28501
0
27 марта
Загрузить еще

Кому достались квартира и бриллианты Лепешинской - любимой балерины Сталина ВИДЕО

«Я ВАМ ПОНРАВЛЮСЬ!»
 
Ольга Васильевна умерла 20 декабря 2008 года. Только что исполнилось сорок дней со дня смерти. Но вокруг ее имени оказалось немало пугающих слухов.
 
- Если ее и не убили, то дали умереть! - уверяет Нина Гусенкова, давняя подруга Лепешинской и ее соратница по Центральному дому работников искусств.
 
Направлены же страшные обвинения против единственного наследника, который внезапно обнаружился у престарелой балерины...
 
Вячеслав Борульник - грузинский бизнесмен. Работал в КГБ, затем в Правительстве Москвы помощником вице-мэра Иосифа Орджоникидзе. Перед тем как в 2000 году стреляли в шефа, тоже удостоился персонального покушения, но снайпер промазал. Да и мотив установить так и не удалось.
 
С Лепешинской Борульник познакомился чуть больше года назад. Привез ей подарок из Тбилисского музея танцора Вахтанга Чабукиани, когда-то выступавшего вместе с Ольгой Васильевной. Приехал, заглянул и стал наведываться постоянно. Говорит, что его «тронуло одиночество женщины, хотел помочь».
 
До этого у Лепешинской уже было несколько помощников по хозяйству. Но они все делали это за деньги. А Борульник вызвался бесплатно - «от души». Тут Лепешинская растаяла и написала ему дарственную на квартиру.
 
Почти год Борульник носил Лепешинской еду, которую готовила его жена, выполнял мелкие поручения и изо всех сил старался познакомиться с ее друзьями. У него была любимая фраза: «Вот увидите, я вам понравлюсь!» Ее поочередно услышали почти все, кто дружил с Ольгой Васильевной. Говорят, особенно Борульник навязывал знакомство дочке знаменитого спортивного комментатора Озерова Надежде. Лепешинская была почти что в родственных отношениях с этой семьей. И, по словам друзей Озеровых, Вячеслав просто осаждал Надежду звонками, напрашиваясь в гости. Но она отказалась его приглашать.
 


Фото: ИТАР-ТАСС

В общем, завербовать друзей Ольги Васильевны Борульнику так и не удалось. Возможно, причина в том, что он оказался далек от этого мира. Стиль общения панибратский, то и дело крепкий матерок... И с таким «багажом» - в общество, где супруги друг друга по имени-отчеству называют.
 
- Он мог ввалиться к Ольге Васильевне и, увидев за столом заслуженную артистку, игнорируя саму Лепешинскую, заорать: «Охренеть можно, кого я вижу в своем доме!» - возмущенно рассказывала Нина Гусенкова.
 
КВАРТИРА В КРОВАВЫХ ЛУЖАХ
 
Но сильнее всего знакомых балерины напугало то, что в доме Лепешинской подряд случились сразу две смерти при странных обстоятельствах... Всего за десять дней до кончины самой Лепешинской в той же квартире скончалась ее компаньонка - 87-летняя Рита (Ариадна Москаленко). Пятьдесят лет назад сироту Риту в дом к Лепешинским привел папа юной Ольги. Сначала она была просто помощницей по хозяйству, а потом стала для одинокой Лепешинской, как говорила она сама, «вторым я». Друзья шутили про них: «Чук и Гек». Ольга Васильевна в шутку ворчала: «Да уж, иногда мне кажется, что я и родилась с Ритой». Компаньонка была фанатично предана Лепешинской. Все эти годы она самоотверженно ухаживала за великой и своенравной подругой. И даже, когда ноги балерины стали полностью неподвижными, Рита помогала ей передвигаться, напрягая последние силы.
 
Рита умерла утром 6 ноября 2008 года. Борульник по телефону как-то сбивчиво сообщил, что компаньонка погибла. Приехавшие друзья Лепешинской - Нина Гусенкова и Александр Китник (военный, давний друг и названный «племянник» Ольги Васильевны, к которому она обращалась, если нужна была мужская сила - например, гвоздь забить) - рассказывают, что входная дверь была открыта и на полу в квартире - лужи крови. На пороге комнаты лежала мертвая Рита в одном нижнем белье. А в своей комнате с разбитым носом сидела перепуганная Лепешинская: «Рита заболела. А я упала, долго кричала, но ко мне никто не подходил!»
 
