Классик российского кино, большой профессионал, мастер, снискавший подлинную славу и народную любовь, актер Александр Пороховщиков является представителем настоящей элиты
Такие, как он, остаются на века. Таких, как он, - сегодня единицы. Современному кино ужасно не хватает таких вот КРАСИВЫХ актеров, ГЕРОЕВ! Сегодня, пожалуй, одному Пороховщикову по силам сыграть истинного аристократа прошлого века. Потому что в нем - природное благородство, достоинство, духовная мощь. Александр Шалвович - представитель старинного, знатного дворянского рода. А фамилия обязывает! Потому Пороховщиков живет достойно, не разменивая свой талант, тщательно выбирая роли, и в работе является эталоном, легендой русской актерской школы, человеком исключительной репутации. За чашечкой ароматного чая «Ахмад» мы пообщались с актером о его жизни.
«Преклоняюсь перед военными»
- Советский зритель помнит вас по легендарному фильму «Свой среди чужих, чужой среди своих», а молодой - по главной роли генерала в сериале «Кадетство». Вам самому нравится этот сериал?
- Очень. Я сейчас снимаюсь в продолжении «Кадетства». Очень добрая картина. Зла столько сейчас в мире, что мы захлебываемся. А здесь - никаких выстрелов, убийств. Кстати, благодаря этому фильму в Суворовские училища начался гигантский приток ребят. А ко мне иногда подходят родители с детьми и просят устроить их чад в Суворовское училище, принимая меня за военного (смеется). Отвечаю, что я актер, а не генерал.
Но все же один раз с разрешения генерал-майора дал телефон начальника училища, и, по-моему, даже кто-то поступил, потрясающе!
Мне приятно играть не «погоны», а нормального человека. Хотя я и не служил в армии (военных играл только в кино), но людей в мундирах очень люблю и уважаю. Какая у нас армия потрясающая была! Да и сейчас есть замечательные вояки - умницы! Меня недавно приглашали в Рязань в военное училище, где готовят летчиков дальней авиации. Я был потрясен. Это настоящие кадры, особая статья. И когда ты смотришь на них, чувствуешь, что армия еще дышит. Преклоняюсь перед этими людьми.
Кроме «Кадетства», снялся еще в фильме «Я вернусь», где сыграл отца семейства. Мне понравилась атмосфера на съемках этой картины, очень она располагает к работе.
А вот с театром не сложилось. Почти туда не хожу, материал, который предлагают играть, не интересует меня. Пребываю в ожидании: чем вся эта ситуация в театре закончится? Хотя недавно предложили мне замечательную историю - «Возвращение Казановы». И роль, и пьеса очень хорошие. Но пришлось отказаться. В спектакле есть сцена: прежде чем вернуться в Венецию, Казанова останавливается у своего друга и влюбляется в его племянницу. Жена этого друга говорит, мол, у тебя ничего не получится - старый уже. Но Казанова на то и Казанова - ночью он проникает в окно к девушке. А наутро просыпается от крика: «Старик!» Потому что он действительно старый. В финале он голым сражается на дуэли, потом отправляется в Венецию в какой-то грязный номер, лежит, смотрит в потолок и думает - неужели нужно было прожить такую жизнь, чтобы вот так сейчас лежать в затхлом клоповнике?
Но когда делали инсценировку, весь этот кусок отрезали - трагедию человека. А это ведь самое главное в этой пьесе! И я отказался.
Сейчас есть новое предложение. Пьеса - супер! Но очень тяжелая. Я играю отца семейства, глухого и к тому же диабетика. Рядом сидят сын с дочерью. А он только смотрит на кусочек сахара полчаса, сидит и молчит. Дети начинают говорить, мол, нужно с батей что-то делать, и решают бросить его на остановке - кто-нибудь да подберет. И они его оставляют. Но в финале у сына нашлось сердце, и все закончится хорошо.
Знаешь, сейчас удивить кого бы то ни было невозможно - все такие ушлые стали! Да только удивлять никого и не надо. Нужно просто быть искренним. Вот американский фильм смотришь: техника, спецэффекты, а до сердца не доходит. И возьмите наши старые картины: супер, обвал! Мы как раз сильны этим.
