20 ноября
Загрузить еще

Историк Михаил КАЛЬНИЦКИЙ: «Александр Вертинский вырос в доме дяди рядом с железнодорожным вокзалом»

Историк Михаил КАЛЬНИЦКИЙ: «Александр Вертинский вырос в доме дяди рядом с железнодорожным вокзалом»
Фото: Сейчас здесь ПТУ, а первоначально был приют для сирот железнодорожников.

Лично я там была впервые, хотя и живу в столице почти двадцать лет. Более того, многие коренные киевляне даже не подозревают, что некоторым зданиям, притаившимся в узких улочках за путями, уже далеко за сто. В день прогулки в Киеве лил дождь, но это не помешало нам с удовольствием шлепать по лужам. Кальницкий ждал на привокзальной площади, с которой хорошо просматривался силуэт недавно возведенной церкви Георгия Победоносца.

В РАЙОНЕ УЛИЦЫ ФУРМАНОВА НАХОДИЛСЯ ПОСЕЛОК ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ

- Эта площадь появилась, когда соорудили Южный вокзал, - начал свой рассказ краевед. - Раньше к ней тут примыкал рынок. А теперь территорию облагородили, построили терминал, который назвали Южным вокзалом. Но на самом деле это продолжение Центрального вокзала. Делали все это рекордно быстро в 2001 году: за считанные месяцы появились и сам вокзал, и церковь перед ним. Руководил всем этим тогдашний генеральный директор «Укрзалiзницi» Георгий Кирпа, так что не случайно храм называется Георгиевским. Все это спроектировал архитектор Сергей Юнаков.

Полюбовавшись куполом, мы с экскурсоводом спустились в подземный переход и вышли на улицу Фурманова. Рядом протянулась еще одна улочка - Ползунова. Михаил пояснил, что когда-то они были линиями Железнодорожной колонии.

- Площадь у Южного вокзала - это место слияния двух территорий: жилого поселка под названием Соломенка, разделенного на верхнюю (вблизи Воздухофлотского проспекта) и нижнюю (ближе к вокзалу) части, - разъяснил Кальницкий. - В конце 1960-х годов, когда строили старый вокзал, одновременно соорудили несколько корпусов для рабочих железнодорожных мастерских. Сейчас это Киевский вагоноремонтный завод им. Январского восстания. А рядом - служебный городок с казенными домиками: жильцам нужно было пройти всего пару шагов на работу. Строили их по проекту толковых зодчих (при Юго-Западных дорогах состоял целый штат архитекторов), избравших форму небольших усадеб: каждая на две-три семьи со своими автономными службами и сараями. Все было очень уютно, достойно. Но если отойти буквально два шага от железнодорожного хозяйства - путей и паровозов, то наткнешься на симпатичный уютный уголок. И жили там самые разнообразные люди. В их числе - инженер Илларион Ефимович, который приютил у себя сироту-племянника, будущего певца Александра Вертинского. Племянник был трудным ребенком, вел себя не всегда адекватно нормам той приличной семьи, в которую попал. Тем не менее вырос знаменитостью, хотя от дяди и тети ему крепко перепадало.

Южный вокзал и церковь Георгия Победоносца появились при Кирпе.

НЫНЕШНЕЕ ПТУ РАНЬШЕ БЫЛО ПРИЮТОМ ДЛЯ СИРОТ

Тут наш путь преградил поток дождевой воды, несущийся вдоль улицы.

- Эта вода наверняка впадает в какие-то подземные коллекторы, которые могут в конце концов добраться и до знаменитой реки Лыбедь, - предположил мой собеседник и, перепрыгнув через водную преграду, направился к железнодорожному училищу. Мне пришлось последовать его примеру.