Еще в доме были Вячеслав Борульник с женой Светланой. Перед смертью Рита звонила им, просила приехать. Она же вызвала «Скорую». Прежде чем войти в квартиру, открыв дверь своим ключом, предусмотрительный Борульник вызвал соседку как свидетельницу, как будто знал, что ждет их в квартире. Вызвали врача. Тот поставил диагноз: «открытая трофическая язва». Правда, почему в квартире были лужи крови, это не объясняет.

Лепешинская в роли Сванильды в балете Делиба «Коппелия». Большой театр, 1957 год. Фото РИА «Новости».

 
- Я видел, как Борульник передавал врачу деньги, - говорит Александр Китник. - А может, это благодарность за беспокойство?
 
Все документы Риты у Борульника. Он же распорядился кремировать тело.
 
Рита была единственным «родным» человеком одинокой балерины. У них даже были оформлены взаимные завещания. Чтобы, если что-то случится с одной, все «совместно нажитое» могла бы по-прежнему использовать другая...
 
ЕЩЕ ЖИВУЮ БАЛЕРИНУ ХОРОНИЛИ
 
Друзей Лепешинской покоробило то, что прямо тут же, над остывающим телом Риты Борульники завели разговор о том, где и как потом будут хоронить Лепешинскую.
 
- Я говорю: «Позвольте, молодой человек! - вспоминает Нина Гусенкова. - Ольга Васильевна еще жива и лежит в той комнате! Давайте для начала хотя бы одну достойно похороним! И вообще Лепешинская - человек такого уровня, что ее похороны на правительственном уровне будут решаться».
 
В ответ Борульник потребовал «не вмешиваться в его дела».
 
Именно после смерти Риты супруги Борульники поселились в квартире Лепешинской. И ожесточенно оборонялись ото всех, кто «лез в их с Ольгой Васильевной отношения».

Ольга Лепешинская (справа) со своим «вторым я» - Ритой.

Ольга Васильевна перенесла сообщение о смерти Риты стоически. Уронила одну слезу и сказала: «Ну что ж, отмучилась». После этого не прошло и двух месяцев, как и сама балерина тоже скончалась.
 
- А она как будто чувствовала! - вполне искренне вздыхает Светлана Борульник. - Уже через неделю после Ритиной смерти рассказала, во что ее одеть на похоронах, что в гроб положить... Я начала плакать, говорю: «Не пугайте меня», - а она: «Зачем ты плачешь, когда это уже все решено, глупая девочка?»
 
Лепешинская умерла через полтора месяца после Риты. Но вскрывать тело Борульник не разрешил и тоже настоял на кремации. Старинных друзей Ольги Васильевны второй покойник подряд не на шутку напугал и навел на мысль: а своей ли смертью умерли женщина-легенда и ее подруга? Начали вспоминать, что перед кончиной балерины Борульники вели себя странно. Нина Гусенкова рассказывает:
 
- Они ее постоянно хоронили! Говорили: «Вы видите, как Ольга Васильевна плохо дышит? У нее уже все, у нее же отек легких пошел...» А она в этом смысле была абсолютно здорова! Я консультировалась у доктора медицинских наук, который последние десять лет лечил ее. Он очень удивился. «Нормальные, - говорит, - легкие. Хрипов нет...»
 
Всего за девять дней до смерти Ольга Васильевна подписала очень странный, нотариально заверенный документ о том, что свои похороны она доверяет Борульнику Вячеславу Владимировичу, 1947 года рождения, и просит Большой театр и ЦДРИ к ее похоронам не допускать.
 
Документ отпечатан на компьютере, но подписан действительно рукой Лепешинской. Вот только знала ли она, что подписывает? Например, соратники Ольги Васильевны по ЦДРИ боятся, что эта бумажка сделана только с одной целью - кремировать тело без вскрытия по требованию Борульника, и чтобы уже никакой эксгумации провести было нельзя. Что, собственно, и было сделано с телами обеих женщин.
 