Другое дело, ЧТО сейчас происходит в кинематографе... Видимо, время такое. Выхолащивают специально хорошие картины, чтобы люди оболванились совершенно. Народу, наверное, интересно смотреть на героев глупее себя. Но сейчас постепенно появляются первые ласточки, действительно интересные работы наших режиссеров.
- А как вы относитесь к современному телевидению? Какие передачи смотрите?
- Понравился проект «Минута славы». Хорошо, что дали возможность простым людям проявить свой талант. Здорово!
«Мизинца Ирины не стою»
- Что у вас нового в личной жизни?
- Мы с супругой Ириной недавно обвенчались. Это важный шаг в нашей жизни. Я благодарен судьбе за встречу с Ирочкой. Она - главная ценность в моей жизни. Мы с ней понимаем друг друга. Вместе с ней почти 23 года. Она необыкновенно добрый человек, сердечный. У нас разница в возрасте 30 лет. И отчасти поэтому Ирочка для меня как ребенок. Мне нравится о ней заботиться. Я с таким трепетом к ней отношусь. Очень сильно ее люблю! Любовь - редкое чувство, так как оно подразумевает ответственность и самоотречение. На такое способны только сильные личности. Любить непросто, но пытаться «дорасти» до этого чувства все равно необходимо каждому. Любовь для меня - единственная реальная опора в жизни.
А скоро мы вместе с Ирочкой сыграем в кино!
У меня главная роль в мелодраме с условным названием «Лида», где нет ни одного придуманного слова. Главная женская роль досталась моей жене Ирине. Я знаю, что сыграет она искренне, потому что изобразить девочку сможет только она. Она действительно похожа на дитя. Думаю, получится хорошее кино.
- А чего вам в жизни не хватает?
- Доброты. Мало ее вокруг стало. Я не рисуюсь, когда говорю, что мне действительно именно доброты не хватает! Раньше радость в глазах у людей была, сейчас только все думают и говорят о деньгах. Это же скучно! Я смотрю на этих миллионеров, и мне их жалко. Они скучные люди, неинтересные. И ничего они другого не могут - только деньги качать, в ресторан сходить с девицами, которые предадут их в любой момент. В России есть аристократы, которые хорошо зарабатывают, но при этом остаются людьми. Но их единицы.
Я ни на какие тусовки не хожу. Не потому, что так выпендриваюсь, а действительно не люблю ложные вещи и стараюсь сам их избегать.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Александр Шалвович Пороховщиков родился 31 января 1939 года в Москве. В 1941 году его дед, известный конструктор и летчик, был арестован как «враг народа» и расстрелян, поэтому семья Пороховщиковых вынуждена была уехать на Урал, в Челябинск.
После окончания школы Александр Пороховщиков поступил в Челябинский медицинский институт, где проучился до 1960 года, когда его семья вернулась в Москву.
В столице он устроился работать мебельщиком-реквизитором в театр имени Вахтангова и тогда же начал учиться на курсах повышения квалификации актеров театра при Всесоюзном театральном обществе. В 1962 году Пороховщиков поступил на вечернее отделение театрального училища имени М.С.Щепкина, окончив которое в 1966 году, он стал актером Театра сатиры.
В 1967 году состоялся его дебют в кино - актер снялся в небольшой роли в фильме «Поиск». В 1971 году Александра Пороховщикова пригласил к себе в Театр драмы и комедии на Таганке режиссер Юрий Любимов, где актер проработал десять лет. В 1981 году Александр Пороховщиков перешел в Театр имени Пушкина, и одной из лучших его театральных ролей стал Вожак в «Оптимистической трагедии» В.Вишневского.
Народный артист России (1994), лауреат главного приза «Золотой парус» МКФ российских фильмов в Сан-Рафаэле (1993), лауреат приза «Немеркнущая зрительская любовь» (фестиваль «Виват, кино России!», 2003), кавалер ордена «За благодеяние» (2005).
РЕЙТИНГ «КП»
Снялся в фильмах: