Вот уже не первый год новости «Интера» неизменно держатся в лидерах. Как показывают телевизионные рейтинги, большинство жителей Украины предпочитают узнавать о событиях в стране и мире из программ новостей этого канала. В чем секрет их успеха? Как журналистам «Подробностей» удается добывать свои эксклюзивы и вести репортажи из горячих точек нашей планеты? Об этом нам рассказал главный редактор информационного вещания телеканала «Интер» Антон НИКИТИН.
«НАШИ ЖУРНАЛИСТЫ РАЗЫСКАЛИ БАБУШКУ ОБАМЫ»
- Цифры показывают, что новости «Интера» смотрит каждый третий телезритель Украины. Как вы считаете, чем обусловлены такие высокие рейтинги?
- Наш главный экзаменатор - это зритель. И рейтинги свидетельствуют, что люди доверяют результатам нашей работы. Сейчас «Подробности» - главные новости страны. Мы показываем ту информационную картину мира, которая нужна и интересна зрителю. У нас много эксклюзивов. Как следствие, многие СМИ цитируют заявления политиков, которые впервые прозвучали на «Интере». Хочу подчеркнуть: даже в условиях кризиса канал не экономит на новостях и никогда не будет этого делать. Иначе мы начнем «недоговаривать» и «недопоказывать». А зрителю очень важно понимать, что для нашей команды не существует преград.
Из украинских каналов только у нас есть сеть корпунктов за рубежом: в Лондоне, Берлине, Вашингтоне, Париже и Москве. Наши журналисты работают в Грузии, Швеции, Израиле, Латвии, Сербии и во многих других странах. К тому же «Подробности» очень часто делают репортажи из тех мест, куда не каждый украинский журналист решится поехать.
- Например?
- Руслан Ярмолюк - единственный корреспондент из Украины в августе был в Цхинвале, когда город бомбили грузинские войска. Если бы не он и не оператор Юрий Романюк, то у всех было бы другое представление об этой войне.
Наш спецкор в США Максим Драбок делал сюжет из Кении о «главной бабушке Америки». Сара Хуссейн Обама - обычная кенийская старушка и… бабушка президента США. Интервью писали в простом деревенском доме. Она рассказывала нам о Бараке и показала комнату размером 8 квадратных метров, в которой будущий президент сверхдержавы жил с женой, когда приезжал после свадьбы. Такая история значит намного больше для зрителя, чем все остальные сюжеты об американских выборах.
ПОМОГАЮТ АВТОРИТЕТ И ЖЕЛАНИЕ ДОСТУЧАТЬСЯ
- Тяжело договариваться об интервью с очень известными и влиятельными личностями?
- По-разному. Многое зависит от напористости журналиста и его личного желания достучаться - и в прямом, и в переносном смысле. Однажды Дмитрий Анопченко делал сюжет о первой украинской Конституции и разыскивал во Франции потомков Пилипа Орлика. Поиски привели его в замок в Шампани. По чистой случайности дверь открыла сама хозяйка поместья графиня Антуанетта де Вилль Буже, только что вернувшаяся из путешествия. Она опешила от наглости нашего журналиста, ведь даже члены семейства предупреждают о своих визитах заранее, но Дмитрий настолько сумел очаровать графиню, что она согласилась уделить ему время.
Часто в нашу пользу срабатывает статус. В начале прошлого года «Подробности недели» подали запрос на интервью с Джорджем Бушем и, честно говоря, не особо рассчитывали на положительный ответ. Однако Посольство США в Украине пошло навстречу самому рейтинговому украинскому каналу и помогло в получении эксклюзива в марте, за неделю до визита президента США в Украину. Впервые в истории страны украинский телеканал сделал интервью с американским президентом.
- Разговор с лидером США сильно отличается от аналогичных бесед с нашими лидерами?
- Сильно! Интервью длилось обусловленные протоколом шесть минут, но при этом мы успели задать все вопросы, которые нас интересовали. Многим украинским политикам стоит поучиться у Буша - отвечать четко и по существу, независимо от того, удобные вопросы или нет.
|
«НАС НЕ ИНТЕРЕСУЮТ ЖЕЛТЫЕ НОВОСТИ»
- Журналистские расследования - это визитная карточка «Подробностей». Насколько они эффективны?
- Многие из тех, кто к нам обращаются, считают, что телевидение - сила, которая может все. Наша задача - не ловить за руку конкретных людей, а показать проблему, громко заявить о ней. Хотя иногда получается так, что делаем и то и другое. Например, материал о покупке водительских удостоверений. Мы показали все: как это сделать, сколько это стоит. После выхода сюжета в эфир последовала реакция соответствующих органов, было много шума. Такое телевизионное расследование можно считать эффективным.
Еще более громкий случай - дело семьи Зайцевых. Зрители наверняка помнят историю молодой женщины Светланы из Макеевки, приговоренной судом за убийство, которого она на самом деле не совершала. Позже нашлись настоящие убийцы, но за время, проведенное в тюрьме, женщина заразилась туберкулезом и умерла через несколько месяцев после освобождения, остались трое детей. Мать Светланы подала иск, и суд вынес решение выплатить семье беспрецедентную по украинским меркам сумму - 2 миллиона гривен. Казначейство и прокуратура отказались платить. Наш сюжет увидел президент Виктор Ющенко и дал распоряжение генпрокурору Медведько разобраться в ситуации. Мы следили за развитием событий, и вот совсем недавно, в декабре прошлого года, в деле была поставлена точка. Всю сумму Зайцевым выплатили.
- Что для вас табу? Есть ли новости, которые никогда не попадут в эфир?
- Желтые новости нас не интересуют. На уровне табу - частная жизнь людей, хотя такие материалы гарантируют телевизионные рейтинги.
- Почему в эфире так много политики и так мало, скажем, культуры?
- Я бы поспорил, что мы мало показываем жизнь вне политики. Конечно, если в стране напряженная ситуация, то некоторые культурные события могут и не попасть в выпуск. Но исторические даты, имеющие значение для государства, юбилеи мировых классиков и мероприятия мирового масштаба мы не оставляем без внимания. К примеру, наша съемочная группа аккредитована на вручение премии «Оскар», мы будем показывать Каннский кинофестиваль и многое другое.
- Есть ли какая-то зарубежная программа новостей, которая является для вас эталоном?
- Эталонов нет. У западных СМИ более агрессивная журналистика, больше присутствия на месте событий, в информационных службах работает большее количество людей. Они стараются оперативно включиться в любое время практически с любой точки планеты. Их преимущество, скорее, в техническом ресурсе. Что касается профессиональных качеств, мастерства, то наши корреспонденты ничем не уступают западным коллегам.
ПРЯМОЙ ЭФИР - ВСЕГДА ФОРС-МАЖОР
- Легко ли стать ведущим новостей?
- Здесь многое зависит от личности человека. Телевидение в этом плане очень жесткая штука. Должен быть определенный голос, внешность, умение подавать информацию. Не каждый журналист может стать телеведущим, тем не менее у каждого ведущего должен быть за плечами журналистский опыт. Все наши ведущие когда-то работали «в поле».
- Часто ли происходят форс-мажоры? Как выходите из таких ситуаций?
- Прямой эфир - всегда форс-мажор. Даже если на экране все выглядит гладко, это не значит, что за кадром все так же спокойно. Часто наиболее важные новости поступают в последний момент и монтируются уже в процессе программы… А однажды выпуск чуть не оказался под угрозой срыва. Ведущему Руслану Сеничкину неожиданно стало плохо перед самым эфиром, мы боялись выпустить его в кадр. Но он настоял на своем - сказал, если мама не увидит его, поймет, что что-то случилось. А после программы в гримерке его ждали врачи скорой помощи…
- «Подробности» уже довольно долго удерживают первые позиции в рейтингах. Как вам удалось не только получить такие показатели, но и закрепить их?
- Каждый день в 20.00 люди включают «Подробности» для того, чтобы узнать, чем живет мир. Для нас это огромная ответственность, которая не позволяет сбавлять темп. Насчет показателей - они не самоцель. Мы первые. А здесь - как в спорте: тот, кто идет первым, никогда не знает, поставит ли он рекорд. Единственное, что он знает, что все соперники - за ним и нельзя оглядываться и расслабляться, иначе тебя обойдут. Сложность нашей ситуации в том, что новости - это марафон, который никогда не заканчивается. Но мы с этой дистанцией справляемся.