- Я ее очень хорошо знаю, я могу предсказывать ее действия. Она бы никогда в жизни такого не написала! - говорит Александр Китник. - Тем более что Зинаида Кириенко, народная артистка РСФСР, которая сейчас председатель правления ЦДРИ, и Нина Михайловна, главбух, ездили к ней накануне, и никаких обид на Большой театр и на Центральный дом работников искусств Лепешинская не высказывала.
 
- Да вы знаете, что она поначалу вообще требовала, чтобы мы не только сожгли ее, но еще и пепел развеяли? - возражает Борульник. - Мы ее еле уговорили... Чтобы людям было куда цветы приносить и поклониться.

Когда корреспондент «КП» пришла в квартиру Лепешинской, урны с прахом артистки и ее подруги Риты небрежно лежали на диване среди других вещей.

Правда, место для поклонения Борульник организовывать тоже не спешил. Когда мы были в квартире Лепешинской, обе урны с прахом прямо в пакетах неаккуратно валялись на диванчике вместе с другой бытовой мелочью, картину завершал прислоненный тут же пылесос. И захоронили урны лишь после нашего визита, как раз на 40 дней со дня смерти балерины.
 
- Все это наводит на какие-то очень грустные мысли, - вздыхает друг балерины, писатель Валерий Поволяев (Лепешинская ласково звала его Поваляша. - Прим. авт.). - Невольно думается: не попал ли этот доверчивый, чистый и гениальный человек в те руки, в которые лучше никому не попадать? А может, она могла бы еще жить?
 
СО СТЕН КВАРТИРЫ ИСЧЕЗЛИ ПОДЛИННИКИ КАРТИН
 
В квартире Лепешинской рядом с документом про похороны, рассказывают очевидцы, лежал еще один, отпечатанный, но не подписанный. На имя президента. В нем Ольга Васильевна просила у Президента России Медведева... памперсы или денег на них. Само собой, Лепешинская такого не написала бы никогда, но подписать не глядя, тем более если веришь человеку, - вполне реально.
 
- Такое ощущение, что кто-то хотел на ней нажиться, хотя бы по мелочи, хоть по чуть-чуть, хотя бы на памперсах... - возмущаются друзья Лепешинской из ЦДРИ.
 
Дальше - хуже. Увы, в последнее время, видимо, 92-летняя балерина не всегда была в здравом уме. Плохо было и с памятью. Например, в ноябре она растерянно сообщила подругам, что Борульник приводил к ней какого-то человека и она подписала какую-то бумагу, но не помнит какую. А через пару дней выяснилось, что с ее сберегательной книжки по нотариально оформленной доверенности сняты накопленные там «на похороны» полтора миллиона рублей. Ольга Васильевна плохо разбиралась в современных деньгах и вряд ли отдавала себе отчет, какая сумма пропала.
 
Кроме того, в ее доме на стенах висели подлинные полотна Поленова, Саврасова, голландцев, эскизы. Это уже не говоря о фарфоре, мебели XIX века и хранящихся в шкатулке бриллиантах.
 
- Ольга никогда бы в жизни не отдала ни свои картины, ни свои бриллианты, - улыбается ее подруга Нина Гусенкова. - Она мне всегда говорила: «Я ничего не продала, я так этим горжусь, что я живу вот среди своего».
 
Так вот, через какое-то время завсегдатаи дома Лепешинской заметили, что на месте оригинальных полотен висят обычные репродукции...
 
- Я видел, как еще при жизни людей из их дома исчезала подлинная живопись, - возмущается Олег Шевчук, директор Благотворительного фонда им. О. В. Лепешинской. - Самой первой картину Поленова на репродукцию заменили, дальше уже и не знаю. А когда я этому Славе (Борульнику. - Прим. ред.) открытым текстом все выдал, он сказал: «А это все мое, у меня дарственная».
 
«ПОЧЕМУ МНЕ НИКТО НЕ ЗВОНИТ?»
 
«Борульники совершенно чужие ей! - наперебой твердят люди из постоянного окружения Лепешинской. - Она их даже по именам не называла. Только по кличкам. Он - Денди, она - дядя Том. Почему - бог его знает».

Наследниками балерины стали супруги Борульники - Вячеслав и Светлана.