- Сейчас тут ПТУ, а первоначально был приют для сирот железнодорожников, построенный на рубеже XIX-XX веков по инициативе тогдашнего управляющего Юго-Западными железными дорогами Клавдия Немешаева. Тогда заботились, чтобы дети не испытывали нужды. Назвали приют именем Александра ІІІ и установили в 1909 году перед фасадом небольшой бюстик императора. Кстати, здесь жил сирота железнодорожного служащего - будущий знаменитый художник Анатолий Петрицкий. А в советское время располагалось училище, где воспитывался Владимир Кудряшов - во время Великой Отечественной войны лидер большевистского киевского подполья. Он был замучен нацистами в гестапо. Теперь вместо бюста Александра ІІІ стоит памятник этому Кудряшову, а училище носит его имя. Само здание очень красивое - с элементами русского стиля. Строил его Александр Кобелев - один из ведущих киевских архитекторов. Тот, который возвел здание Национального банка Украины и участвовал в застройке Политехнического института. Кстати, он был профессором КПИ и одновременно сотрудником Юго-Западных железных дорог. Многие вокзалы, станции и сооружения Железнодорожной колонии были построены по его проектам.

В голосе Кальницкого улавливаю гордость за это ведомство, а его манера изъясняться языком экскурсовода придает нашей прогулке флер туризма.

- Здесь находится специальная технологическая лаборатория железных дорог, которую построили в стиле, немного напоминающем средневековье. Это здание было практически первой специализированной лабораторией в мире для железных дорог! В конце XIX века управляющим дорогами служил Александр Бородин. Он был инженером от Бога - очень изобретательный, энергичный, не равнодушный к делу. Александр много сделал для совершенствования паровозов. 

Нашу прогулку не испортили даже дождь и лужи.

КУЧМИН ЯР К ЭКС-ПРЕЗИДЕНТУ ОТНОШЕНИЯ НЕ ИМЕЕТ

Пройдя квартал старых домов по Стадионному переулку, примыкающему к основанному еще до войны стадиону «Локомотив», дворами направились в сторону церкви Покрова Богоматери.

- Этот храм считался духовным центром Соломенки, - показал в сторону церкви Михаил. - Строили его в 1895-1897 годах по проекту архитектора Ипполита Николаева, а возводили несколько лет. Первоначально церковь имела небольшой объем с пятью главками.

- А почему она Покровская?

- Дело в том, что в Киеве был митрополит Платон, очень достойный человек, много сделавший для города. Он умер как раз на Покров Богоматери. Тогда городские власти решили, что на Соломенке, не имеющей своей церкви, нужно за средства города и благотворителей построить каменную церковь в честь этого церковного праздника и обязательно - с пределом святого Антона Исповедника. Позже, к 1914 году, когда Соломенка расширилась, церковь тоже приобрела современный вид. Правда, в советское время с нее сбили купола. А колокольню восстановили по архивным чертежам буквально в последние годы. До революции ее настоятелем был Василий Липковский - тот самый, который после 1917 года занимался организацией Украинской автокефальной церкви и стал ее первым митрополитом.

Обогнув церковь, мы спустились вниз по улице Урицкого по направлению к вокзалу.

- Улица Урицкого называлась Большой улицей, а до этого - Игнатьевской. Она всегда была магистралью Соломенки: соединяла с верхней нижнюю ее часть. А рядом с ней - пересеченная местность Кучмин Яр. Очевидно, что название - не в честь Леонида Кучмы, так как оно давнишнее. Кстати, кучма - это меховая шапка. Когда-то была украинская поговорка «Пiдкласти кучму», что означало «сделать гадость». Сейчас значительная часть этой местности застроена панельными домами. Но если зайти вглубь яров, можно найти дома старой советской застройки и встретить практически исчезнувшие улочки с небольшими старыми домиками - остатки давней Соломенки. Понятно, что название Соломенка - от старых изб, покрытых соломой.

С этими словами Кальницкий распрощался, устремившись к метро. Но его знания оставили во мне неизгладимое впечатление, словно от встречи с профессором истории царских времен.

«СПРАВКА КП»

Михаил КАЛЬНИЦКИЙ получил образование в КПИ (по специальности он инженер-электрик), но впоследствии давнее увлечение историей Киева стало его основной профессией. Входит в состав главного совета Украинского общества охраны памятников. Более четверти века занимается изысканиями в архивах и библиотеках, автор нескольких книг о прошлом столицы Украины, многочисленных статей в столичной прессе и других изданиях.