2 октября
Загрузить еще

Писатель, автор бестселлера «Метро 2033» Дмитрий Глуховский: «Люблю похулиганить» ВИДЕО

Он ворвался в список самых популярных российских авторов c фантастическими романами «Метро 2033» и «Сумерки» и надолго оккупировал топы продаж книжных магазинов. Весной должна выйти еще одна книга - «Метро 2034».

Главы из нее мы уже можем прочесть в Интернете. Глуховский в отличие от других авторов почему-то не боится, что его тексты свободно «живут» в Сети на сайте m2034.ru   

-  Мне  нравится, что это не совсем правильно. Надо экспериментировать. Мне кажется, я в том возрасте, когда могу и похулиганить, и попробовать что-то новое. «Метро 2034» - это не просто книга, а артпроект: тут и саундтрек, который пишет Дельфин, и  картинная галерея. А выкладывание текстов в Интернете - это еще и как бесплатный тест-драйв, проверка на интерес читателей.

- И как прошел тест-драйв?

- У меня за два месяца существования проекта число читателей на сайте m2034.ru подходит к 200 тысячам. Все трендовые авторы стараются выпускать хотя бы одну книгу в год, чтобы тебя не забыли.  Но я предпочитаю не вымучивать тексты, а писать только тогда, когда есть что сказать.  Разумеется, приходится следить,  чтобы мои книги обязательно выкладывались в магазине в разделе «Новинки и бестселлеры». Хотя для меня это и не очень важно.

- Это, может, и не важно, но все равно приятно.

- Это важно только потому, что такая выкладка - 70% успеха продаж. Гениальная книга, которая стоит на полке корешком к читателю, может никогда не продаться. Книга, которая на самом деле полный шлак и при этом лежит на кассе, на выходе и на стойке бестселлеров, в любом случае разойдется хорошо.

- Получается, что книга ничем не отличается от пакета молока или упаковки сосисок...

- С точки зрения маркетинга это точно такой же товар. Особенно когда под книгу заложен огромный рекламный бюджет. Как было с «Девятным спасом» Брусникин. Там, я слышал,  речь шла о миллионе евро.

- У «Метро 2033» рекламная кампания тоже была достаточно активной...

- На самом деле у «Метро 2033» рекламный бюджет был меньше 100 тысяч долларов.

- Тоже прилично...

Дмитрий знает, по какому пути пойдет отечественная литература.
Фото: Дмитрий ПОЛУХИН.

-  Но даже в рекламе важен не только бюджет.  Тут необходим нестандартный подход. Когда мой издатель придумал «Метро 2033» рекламировать на билбордах, это, разумеется, привлекло внимание людей. Все думали, что речь идет о кино... Но второй раз такой трюк не пройдет.

- То есть при хорошем бюджете и нестандартном подходе можно раскрутить текст, напечатанный на туалетной бумаге?

- Так и есть. Но, с другой стороны, вот вышел «Девятный спас», а новой книги от Дмитрия Брусникина почему-то больше нет. Я думаю, что книга не смогла отбить свой рекламный бюджет.

- Вы вот московскому метро, по-моему, делаете хорошую рекламу...

- Мы сейчас познакомились с начальником Московского метрополитена Дмитрием Гаевым лично. Книга ему понравилась как сценарий компьютерной игры.

- Писатель Виктор Ерофеев ради пиара, похоже, даже на участие в «Последнем герое» подписался.

- Я не могу его осуждать, я с ним незнаком. Но мне кажется, это не реклама, а скорее антиреклама. Книжки его не станут лучше продаваться от того, что он полез в телешоу. У меня вообще нет ощущения, что раскрученность персонажа скажется на том, как хорошо продаются книги.

- Разве?

- Все-таки хороший текст способен сделать куда больше, чем узнаваемость в лицо и из телевизора персонажа... Акунин как медиаперсонаж нигде не появляется, он редко дает интервью. Сорокин тоже не ходит особенно по передачам и не стремится к этому. Весь пиар Пелевина построен на его загадочности.

- Бытует мнение, что хорошие писатели работают на премии, а все остальные - на тиражи.

- Почти любая литературная премия - это тусовка, где награждают из соображений конъюнктуры, формата, вкусов членов жюри -  кому понравилось, кому нет. При этом к жанровой литературе и книгам, которые продаются большими тиражами,  критики испытывают скепсис. А я вот не вижу причин, почему книга не может быть увлекательной, остросюжетной и при этом умной.

О ЧЕМ ПИШЕТ

В романе «Метро 2033» Глуховский нашел для московского метро применение в будущем. Точнее, хорошо забытое старое - после ядерного апокалипсиса именно туда переселится все спасшееся население.

«Сумерки» - это история москвича, который сумел расшифровать пророчества индейцев майя. Как и в «Метро 2033», где события происходят после некоего всемирного апокалипсиса, в «Сумерках» все тоже завязано на конце света.