Но Борульники, напротив, считают, что Ольга Васильевна только с ними в последние дни своей жизни и почувствовала, что у нее «есть семья». Вячеслав говорить о Лепешинской отказывается под напыщенным предлогом: мол, не буду же я передавать вам то, что она мне рассказывала про Сталина и Берия! «Я же фээсбэшник...» Светлана же говорит о балерине с удовольствием:
 
- Мы с ней ночами напролет болтали. Например, накануне ее кончины мы всю ночь смотрели альбомы. Ей вдруг приспичило найти фото себя в 18 лет, когда она получила первую правительственную награду. Она тогда ехала в автобусе, и ее забрали в милицию, потому что не поверили, что такая юная девушка могла получить такую высокую награду! Она очень мне доверяла, а я ухаживала за ней, как за мамой своей. С памперсами этими возилась постоянно, вы не представляете, какой это кошмар!
 
Доверяла ли Лепешинская Борульникам? Наверное, да... Может быть, поэтому все прежние друзья за несколько месяцев были вытеснены из дома.
 
- Ей никто не звонил и не приходил в последнее время... - вздыхает Светлана Борульник. - Я говорю: «Ольга Васильевна, около вас столько народу крутилось, и где они все сейчас?» Она обижалась на всех. И тоже иногда говорила: «Почему больной человек должен звонить всем, ведь, наоборот, больному человеку должны звонить!»
 
Правда, когда Лепешинская попросила заехавшего Александра Китника, чтобы он посмотрел, почему телефон все время молчит, выяснилось, что он был просто выключен из розетки.
 
СЛАБОСТЬ ВЕЛИКИХ СТАРИКОВ
 
- Вот так случилось... Я всегда говорю, наверное, мы с мужем что-то сделали хорошее в этой жизни! - сияет Светлана Борульник, говоря про дарственную на квартиру, которую оформила на них Лепешинская.
 
Значит, это была ее воля? Но, например, нотариус Елена Дворянчикова, которая вела дела Лепешинской, отказалась делать новое завещание на бывшего кагэбэшника. Единственное, что она сказала нам:
 
- Ситуацию с Борульником я не хочу комментировать - мне этот человек крайне неприятен.
 
О причинах же молчит: служебная тайна.
 
Я же, достаточно часто общаясь с Лепешинской по делам благотворительной рубрики (см. в «КП» материал «Все, что я хотела сказать, я уже станцевала»), тоже ни разу не слышала от нее намерения передать квартиру Борульнику. Она даже о том, что хочет завещать все на благотворительные нужды, говорила. О Борульнике - ни слова.
 
И тоскливее всего думать о незащищенности наших даже самых великих стариков. Любимая балерина Сталина, четырежды лауреат Государственной премии СССР, заработавшая на сцене больше наград, чем иной маршал на поле боя, знаменитая на весь мир, необыкновенная и неповторимая... Умерла, подписав кучу документов, значение которых вряд ли до конца понимала. И музейное наследие, имеющее огромную культурную ценность, попало в частные руки.
 
А ведь у нас еще много великих и одиноких стариков. Так как же защитить их?
 
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
 
Ольга Васильевна ЛЕПЕШИНСКАЯ. Родилась 15 сентября 1916 года в Киеве в семье инженера-мостостроителя. Родители хотели, чтобы она была музыкантом, но юная Оля пошла в Московское хореографическое училище. С 1933 по 1963 год вся ее жизнь и творческая судьба связаны с Большим театром. «Я так хотела танцевать, что меня держали за платье, чтобы я раньше времени не выскочила на сцену!» - говорила она.
 
Любимая балерина Сталина, так называли ее члены Политбюро. Танцевала во всех кремлевских концертах с участием вождя. После смерти мужа, начальника Генштаба генерала армии Антонова, оставила сцену.
 
Звания: народная артистка СССР, четырежды лауреат Государственной (Сталинской) премии СССР.
 
Награды: орден Ленина, орден Октябрьской Революции, два ордена Трудового Красного Знамени, ордена «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» II и III степени, медали «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.», ордена и медали Албании, Германии, Венгрии, Румынии, Швеции, Югославии.
 
Скончалась 20 декабря 2008 года в Москве.
 
ДОСЛОВНО
 
«Я первой в нашей дворянской семье стала читать «Комсомольскую правду».
 
Ольга ЛЕПЕШИНСКАЯ.