень созвучен настроениям зрителей. Но за очевидной левой повесткой лежит, пожалуй, самое ценное, что в «Игре кальмара» есть.

Сначала Хван Дон Хек напоминает нам, что взаимовыручка - это основа выживания человека как вида, и зритель рукоплещет. Участник из Пакистана Али Абдул спасает Сон Ки Хуна в самом первом испытании - просто так, потому что он человек.

А потом сценарист и режиссер показывает то, о чем мы предпочитаем не думать. Участники страшной игры все время оказываются в ситуации выбора - когда, чтобы выжить, нужно предать другого. И каждый следующий выбор страшнее предыдущего. Люди плачут, но предают. Друзья - друзей, мужья - жен, молодые - стариков. А иногда даже не плачут: галерея портретов людей с разнообразными пороками тут очень широка.

Человек темен и страшен. «И молитвы вам не помогут», - безжалостно продолжает Хван Дон Хек, вытаскивая на белый свет все самое мерзкое, что есть в самом хорошем из нас. Это не капитализм плохой, это мы такие. Злобно-похотливые создатели игры давали возможность игрокам уйти, сохранив жизни и человеческий облик. Но ведь все вернулись.

Не то что бы это было ново, но об этом давно никто не говорил так честно, доходчиво и прямо. Вдобавок умудрившись упаковать болезненную мораль в эффектную экшен-оболочку так, что это посмотрели миллионы (лично я в финале кричал в телевизор: «Убей его, убей!», а ведь я обычно человеколюбив).

К счастью, автор все же верит в человека, и в конце концов светлое начало в его сериале побеждает. К герою есть вопросы. Но он победил.

Если вы еще не смотрели «Игру в кальмара» и опасаетесь, что это помешает вам получить удовольствие от зрелища, отложите статью хотя бы до того, как ознакомитесь с первой серией.

Новости по теме: сериал Игры Южная Корея